Кружок диалектики (2018-2019). 03. «Единичное». М.В.Попов.
13 ноября 2018 г. под руководством доктора философских наук профессора СПбГУ М.В.Попова состоялось третье в 2018-2019 учебном году занятие Кружка любителей гегелевской диалектики по теме “Единичное”. Рассматривалось единичное как конкретно всеобщее и переход Единичного в Суждение.
Желающие вступить в Рабочую партию России, читайте Программу и Устав на сайте партии и пишите на почту fra-len@mail.ru
___
Комментарий редакции
В обсуждении кружка диалектики развернуто изучается гегелевская триада категорий: всеобщее — особенное — единичное, с опорой на "Науку логики" Гегеля. Лектор и участники кружка стараются не просто классифицировать эти категории, но увидеть их внутреннюю взаимосвязь, единство процесса мышления и критику формально-логического подхода.
1. Категории и их взаимосвязь
— Всеобщее, особенное и единичное не существуют изолированно, только в живой взаимосвязи.
— Единичное рождается как возвращение к всеобщему, т.е. как "отрицание отрицания".
— Нет четких границ между этими категориями: они переходят друг в друга, и границы между ними "стерты".
2. Критика формальной логики
— Формальная логика склонна разлагать мышление на отдельные ячейки (категории, виды суждений), теряя живую ткань переходов и единств.
— Диалектика же стремится схватить неразрывность, процессуальность, насыщенность движения понятий, как в живой реальности (яблоко — особое, и единичное, и всеобщее одновременно).
— Пример с яблоками: невозможно провести абсолютно четкие границы между видом, сортом, конкретным плодом, так как их определяет единство и пересечение свойств.
3. Абстракция и конкретика
— Единичное — не просто "частный пример", это высшая конкретизация всеобщего.
— Процесс мышления неразрывно связан с движением категорий, поэтому нельзя изучать, выбрасывая историю возникновения или перечеркивая процесс.
4. От понятий к суждению
— Переход от категорий к форме суждения (субъект — предикат) диалектически необходим: утверждение “единичное есть всеобщее” уже есть простейшее суждение.
— Рефлексия над формальной и диалектической логикой показывает единство суждений, а не их изоляцию.
5. Практический подход и отношение к знаниям
— Подчеркивается важность не просто сухого запоминания определений, а глубокого переживания и осознания смысла категорий.
— Важна дисциплина, постоянное повторение и возвращение к предыдущим идеям — чтобы каждый шаг был результатом внутреннего развития мысли, а не формального деления.
6. Обращение к современности и критика социальных явлений
— Кратко проводится мост к современности: как неумение мыслить диалектически приводит к заблуждениям и ошибкам на политическом уровне и в социальном устройстве.
— Затрагивается вопрос образования и разрушения научных институтов как утраты всеобщего ради сиюминутной пользы — пример беспринципности и оппортунизма.
7. Подход к обучению и личной включённости
— Изучение диалектики не терпит принуждения; усвоение трудных, глубоких вещей возможно только через внутреннюю любовь к предмету.
— Принцип «стоять на плечах гигантов» противопоставляется поверхностному изучению, квази-логичности и прагматичности без философской глубины.
Выводы и философская перспектива
В этой лекции центральной мыслью становится невозможность отделения единичного, особенного и всеобщего как абсолютно независимых понятий. Их истинный смысл раскрывается только в динамике, взаимопереходе и единстве противоположностей — ключевой момент диалектики Гегеля. Простое перечисление или формальное деление неизбежно приводит к потере сути, ведь жизнь, мышление, даже познание научных и социальных явлений — это всегда напряжённое единство конкретики и абстракции, личного опыта и универсальных законов.
Переход от понятия к суждению — не только логический, но и экзистенциальный скачок: любое рассуждение всегда уже есть утверждение о единстве универсального и индивидуального, о нашем месте в цепи смыслов. Можно сказать, что каждое "единичное" (будь то человек, яблоко или мысль) — проявление всеобщего, но в каждом индивидуальном содержится отпечаток всеобщности, оживающей именно в неповторимом. В этом, быть может, кроется одна из самых тонких загадок бытия — как сохранять уникальность, не теряя причастность ко всеобщему?
Завершая, можно спросить себя: не стоит ли поиск истинного бытья — и в логике, и в жизни — начать с принятия противоречия как неделимой части любой истины? Возможно, только открытость этому внутреннему движению — между отдельным и целым, личным и универсальным — позволяет приблизиться к мудрому, живому отношению к миру и к самому себе. А где в моём сегодняшнем опыте "единичное" становится отражением "всеобщего"? Может быть, истинное развитие мысли и жизни всегда скрыто в этом незримом балансе?