Кружок диалектики (2018-2019). 09. «Положительное суждение». М.В.Попов.

747 1

5 марта 2019 года под руководством доктора философских наук М.В.Попова состоялось очередное занятие Кружка любителей гегелевской диалектики КЛГД по теме “Положительное суждение”. Продолжалось рассмотрение суждения как категории, содержащей в снятом виде предшествующие категории диалектики. Субъект в суждении выступает как единичное, а предикат как всеобщее. Форма положительного суждения выражается двумя положениями: единичное есть всеобщее и всеобщее есть единичное.

Как вступить в Рабочую партию России: http://www.r-p-w.ru/kak-vstupit-v-rab…
___

Комментарий редакции

Ключевые идеи видео


1. Суждение как связь единичного и всеобщего
Суждение объединяет субъект (единичное) и предикат (всеобщее) посредством связки. Например, конкретное яблоко не только само по себе, но и выражение "яблока вообще" — оно принадлежит ко всем яблокам прошлого, настоящего и будущего. Суждение поднимает единичное во всеобщее и, наоборот, опускает всеобщее до конкретного бытия.

2. Первые формы суждения: суждение наличного бытия
Начало любого логического анализа — это непосредственное, простое суждение, отражающее наличное бытие. Оно непроработанное, абстрактное, не содержит глубокой рефлексии и пока не определяет границы предмета. Пример — утверждение "единичное есть всеобщее".

3. Положительное суждение и его ограниченность
Положительное суждение — это первая, простейшая форма, где субъект и предикат противопоставлены абстрактно: "единичное есть всеобщее". Оно важно именно как отправная точка, но ограничено тем, что еще не содержит отрицания и движения, являясь лишь грубой связкой.

4. Истина в суждении и соотношение с реальностью
Истина суждения — это соответствие понятий и реальности, согласие между концептом и конкретикой. Но с точки зрения диалектики Гегеля, сама форма суждения уже в каком-то смысле есть истина как согласие, но не абсолютное, а начальное, требующее дальнейшего развития.

5. Развитие суждения: от абстрактного к конкретному
По мере продвижения от простых к сложным формам суждения понятие разворачивается, появляется отрицание, опосредование, диалектическое снятие (aufheben) и т.д. Даже понятие положительного всегда уже намекает на свое отрицание.

6. Пример с яблоком и столом
О единичном мы судим только через всеобщее: предмет "яблоко" или "стол" попадает под общее понятие, но также и "всеобщее" не существует без множества единичных проявлений — нет абстрактного яблока без конкретных яблок.

7. Язык как воплощение категорий
Язык — это выражение мышления, новый уровень постижения мира. Форма "субъект есть предикат" отражает универсальную структуру любого высказывания, связи между индивидуальным и общим.

8. Тавтология и отрицание
Истинное логическое развитие движется от простого повторения (тафтологии: "а = а") к различиям ("а есть не-а"), когда каждая новая ступень снимает, но и сохраняет предыдущее.

9. Роль тотальности и отрицания
Система категорий развивается не как линейное наращивание, а как возвращение к простоте с углублением — тотальность выстраивается на каждом уровне как новое единство всех предыдущих различий. "Положительное" имеет смысл только во взаимодействии с "отрицательным".

Выводы и практические замечания


- Всякая мысль и высказывание начинается с простого и конкретного; даже абстрактные категории мы вынуждены проходить заново на новом уровне, когда размышляем о субъективном (в области сознания), а не только о внешнем бытии.

- Простая форма суждения ("единичное есть всеобщее") — важнейшая основа, без которой невозможны дальнейшие логические и онтологические ходы. Но за этой внешне банальной связкой скрыт сложный процесс: каждое суждение включает противоречие, потенциал отрицания и последующего конкретного развития.

- Язык не нейтрален: через структуру "субъект — предикат — связка" выражается фундаментальное свойство человеческого мышления — связывать индивидуальное и универсальное. Это подтверждается и в повседневной практике, и в теории, например, в программировании или формировании научных категорий.

- Иллюзия простоты ("понятно все") обманчива: за самой элементарной формой мышления скрыты история, движение, скрытый конфликт и потенциальная глубина. Можно провести параллель с нейросетями: даже самые простые операции могут включать глубоко скрытую структуру и сложные слои обработки.

- Важно помнить, что философская проработка даже простых суждений требует постоянного возвращения и проверки исходных понятий. Как и в любой науке или духовной практике, истина — это процесс, а не статичное обладание ответом.

- Практическая мудрость здесь — осознанно относиться даже к самым "очевидным" категоризациям, улавливать скрытые противоречия и не увлекаться механическим применением абстракций.

Открытый вопрос читателю


Видя, как даже простейшее суждение скрывает в себе слоистую структуру значений и противоречий, не возникает ли у нас соблазна довольствоваться "очевидностями"? Как отличить подлинное движение мысли — насыщенное смыслом, поиском, диалектическим напряжением — от пустого повторения и тавтологии? Каким образом мы можем развивать навык видеть в привычных вещах глубину, не теряя при этом связи с реальностью?
Редактор: simple4o
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
Один комментарий » Оставить комментарий
  • 1177 885

    Когда еще и Гегеля не было, Предки наши организовали нечто вроде кружка космической диалектики!
    А было это более 7527лет назад…
    Вот тебе, Читатель, фрагмент той эпохи ( славной!):

    2 (2). Собиралися-соезжалися к Вайтмане Небесной той,
    Роды х’Арийские и Да’Арийские,
    Pоды Рассенов и Святорусов,
    вожди и воины всех Родов Расы Великой,
    собирались Ведуны сребровласые
    и Волхвы Многомудрые,
    и служители Бога Единого[4]…
    ………………………………………………

    3 (3). Собиралися-соезжалися,
    вкруг Вайтманы рядами разсаживались,
    много дней Богов прославляли…
    И отворилась Вайтмана, выходил из неё во плоти
    Светлый Бог Небесный…
    ………………………………………………
    ………………………………………………
    ………………………………………………

    4 (4). Рек Бог вечнопрекрасный:
    Я явился из Урай-Земли[5],
    из Сварги Небесной, где течет Ирий светлый,
    в садах Вырия, возле Асгарда Небесного,
    я Перун Громовержец, Сварога сын.
    Слушайте люди и воины Родов Человеческих слова мои,
    поучение слов моих слушайте…
    Говорил Перуну, Ратибор, воин из Рода Святорусов:
    Ты скажи-поведай Светлый Вождь,
    есть ли смерть для воинов Родов наших?

    5 (5). Отвечал Перун воину: Нет смерти
    для воинов Рода Небесного…
    Всякое явное либо тайное сомнение сердца,
    Бог Вышень, Хранитель Миров,
    Отец Сварога и Дед мой,
    лучший из всех Мудрых, разрешит…
    Знаю, вечна Премудрость Богов.
    Кто став учителем, даже если Великую Тайну поведал,
    не порицаем Богами, ибо нет смерти для них…
    ………………………………………………

    6 (6). И спросили люди Громовержца Многомудрого:
    Ты, скажи нам, Сварожич, поведай,
    почему Служители Бога Единого и Странники Божии,
    путем познания Вед хотят добиться Безсмертия?
    Ты, скажи нам, поведай,
    есть ли смерть в Мире Яви или Безсмертно[6] все?
    Что же из двух – правда?

    7 (7). Отвечал им Сварожич: Правильно то и другое,
    но лишь в заблуждении
    певцы учат о смерти, люди.
    Я же называю обманом – смерть,
    а необманом, Безсмертие называю…
    В самообмане Леги[7] погибли,
    необманом бытие достигается в Прави.
    И смерть не как рысь пожирает рожденных,
    воспринимаемой нет у неё формы…
    Смерть наблюдаете вы в окружении,
    а для себя вы её не найдете…

    8 (8). Иные люди считают, что Удрзец – Бог мертвых,
    отличен от смерти, а хождение ваше
    в Мир Прави Безсмертно,
    оно в Душах и Духе у вас пребывает;
    Этот же Бог царит в Мире Предков,
    благой Он к благим, к не благим же не благ Он…
    Велением Удрзеца, в Детях Человеческих
    проявляются гнев, заблуждение и смерть,
    принявшая жадности образ…

    9 (9). Самостью сбитый с дороги,
    единения с Душой человек не достигает…
    Во власти смерти заблудшие люди
    движутся этой дорогой и, умерев,
    снова и снова в Нави Мир попадают…
    За ними с пути сбиваются чувства,
    поэтому смерть, называют Марёна…

    10 (10). Увлекаясь своими деяниями,
    в погоне за их плодами,
    они продолжают идти в таком направлении
    и не превозмогают смерти…
    Вместо стремления к праведным целям,
    как Совесть людей призывает,
    Дитя Человеческое, на Мидгарде[8] рожденное,
    станет вращается в Кругу наслаждений и
    на этом пути его смерть поджидает…

    11 (11). Это – великое заблуждение чувств,
    с тщетными целями соединяясь,
    движется в Пекло[9] по тщетной дороге…
    Пораженное связями со тщетными целями,
    и о них день и ночь помышляя,
    ваше сокровенное Я
    начнет поклоняться внешнему Миру Яви…
    ………………………………………………

    12 (12). В Мире Яви, проявленном Родом,
    первое, что людей поражает,
    это желание чужого,
    вскоре оно за собой влечет гнев и похоть.
    Эти три порождения темных,
    людей неразумных к смерти приводят,
    а в Мире Яви, лишь стойкие люди,
    в ком правит Совесть,
    стойкостью смерть побеждают всегда…
    ………………………………………………

    13 (13). Устремленной мыслью бурлящие чувства успокоив,
    пренебрежением с ними нужно бороться…
    Для таких нет смерти,
    ибо они Знанием
    преодолели страсти и превзошли смерть…
    А человек, стремящийся за вожделением,
    идя за страстями, гибнет…
    Но победив желания порочные,
    с себя всякий прах страстей человек сдувает…
    ………………………………………………

    14 (14). Для всех существ и людей
    Пекло кажется тьмой беспросветной;
    как безумные они стремятся безпечно к провалу…
    Но человеку, который отринул безумие,
    что смерть может сделать?
    Кто же откажется от обладания Мудростью Древней,
    тот пусть ни о чем ином и не мыслит,
    как бы изгнав из себя Силу Жизни!
    ………………………………………………

    15 (15). Гнев, жадность и заблуждение глубинного Я,
    вот смерть; и они – в этом теле земном…
    Человек познавший Мудрость
    Богов и Предков своих
    знает, что так порождается смерть,
    и смерть его здесь не пугает…
    В его области смерть изчезает,
    подобно тому, как изчезает смертный,
    попав в область смерти…
    ………………………………………………

    16 (16). И спросил Перуна, Один,
    воин из Рода х’Арийского:
    скажи нам, почему молвят Волхвы говоря,
    что совершая жертвоприношения безкровные,
    люди могут достигнуть блаженных Миров Прави,
    чистейших непреходящих…
    Веды их называют высочайшей целью;
    кто это знает, как он может заняться делами?
    ………………………………………………
    ………………………………………………

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru