Кружок диалектики (2018-2019). 07. «Суждение как определённость понятия». М.В.Попов.
12 февраля 2019 года под руководством доктора философских наук М.В.Попова состоялось очередное занятие Кружка любителей гегелевской диалектики КЛГД по теме “Суждение как определённость понятия”. Суждение рассматривалось как категория, содержащая в снятом виде предшествующие категории диалектики.
Как вступить в Рабочую партию России: http://www.r-p-w.ru/kak-vstupit-v-rab…
___
Комментарий редакции
Ключевые идеи видео
1. Центральность диалектики в марксизме:
В беседе подчеркнута ключевая роль диалектики и ее неразрывная связь с марксистской философией, политэкономией и научным социализмом. Любые попытки сбросить значимость диалектики или вычленить ее из марксизма приводят, по сути, к разрушению целостности метода и подрывают основы учения.
2. Категориальное мышление и органика развития понятий:
Раскрывается логика развития категорий в философии — от бытия через сущность к понятию. Суждение выделяется как важный этап, определенность понятия, переходящая в дальнейшее развитие диалектических фигур.
3. Суждение как противоречие и соединение единичного и всеобщего:
Основная мысль Гегеля, на которую опирается автор — суждение есть выражение противоречия между субъектом (частным, единичным) и предикатом (всеобщим), их синтез и противопоставление одновременно. В этом движении разворачивается процесс познания, где каждое суждение становится ступенью развития категории.
4. Диалектика — наука о развитии и целостности:
Особое внимание уделяется методологии: диалектика всегда движется к рассмотрению целого, связности частей и их взаимного влияния. Не только части формируют целое — целое влияет на развитие частей. Это выражается в настойчивой необходимости возвращаться к ранее изученным категориям — понимание на новом уровне требует учета всей истории развития понятий.
5. Преодоление абстрактного формализма:
Важный акцент — нельзя свести изучение логики (по Гегелю) к перечню определений или сухой классификации. Логика — живая система развертывания мышления, где каждое понятие свернуто включает в себя предыдущее и раскрывает последующее.
6. Суждение как истина в движении:
Истина, постигаемая через суждение, не абсолютна и не раз навсегда задана, она становится в процессе: это результат соотнесения единичного и всеобщего, “согласие понятия и реальности”. Но даже в элементарном суждении (“это яблоко”) присутствует все богатство логических отношений, единство определения, отрицания и их синтеза.
7. Практико-теоретический посыл:
Подчеркивается важность не просто чтения, а глубокого освоения материала, возвращения к пройденному (по примеру Ленина). Только так возможен подлинный прогресс в понимании и практическом использовании диалектико-логического метода.
---
Выводы и размышления
Беседа раскрывает диалектическое понимание суждения не как сухого соединения субъекта и предиката, но как процесса, в котором проявляется противоречивая природа развития мышления и самой реальности. Суждение становится ареной борьбы и единства противоположностей: частного и всеобщего, бытия и понятия, статичности и движения. Всякий акт мышления — пусть даже формулирующий простую истину типа “это яблоко” — уже содержит в себе диалектическую драму: и утверждение, и отрицание, и их синтез.
Попытки игнорировать эту сложность — заменить живое мышление механической схемой — обречены на поверхностность. В то же время, чрезмерная абстракция, не связанная с жизнью и практикой, превращает философию в пустой формализм.
Зрелое мышление, к которому призывает автор, требует постоянного возвращения к основам, включения частного в целое (и наоборот) на каждом этапе размышления. В этом видится и глубочайший гуманистический урок: принимать неоднозначность, видеть ценность противоречия как двигателя развития, относиться к истине как к процессу, а не к догме.
Открытый вопрос:
Можно ли современному человеку, стремящемуся к эффективности и простоте решений, принять и встроить в свою жизнь столь противоречивое, "долгое" диалектическое мышление? Не является ли склонность мгновенно фиксировать “истину” в однозначных суждениях самой большой ловушкой для нашего разума и общества?