Праздники славян. Что это такое и как проводить? Алексей Орлов
Семинар на о. Ольхон
Ведущий – Алексей Орлов
Что означают слова “ПРАЗДНИК” и “ОБРЯД”. Для чего существуют славянские праздники, каковы их особенности, как праздновать и что делать во время таких дней.
Кто такой обрядодей и какую роль он играет на праздниках.
Об этих и многих других важных и полезных вопросах поведал Алексей Орлов на семинаре, проходившем на о. Ольхон.
Если эта тема важная – расскажите о передаче друзьям, сделайте мир лучше!
Быть ДОБРУ!
—————————————-
Ставьте “лайки” и “любо”, делитесь ссылками с друзьями и просто хорошими людьми, размещайте ролики на своих страницах в соц.сетях – всё это увеличивает популярность видеороликов и количество людей их смотрящих, и Мир становится лучше.
—————————————-
Вы можете оказывать помощь “радио”:
Сбербанк VISA Electron
4817 7600 0233 9343
PayPal
+79210796843
https://www.paypal.me/slavradio/
Яндекс кошелек
41001780600797
Webmoney
R399095957515
U226147563760
B351044125411
Z118668641974
E367071008606
K240759067082
H698987097090
X294041615173
G181849392477
Visa QIWI Wallet
+79210796843
—————————————-
Комментарий редакции
Ключевые идеи:
1. Смысл праздника и "правдани́ка" (правда-праздник):
Праздник в славянской традиции – это не просто совместное времяпрепровождение, а сакральное событие, в ходе которого происходит единение земного и божественного, горизонтального и вертикального измерений жизни. Праздник связан с почитанием предков, благодарением богов, восстановлением гармонии между людьми, природой и высшими силами.
2. Обряд – структурирующая основа:
Праздник невозможен без обряда, который выстраивает отношения "в ряд", упорядочивает действия, мысли и намерения участников. Обряд – это не застывшая форма, а живая система, вобравшая в себя мудрость традиции. Он должен объединять, а не разъединять, давать каждому его роль в общем деле.
3. Роль "обрядодея" (организатора ритуала):
Обрядодей – избранный человек, наиболее компетентный в ведении обряда и обладающий опытом, который временно получает полномочия объединять людей и вести их через ритуал. Важно, чтобы руководил не случайный человек, а признанный общиной носитель знаний и здравомыслия. Такая система противостоит как безвластию, так и диктатуре; демократия в данном контексте подвергается критическому взгляду, если она не основана на компетентности.
4. Живая, а не догматическая традиция:
Слепое копирование ритуалов без понимания их сути ("язычество" в негативном смысле, механическое исполнение) противопоставляется ведической традиции — живому осмыслению, гибкому подходу и здравомыслию. Важно различать суть и форму: если идёт дождь, не нужно вызывать дождь по календарю, а следует благодарить за уже идущий — форма должна следовать за реальной ситуацией и смыслом, а не наоборот.
5. Коллективное единство и индивидуальность:
Настоящий праздник невозможен, если каждый сам по себе, без объединения помыслов и действий. Только через совместное участие, через равноправное, но структурированное общение, с уважением к мудрости, опыту и возрасту, рождается коллективная сила, "информационное поле", которое связывает всех, делает праздник подлинным событием.
6. Ограничения и меры:
Важны правила – например, возраст участников (дети допускаются с определённого возраста), разграничение пространства, уважение к месту силы, осознанное отношение к природе, предкам и структуре праздника.
7. Эволюция личности через празднование:
Истинное участие в празднике способствует выходу за пределы страха и гордыни – к самопознанию, творчеству, зрелости. Почитание мудрых предков не равно механическому копированию их ошибок. Настоящая традиция направляет, но не порабощает.
8. Праздник и настоящее:
Любое действие осмысляется через "здравомыслие": разрушает ли оно тебя, семью, общину, державу, или созидает? Только действия, наполненные смыслом, ведут к духовному и социальному процветанию.
Выводы и философские акценты:
В этой беседе праздник представлен как многоуровневое явление — одновременно и мистическое единение, и упорядочивающая социальная практика, и школа личной зрелости. Ведическая традиция настаивает на живом, осознанном подходе, когда человек не просто повторяет древние действия, но и понимает их значение, адаптирует их к текущей реальности, исходя из здравого смысла и общей цели — гармонии рода, общества, связи с предками и божественным порядком.
Формальность без содержания приводит к потере сути, тогда как мудрость состоит в умении видеть главное, не теряя всю палитру нюансов. Открытый, компетентный, честный обмен — основа единства, тогда как страх и гордыня ведут к разобщённости, индивидуализму и упадку.
Это размышление поднимает более широкий вопрос:
Как нам отличать живую традицию от мёртвых форм и найти баланс между уважением к старине и поиском актуального смысла для себя и своей общины? Может ли каждый наш праздник стать шагом к более глубокой осознанности — и что для этого нужно изменить в нас самих?