Этика – детям

681 0

Нравственное воспитание должно основываться на привычке и навыке доброго чувства.

                                                                                                  Назаров Владимир Николаевич

Если хочется что-то яснее понять и доступно изложить взрослым – сначала нужно попытаться объяснить это ребёнку?

Тем более что каждый из нас, даже не будучи родителем или педагогом-воспитателем, однажды сталкивается с необходимостью дать кому-то «правильное» понятие о добре и зле.

 

Известно: дети запечатлевают образ поведения своих близких, поэтому прежде всего в воспитании – личный пример. Но однажды, лет с 3-х, наступает возраст почемучек.

Если подростки спрашивают, чтобы соотнести ответ с поступками отвечающего, сравнить с ответами других авторитетов и сделать вывод, то малыши ответы на свои бесчисленные «почему» принимают как единственную реальность.

 Как для них связать, например, понятия добра и счастья, если сам уже отчасти ожесточён явью жизни, в какой-то степени стал опустошённым циником, лицемером?

Хорошо, если дитё самостоятельно смотрело только добрые мультики, а злые – с комментариями старших, как прививки. Если ему читали только добрые сказки, книжки, например, «Притчи для детей и взрослых» А.Лопатиной и М.Скребцовой, на которые можно опереться в ответе, если ему пели добрые колыбельные, обезопасили общение с гаджетами.

 Но как ему обеспечить переход из доброго воображаемого мира в мир конкурентной борьбы, достаточно жёсткий мир детсада, условия далеко не совершенной школы, не говоря уже о дальнейшем?

Как не допустить так называемого когнитивного диссонанса, конфликта представлений о мире, возникающего в результате традиционного воспитания – одной из главных причин психосоматических, невротических, психотических расстройств, неадекватной требовательности, конфликтных отношений – изломанных судеб?

 

Как, например, плавно сменить образ доброго Деда Мороза на образ бога-Добра, бога-Любви?

Для начала, наверно, самому нужно постараться как-то совместить в своей жизни добро и счастье, регулярно строить Прекрасное Далёко для себя и потомков в воображении, мечтая о Нём,  приводя себя в соответствие Ему, чтобы Лучшее будущее начало потихоньку становиться настоящим?

Закон:  если в воспитании не уделять времени этике как руководству к действию, не грести против зла энтропии – будет сносить:  добро в душе воспитуемого (впрочем, как и в душе воспитующего) обязательно будет уступать место злу, ибо «Царствие Небесное (имею в виду состояние сердца) силою берётся», или «бог тянет за руку, а чёрт за обе ноги».

 

Я пишу, чтобы, перечитывая, понять самому. Пишу, чтобы разбираться, размышляю письменно – это наглядно и памятно, а достаточная для общедоступного изложения ясность мне, похоже, не светит.

 

Переводить себя для кого-то мне очень трудно, да и «язык» читателя нужно знать, а для детей писать ещё сложнее, но это актуально, интересно, поэтому буду пытаться, но уверен:  у тебя, добрый читающий, это получится гораздо лучше – стоит только взяться!

Я, может быть, лишь наведу на какую-то идею, ассоциацию?

 

Конечно, малышам лучше всего сказка. Например, это может быть сказка о царстве добра и царстве зла в душе каждого человека, царствах, которые не пересекаются, но в каком царстве жить, какого царя поселить в своём сердце – выбираешь сам. Селишь царя-Добро – на душе становится тепло, радостно, всех хочется понимать, любить, видеть счастливыми, мир видится цельным и ярким, многокрасочным, чудесным. Даёшь захватить трон души царю-Злу – видишь всех врагами или временными союзниками, мир раскалывается на своих и чужих, теряет краски, оттенки, становится чёрно-белым, затем серым.

 

Подростку же можно сказать, что добро и зло – это состояния мира души – либо одно, либо другое. Тумблер – воля. Искать тумблер, переключатель – значит становиться хозяином своего мира, хозяином себя. Хозяином – значит сотворцом, аватаром, богом-Добром, контролирующим «тумблер», добивающимся только Доброго счастья,

Простейший способ контроля:  о чём думаю – тем и стаю. Думаю о Добре, делая ли доброе дело, читая ли добрую книгу, общаясь ли с добрым человеком – чувствую Добро, стаю Добром. На душе становится тепло, радостно, легко, я свободен и счастлив, чувствую себя здоровым, вижу всех добрыми, даже когда они бывают злыми – понимаю, почему они злятся и какими они могут быть добрыми.

Можно, например, сравнить людей с диполями – см. «Исповедь о Главном», глава «О «правильном»: «Человек представляется мне диполем – этакий диполь Зло-Добро, но при сближении, даже мысленном, взаимопритягиваются одинаковые полюса…»

 

Говоря о смысле жизни со знакомым с основами электрики школьником, можно сравнить жизнь с током:  если ток – это движение от минуса, отрицательного полюса к положительному, то жизнь – это движение от зла к добру.

Без внешнего зла нет тока жизни. Хотя в благополучном детстве, особенно когда родители усиленно ограждают ребёнка от всего худого, безобразного, даже от фактов смерти, жизнь представляется почти сплошным благом, её можно сравнить с захватывающим, радостным плаванием по спокойной, доброй, бесконечной реке.  

Сталкиваясь во взрослости со злом, «перекатами» реки судьбы, сильный человек начинает бороться с этим злом, разрушать его, наконец, отталкиваться от него. Таким образом, для большинства жизнь связана прежде всего именно с борьбой со злом. Многие при этом не замечают, как сами стают злом – впускают его в душу. Увы, очень немногие однажды «просыпаются» и начинают стремиться прежде к Добру, понимая и оправдывая зло, понимая необходимость зла, при этом не принимая его в своё сердце.

 

Начинают «течь» по жизни сознательно, целенаправленно, стремиться к Добру в полную силу, с желанием, удовольствием, радостно, созидая. Стремление всем существом к идеалу и есть Жизнь. Полная, насыщенная, предельно активная – счастливая.

 

Зло, помогает оно или мешает, заставляет меня бороться, преодолевать, но должно оставаться внешним, я не позволяю ему войти в душу! А вошло – выгоняю Добром.

 

Обязательно дать ребёнку, играющему с солдатиками, понимание арьергардности борьбы со злом, разъяснить, что  одно из условий счастья в том, что зло нужно стараться использовать как помощника («кто нам мешает – тот нам и поможет!»), как то, что толкает к добру и от чего можно активно отталкиваться в направлении наибольшего желания. Например, «нашим» солдатам нужно добраться до сада с волшебными яблоками или совершить иные подвиги сказочных героев, а на них вдруг нападает неприятель. Чтобы выполнить главную задачу – добраться до яблок, нужно не дать себе увязнуть в борьбе с врагом, часто не обязательно его уничтожать, можно, например, обойти его главными силами, применив обманный манёвр, отвлечь, выделить специальный отряд, прикрывающий устремившиеся к Цели основные силы.  

Мол, бороться со злом на пути к счастью приходится только в том случае, если не понятно, как иначе бороться за добро, быть добрым-счастливым.

 

О противостоянии одержимых. Каждый в жизни встречается с дерущимися, соперничающими когда приходится делать выбор:  либо пройти мимо, либо броситься разнимать, начать увещевать, либо ввязаться в конфликт на чьей-то стороне, либо обратиться за помощью.

С опытом жизни всё больше становится видна правота каждого, обусловленность его состояния и действий, особенно хронически ругающихся соседей. Всё меньше времени требуется для оценки ситуации и принятия решений, всё чаще действуешь по интуиции, спонтанно, и всё чаще не вмешиваешься, если не просят – только молишься за каждого, сочувствуешь, желаешь доброго счастья:  всё больше понимаешь, что стороны стоят друг друга, что они должны обменяться ударами, чтобы понять себя.

Но как объяснить это ребёнку? Комментировать агрессивные мультики, боевики, детективы? Разбирать, анализировать школьные ссоры в свете, например, межличностной конфликтологии?

 

 Как дать понятие о счастье злом и добром, о приоритетности борьбы за Добро? О различных способах защиты, способах уворачивания от стрел зла, об отождествлении себя с любящим и понимающим Наблюдателем, оценивающим и отбирающим приходящие в голову мысли, отождествлении себя с Добром сердца как защите абсолютной? О Добром Образе Жизни? О создании личностной программы, например, помочь ребёнку составить некий личный «кодекс воина-защитника» по примеру былинных богатырей, индейцев, самураев, «Науке побеждать» А.В.Суворова, «реставраторов», «поисковиков»?

 

Работа, конечно, большая, но – благодарная!

Да, очень сыро, непрофессионально, но спешу поделиться «горячим», да и флажок на моих часах наклонился…

Помогите, пожалуйста, кто чем может, станьте соавторами, дайте ссылки, отсылки, используйте на общее благо!

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru