Главная » Свобода слова

Армяне-азербайджанцы диалог

13:03. 22 июля 2018 1213 просмотров Нет комментариев Опубликовал:

Нерешенность карабахской проблемы оставляет очень сильный отпечаток в общении простых армян и азербайджанцев . При живом общении армяне и азербайджанцы в лучшем случае стараются не упоминать этот конфликт и все что с ним связано , а если речь все таки заходит про карабахский конфликт, то стороны слишком не углубляются и довольствуются парами общих слов , которые не обидят собеседника. Это говорит о том, что простые люди не хотят обижать друг друга, не хотят враждовать, дорожат нормальными человеческими отношениями.
Иная обстановка при онлайн общении в разных интернет порталах. Там люди друг друга не видят в глаза, не знакомы, и выступают под разными никами, и поэтому высказывают то что думают. Определенное количество юзеров настроенных экстремально не ведут нормального диалога и просто ругают друг друга, но есть также достаточно нормальные юзеры как с той так и с другой стороны, которые стараются вести нормальный диалог, и довести до оппонента свой взгляд на проблему. Конечно в общении проскальзывают ноты обвинения и оскорбления, но они носят не открытый характер. Ниже речь пойдет о мыслях более-менее нормально общающихся людей, их взглядах .
Обычно при общении ссылки идут на историю, где и разворачиваются основное противостояние ,потому что надо обосновать принадлежность Нагорного Карабаха с исторической точки зрения. Сначала обсуждается новейшая история Нагорного Карабаха 80-90-х годов, потом начинается затрагивание история Нагорного Карабаха, да и всего региона, начала прошлого века, потом резкий скачок в 18 век .Как правило 19 век не затрагивается по причине того, что в 19 веке Нагорный Карабах , да и все Закавказье находилось в составе Российской империи и все было русским, в том числе и Нагорный Карабах, по крайней мере российским уж сто процентов, а армяне и азербайджанцы просто были подданными российской империи и жили на этих землях без предъявления друг другу территориальных претензий, и практически без претензий к российской империи. Потом спор уходит в средние века, ранние средние века, начало нашего тысячелетия, порой даже в древний мир, и на всех этих этапах идет «ожесточенная борьба», что порой кажется что карабахская проблема зародилась в 5 веке до нашей эры и вот уже тянется 2500 лет мешая нашим народам нормально жить.
Казалось бы армянская сторона в историческом контексте имеет огромное преимущество ввиду того, что все таки армяне как народ сформировались достаточно давно, и в течении истории не раз имели свои государственные образования, и самое главное армяне имели своих летописцев, которые описывали житье армянского народа и других народов региона в течении более 1500 лет, и азербайджанцам нечего противопоставить, но в реальности азербайджанцы очень дотошно изучают историю, в том числе и труды армянских летописцев, и сформировали свою историческую версию , которая кстати кардинально противоречит не только мировой академической науке , но имеет сплошные противоречия и внутри своей теории. Вернее у азербайджанцев таких теорий несколько , и порой азербайджанцы спорят между собой какая их этих теорий правильная. Если армяне в основном приукрашивают, преувеличивают те или иные исторические моменты связанные с Арменией, армянским народом, то азербайджанцы создали большой огромный миф, сказку связанную с Азербайджаном и азербайджанским народом. Азербайджанцев очень сильно раздражает именно то что армяне начинают преувеличивать свою историю, свою значимость в истории, и гордятся им, хотя на деле азербайджанцы сами преувеличивают значимость армян как в истории так и сегодня. Наблюдения следующие – и армяне и азербайджанцы глубоко изучают армянских летописцев, потому что кроме армянских летописцев никто так глубоко не описывал историю региона, но они изучают для разных целей- армяне чтоб дальше узнавать про себя , гордится и восхвалять себя, а азербайджанцы для того , чтоб скомпрометировать армян , порой даже армянских летописцев, мол летописец откровенно лжет. Азербайджанцы любят выводить отрывки из общего контекста , и на этом строить свою версию. Если эти отрывки армянских летописцев им нравятся, то они этим «тычят в глаз», а все остальное в том же труде они могут не воспринять и считать армянского летописца лжецом.
У современных армян есть четкая линия, четкий вектор их исторического развития. В реальности в течении веков понятие армянин несколько раз переформатировалось, это связано с долгим периодом их проживания, в течении которого в регионе происходили множественные процессы, на арене появлялись новые империи, уходили в историю другие, и все это сказывалось и на армянах .В процессе веков видоизменялся в том числе и армянский язык . Если в древности доминировал армянский язык грапар, то сегодня современный язык армян это «ашхарабар» который создан Хачатуром Абовяном на основе аштаракского и канакерского диалекта, а грапар остался только церковным языком. Армения начала нашего столетия и до 5-6 веков представляла из себя не мононаселенное государство как например сегодня, а оно было «интернациональным» выражаясь современным языком, даже княжеские роды имели разные этнические корни. Но доминантом стала христианская религия, и некий древнеармянский язык «грапар» на котором велась письменность, и самое главное единное государство, что соответственно приводило к арменизации .Процесс арменизации многих малых народов происходил и после 6 века , что связано с христианизацией этих народов, то есть были народы у которых церковным языком был армянский и они соответственно потихоньку арменизировались .В целом это был долгий процесс, который требует дальнейшего изучения. Но дело в том, что современные армяне главный вектор их исторического развития «тянут» от древней Армении, древнего армянского языка грапар, независимо от своих реальных генетических составляющих. С современными азербайджанцами картина иная, у них нет общего единного вектора, они « тянут» его с разных колен, тем самым создаются разные теории этногенеза азербайджанцев.
Смешно общаться с некоторыми азербайджанскими юзерами, когда они в историческом контексте в противостояние армян ставят неких своих исчезнувшихся исторических предков, протоазербайджанцев, и которые в древние времена на каком то этапе враждовали с армянами, и что самое забавное, что эти азербайджанцы от имени своих исчезнувшихся предков ставят претензии к армянам сегодняшним . Вот это и смех и слезы, и не понятно что отвечать таким азербайджанским юзерам ! Они откровенно переживают за своих «предков», что им досталось от армян в каком-то веке, они не переживают что они, эти предки, исчезли и ушли в историю, а просто переживают что армяне им чем то насолили, раз им армяне насолили, а они наши родственники-предки, значит и тогда армяне насолили азербайджанцам, что армяне всегда старались насолить азербайджанцам.
А предки азербайджанцев для них это все те обязательно вымершие народы которые когда то жили на территории современного Азербайджана, или случайно по ней проходили когда то, и не важно что они, эти предки, ни по языку, не религиозно , ни даже названием государства, ни даже генетически не были похожи на современных азербайджанцев. В результате получается что исторический спор армян с азербайджанцами превращается в спор армян с « 10-ю предками» азербайджанцев. То есть если юзер армянин во время исторического спора ссылается на армян какого то века, то азербайджанский юзер ссылается на «10» своих предков живших в этом веке , и тем самым получает некий перевес в споре. Если бы и армяне вымерли, то и их азербайджанцы с большим удовольствием произвели бы в предки и записали бы историю армян на себя , но армяне есть и складывается ощущение что армяне явно мешают азербайджанской версии истории края, из за армян что то не складывается в азербайджанской теории .Хотя и при «живых» армянах ведутся попытки азербайджанизировать армянское наследие, даже традиционное христиано-григорианское наследие считается азербайджанским. Армяне противятся этому и становятся неугодными , мешают «слаженной» азербайджанской версии истории края. Получается вот такая смешная история ! И самое смешное, что порой азербайджанцы придерживающиеся такой теории, такого подхода с пеной у рта «доказывают», что армяне живут и создали свое современное государство на территории предков азербайджанцев, и на их взгляд это уже грубейшее нарушение территориальной целостности предков азербайджанцев и соответственно азербайджанцев. Потому что они наследники своих «предков». Вот с такими подкрепленными разными азербайджанскими теориями аз.юзерами приходится общаться.
Современные армяне свой исторический вектор тянут от Древней Армении, и представляют Древнюю Армению практически такой же как и сегодняшняя мононаселенная Армения, только размерами побольше. Такой подход во первых неверный, потому что Древняя Армения это другая история, и в разные века она была разной, в том числе и многоэтнической, и во вторых такой подход выглядит негибким в исторических спорах .
На большей части территории современного Азербайджана в древности существовало государство Алуанк , которое сегодня принято называть «Кавказская Албания». Это государство представляло из себя союз разных этнических групп , которые были христианами-григорианцами, церковным языком у них был армянский, и соответственно языком межэтнического общения также являлся армянский язык. Албанская Церковь подчинялась Армянской Апостольской Церкви, но имела автономию. Армянскую Апостольскую Церковь основал Григорий Просветитель в Древней Армении и долгое время был его первым Католикосом, поэтому ААЦ также называют Григорианской Церквью, а армян христианами-григорианцами . В разные века в состав ААЦ входило несколько автономных католикосатов, за 1700 лет количество автокефалий (автономий)в разные века то увеличивилаось то уменьшалось. И сегодня есть Киликийский католикосат, католикос которого всеравно подчиняется католикосу всех армян, но он буквально недавно из формального подчинения стал подчинятся и реально.
Одним словом Албания была частью армянского мира. Албанская государственность была упразднена в 5 веке, точно так как и Армянская, и они стали губерниями Персидской империи. Албанские княжества сохранились еще до 10 века , а позже народ Албании уже практически арменизироовался. Это очень интересная и длинная история, которая требует дальнейшего изучения. Азербайджанцы эту историю тоже изучили сполна, и в советские времена еще создали своего рода албанскую теорию возникновения азербайджанцев . В 1920 году образовался Азербайджан, и нужна была теория чтоб «закрепиться» идеологически на землях где проживали армяне. Потребность в такой теории появилась после 60-70 годах когда армянская историческая наука начала изучать регион, и нужен был противовес армянским историкам как считали в Азербайджане. Эту миссию возглавил Бунятов, далее Мамедова .Они скурпулезно изучили первым долгом труды армянских летописцев, в частности Моисея Калантуйского, который именно написал «Историю страны Алуанк», и путем откровенных фальсификаций, подмены понятий, вырывания контекстов, замалчивания фактов связанных с армянами, создали албанскую теорию этногенеза азербайджанцев. Притом фальсификация очень низкого уровня, в их работе история Алуанка изучается практически без упоминания армян, как будто Армения к Алуанку не имеет никакого отношения. Азербайджанцы искусственно продлевают жизнь албан-григорианцев, хотя в реальности албаны-григорианцы давно арменизировались. Из албан-григорианцев сегодня сохранились лишь удины, которых всего около 10000 человек осталось, и сохранились в основном удины- православные, и сохранились благодаря тому что жили в мусульманском окружении. В среде армян удины быстро растворялись, потому что армянская среда для них своего рода родная. Азербайджанцы играют на удинах, но вреальности никакой практически разницы между удинами и другими армянами нет . Один из меликов Хамсы мелик Бегларяны были удинами, и один из армянских полководцев начала прошлого века, генерал Силиков который внес огромную лепту в создании современной Армении имел удинские корни. Во время владычества арабского халифата началась исламизация региона, в том числе исламизировалось и часть армян и алуанцев, но в итоге христиане-григорианцы выжили и сохранили свою христианскую религию, и сегодня все собрались под общим понятием «армянин». Но азербайджанцы все хотят видеть по другому , они хотят себя видеть в роли наследников алуанцев, и то что они мусульмане , и что ни религиозно, и не языков , ни даже названием страны, они не похожи на своих так называемых предков – это их не смущает. Нет, конечно, каждый человек волен считать своим предком кого угодно, но без политизации. Мы все например древних греков, древних греческих философов, египтян, римлян считаем своими предками, потому что от них пошла и дошла до нас наука, философия, но мы же не можем себя считать больше греками чем сами греки есть. Албаны и армяне это как мегрелы и грузины, или древние македоняне и древние греки. Албаны и армяне имели одну и туже христианскую Церковь,в котором служба велась исключительно на армянском языке, албане и армяне имели многовековую историю совместного проживания в единной Церкви. И как можно сегодня стараться тянуть некую жирную линию разделения между армянами и албанцами ?! Даже сами азербайджанцы считают , что «эрмани» они называли всех христиан-григорианцев. Вернее когда в историчсеком документе, труде летописца написано слово «армяне», которое четко показывает,что какой то персонаж являлся армянином, или что армянский фактор там был очень высокий, азербайджанцы сразу приводят аргумент мол «армяне» имеется ввиду религиозная принадлежность а не этническая. Но если, «армянин» означало такую обобщенную группу людей, то вообще о чем спор ? Даже в труде азербайджанского историка Мирза Джавад Карабаги, который рассказывал о Меликстве Хамса (Нагорный Карабах) он указывает про армянские магалы, про то что в Древности в Карабахе и округе жили армяне , но это все сегодняшние азербайджанцы интерпритируют по другому – Мирза Карабахи имел ввиду просто христиан-григорианцев.
«Азербайджанизируя» албан-григорианцев азербайджанцы выдвигают современным армянам претензии, что они сегодня частично живут на территории албан-григорианцев, их предков, что Нагорный Карабах это историческая земля албан-григорианцев а не армян, что исторические претензии армян к Карабаху беспочвенны.
Азербайджанцы никак не могут, скорее всего не хотят понимать, что современные армяне историю албанского народа считают частью своей общеармянской истории,и что самое главное современная Армения это государство христиан-григорианцев , которая была создана в кровопролитной битве с мусульманами-тюрками, то есть с азербайджанцами и турками.
Вообще отношение к истории у азербайджанцев очень интересное. Они сами не могут до конца разобраться в своем этногенезе –откуда они и куда идут. Их предки же не думали об этом, все тянулись с Туркестана на запад, заселялись и жили на землях аборигенов, потихоньку увеличились благодаря хорошей демографии и ассемилиции местного населения, и тут начали аборигены в лице тех же армян «Под ногами болтаться» , и как только начался образовательный процесс в азербайджанском обществе, то оказалось что армяне оказывается тут жили до них, имели государства, сохранили культуру, сохранили религию, сохранили десятки тысяч рукописных древних книг, и это оказалось для них шоком. И тут появилась потребность в «теориях» которые бы «доказывали» автохтонность азербайджанцев и пришлость армян. Появились теории что армяне и «хаи» не одно и тоже, что армяне и Древняя Армения это тюрские государства, а вот хаи непонятно откуда появившиеся люди. Один вполне образованный азербайджанский юзер мне доказывал что Церковь СУРБ ХАЧ что на острове Ахтамар на озере Ван построили тюрки и армянский царь Гагик тюрок, потому что барельеф царя Гагика на стене Храма показывает что он был с большими щечками и скулами, а значит тюрок, хотя другие азербайджанские юзеры доказывают что тюрки изначально были индоевропейцами, а не монголодиадми, и на восток пошли от запада. На стене Храма СУРБ ХАЧ также есть барельеф всадника среляющего из лука, и азербайджанский юзер доказывает что так из лука стреляли только тюрки и поэтому Гагик тюрок и все его государство тюрское. То есть все труды армянских и других летописцев , описывающих Багратидское царство, то , что Храм расписан армянскими буквами, академическая наука, все это это ерунда перед барельефом стрелящего из лука всданика !
Азербайджанцы так сильно изучили историю армян, и знают много всего что сами армяне про себя столько не знают. Например один азербайджанец изучил , что в Османской империи в какой то периуд было свыше 150 армянских гусанов ( народных певцов-композиторов), но опять пытался как то их тюркизировать. Действительно недавно в Турции вышла книга автор которого турок, и который действительно написал книгу об армянах-гусанах Османской империи, их он насчитал свыше 150 человек.
Азербайджанцы признаются что в азербайджанских музыкальных коллективах определенную часть всегда составляли армяне, даже первый ансамблю народных инструментов Азербайджана организовал армянин Илиносян, но считают что армяне все поголовно воруют азербайджанскую музыку.
Вообще то армяне внесли огромный вклад в культурное развитие тюрков, как азери-тюрков так и османов.
Первый народный писатель Азербайджана в СССР был никто иной как армянин Александр Ширванзаде (Мовсисян Александр Минасович). Латиницу приспособил для турков Акоп Мартаян, и которым сегодня пользуются также и в Азербайджане, придворным архитектором турецких султанов были армяне и тд и тп. Но вместо спасибо один негатив к армянам.
Однако вернемся к истории. Хай есть самоназвание армян, соответственно Хаястан это самоназвание Армении .У азербайджанцев есть также еще одна версия истории, а именно то что армяне и «хаи» это разные народы. Все дело в том, что в академической науке везде указана Армения и армяне, то есть для азербайджанцев понятно что « бороться с армянами» трудно, а вот с хаями не составляет труда . Азербайджанцы выдвигают теорию, что некие хаи просто захватили Армению и приватизировали это понятие, то есть все армянское приписали себе. То есть вроде как армяне были неплохим народом, и даже армян представляют тюрками, и открывают наконец то путь переписывания истории Армении себе . В этой теории азербайджанцы все «гладко» пишут и «доказывают» ,но никак не могут объяснить кто такие хаи и откуда взялись в Армении?
В действительности история Армении до нашей эры недостаточно изучена, вернее мало материалов для изучения . В реальности возможно что именно от какого то древнего исчезнувшего народа и пошло название Армения, и впоследствии за регионом закрепилось название Армения в том числе и как географическое, и в последствии там сформировался другой народ .Возможно в Древней Армении жили некие протоармяне, которые впоследствии смешались, переформатировались . Ведь народ не может тысячилетиями быть одним и тем же, все течет и меняется. Например условно Историю Древнего Египта делят на несколько частей – староегипетский периуд ( 3-2 тысяч. До н.э), среднеегипетский периуд (2-1 тысяч до н э), новоегипетский периуд (1 тысячилетие до н.э. и до н.э).И если например египтянин среднеегипетского периуда мог понимать язык египтянина староегипетского периуда, то египтянин новоегипетского периуда уже не мог понять язык египтянина староегипетского периуда. Тоже самое происходит во всех народах, в том числе и у армян. Армянский язык «грапар» сегодня считается мертвым языком, сегодня армяне пользуются «ашхарабаром». Но когда то же грапар был живым языком общения армян. Грапар современному армянину с первого раза сложно понять, есть много отдельных общих слов, понятно что корень тот же, но это по сути другой язык, отличие на уровне например польского и русского.В грапаре для создания предложения пользовались другой последовательностью глагола, существительных и прилагательных чем в современном армянском языке, в итоге передача мысли немного иная. А какой армянский был до грапара кто знает ? До грапара возможно был язык больше схожий с древнеперсидcким или с древнесемитским, или хетским, хуритским. Этого никто не знает. Да и сегодня армянский язык имеет множество диалектов, которые существенно отличаются друг от друга , на уровне например украинского и русского языка. Возможно в очень древние времена понятие «армяне» несло в себе понятие наподобии понятий славяне или тюрки, то есть на определенном географическом пространстве жили народы со схожими языками, и в его какой то части с какого времени сформировалась Армения и армяно-хаи от которого «тянут» историю современные армяне.
В любом случае у армян было письмо с 5 века и они фиксировали свою историю. По крайней мере армяне христиане уже более 1700 лет, то есть по крайней мере уже свыше 1700 лет есть Армянская Апостольская Церковь и армяно-хайский язык, которым и ныне пользуются современные армяне. По крайней мере точно можно сказать что 1700 лет понятие армянин и хай это одно и то же. В принципе я лично считаю , народ существовавший в Армении до принятия христианства это протоармяне, а история армян-хаев начинается с христианством и письмом, а это 1700 лет .Понятно точно что армяно-хаи 1700 лет живут в регионе , имели свои княжества, государства. И в эту группу людей в разные века включались многие этнические группы исповедающие христианство григорианского толка, и принимающие армяно-хайский язык как церковный.
Другая версия азербайджанцев заключается в иранизации армян, в частности парфянизации. Известно что армянский престол правился парфянским родом, который по сути в течении веков арменизировался. В России например правили Рюрики, викинги, но Россия же не страна викингов, а страна славян-руссов.В Египте 300 лет правила греческая династия Птолемеев. В истории разных государств и народов было так что правящий монарх имел другую этническую родословную. Например сегодня в республике Азербайджан на основе некоронованной монархии правит династический курдский род Алиевых . но Азербайджан не стал Курдистаном, и государственный язык не курдский.
Парфяне конечно же сыграли огромную роль в истории Армении, и Григорий Просветитель (Просветитель Армении) тоже был парфянских кровей, много парфянских слов вошло в обиход армянского языка, многие армянские имена это именно парфянские имена. И даже с прекращением парфянского правящего рода в Иране и падения влияния парфян в Иране, в Армении парфянское влияние и парфянский правящий род еще долгое время сохранялся. Азербайджанцы хотят представить Армению как некую Парфию, цари парфянских кровей, первосвященники парфянских кровей, значит и Армения это по сути Парфянское государство и к современным армяно-хаям не имеет никакого отношения. Но на простой вопрос – как получилось что царь парфянин и первосвященник парфянин послали священника Маштоца(основатель армянского письма) за письмом для народа, и он покрутился несколько лет по региону и принес письмо (буквы)для хаев а не для парфян, и начали в государстве писать на буквах Маштоца с смысловой передачей информации на хайско-армянском языке , и которым сотни лет армянские летописцы создавали свои труды и пользуются и современные армяне ? Как так вышло ? Вроде , по версии азербайджанцев,как Парфия а язык хайско-армянский ? На этот вопрос конечно же у азербайджанцев нет ответа ! Другая более поверхностная теория, но достаточно распространенная, это то, что хаев переселил в Азербайджан Грибоедов, а до этого в регионе про армян и не слыхали, и уже тем более про хаев вообще не знали. Азербайджанцы вообще очень милый и интересный народ, готовый радоваться и восхищаться чужой историей, например азербайджанцы могут восхищаться евреями, и не думать о том , что вообще то евреи более 2000 лет не имели государственности , и на территории, на котором потом в середине 20 века образовался Израиль, евреев проживало чуть больше горстки. Азербайджанцев не возмущает, что евреи на землях арабов-палестинцев ( к тому времени) создали Израиль и выжили оттуда палестинцев. Азербайджанцы даже восхищаются испанцами, которые 700 лет прожили «под арабами» и наконец то выгнали арабов и присоединили весь полуостров к Испании. Но как только дело касается армян, которые тоже веками не имели государственности и восстановили его в 20 веке , то это бросает азербайджанцев в ярость.
Одним словом сегодня идет мощная пропаганда в Азербайджане и людей трезвомыслящих становится все меньше и меньше . Сегодня в Азербайджане с малых лет начинают детям прививать ненависть к армянам, в школьных учебниках начального класса армян представляют как неких неверных людей в черном одеянии,а в последующих классах начинается раскрытие понятия «неверных в черном одеянии», и им оказываются армяне, вернее на первом месте армяне, далее грузины и русские. Из армян строят таких монстров что вообще в никакие рамки не лезет, и это притом что азербайджанские тюрки ни дня не жили под армянским игом, под властью армян, наоборот армяне жили веками под игом тюрков .
На самом деле современные азербайджанцы это потомки тюрок-сельджуков которые покорили сначала Иран,стали там обживаться, далее двинулись на запад и покорили Анатолию . В Иране тюрки взяли власть в свои руки, шахские династии имели тюркские корни, но ввиду того что персидская культура была мощной , она подмяла под себя тюрков, и притом у огромной массы тюрков установилась общая с персами религиозная принадлежность, они оба были и есть мусульмане-шииты, и они совместно с персами вели войну с османами -сунитами , и эта война порой носила элементы крайней жестокости, массовой резни, выселения и тд. Вообще то Персидская империя в средние века представляла из себя тюрско-персидское государство, оно в реальности было двуязычным государством, персисдский был государственным языком, языком науки, поэзии, тюрский прменялся больше в армии и частично во дворце.
Конечно же с определенного века началась доминация тюрков , тюрского языка в закавказье, да и на всем кавказе тюрский язык стал языком межэтнического отношения у многих народов. Но это не значит что кроме тюрков там не жили другие народы.
Тюрки Персии не были сформированным народом , да и сегодня в Иране тюрки не сформированы как нация азербайджанец.Да они азербайджанцы , но в географическом понимании а не в понимании как нация. Можно сказать что Азербайджанское государство , азербайджанская нация сформировалась благодаря русским, сначала Российская империя оторгла закавказье от Персии. Потом начала на этой территории активную пропаганду русской культуры, языка и тд, позже при распаде Российской империи образовалась республика Азербайджан, потом азербайджанцы во времена советского союза начали формироваться как отдельная нация , и ментально они стали расхожими со своими братьями тюрками Ирана.
Притом надо осозновать, что Азербайджан стал независмым государством потом союзной республикой благодаря нефти, и англичане поставили задачу непременно оторвать эту територию от России, потом этот отрыв укрепила Турция.Если бы не эти факторы, то Азербайджан максимум был бы в составе РСФСР в советское время и сегодня находился бы в составе Российской Федерации, как многие кавказские республики сегодня. По сути Азербайджан создан на турецких штыках, и притом по договоренности с турками большевики обещали полную независимость Азербайджана от СССР, но потом большевики передумали и взяли Азербайджан под себя.
Что касается армян то после падения царства Баградитов и усилению роли и численности тюрков в регионе, армяне начали терять свои политические позиции в регионе, центр армянской культуры переместился в Киликию, где армяне создали армянскую государственность, а в Закавказье действительно была практически полная доминация тюрков , им сопротивлялись конечно же грузины, которые смогли сохранить свою государственность , благодаря определенной сплоченности вокруг грузинского престола и ловко маниврируя между Османской империей и Персисдкой империей грузины смогли сохранить свою государственность вплоть до вхождения в состав Российской империи.
Конечно же армяне в Закавказье жили, и жили в достаточном количестве, но они значительно уступали по численности тюркам.Когда Россия присоединила Заавказье к себе, то начался наплыв армян в Россию и численность армян в закавказье стала увеличиваться, а в начале 20 века с началом первой мировой войны и массовой резин армян в Османской империи наплыв уцелевших армян в сторону России увеличился, и они смогли в Закавказье создать республику Армения, и притом создали государство в жесточайшей войне с турками и закавказскими тюрками, то есть азербайджанцами выражаясь современным языком.
Что примечательно в истории, именно в Нагорном Карабахе сохранилась компактно проживающая армянская община , которая в разные периуды истории имела свою политическую составляющую. Если например в столице современной Армении Ереване правили уже давно мусульмане, и по численности мусульмане были в абсолютном большинстве, то в Нагорном карабахе своей територией правили армянские князья , они платили дань в Шахскую казну и им разрешалось править своей територией и общиной. Даже тогда как образовалось Карабахское ханство во времена смут в Персидской империи, и Карабахский хан присоединил армянские магалы к Карабахскому ханству, всеравно были армянские князьки которым дозволялось править своей територией и народом .Карабахский хан был ловким политиком, и он успешно играл на противоречиях внутри армян, он привлек на свою сторону одних армян и расправлялся с неугодными армянами, и в итоге его война с местными князьями не носила ярко выраженный этнический и религиозный характер. Но карбахское ханство просуществовало всего 50 лет, в начале 19 века оно было упразднено Российской империей, а внук основателя Карабахского ханства, на тот момент глава Карабахского ханства,в итоге бежал в Персию. Далее и армяне и азербайджанские тюрки оказались в Российской империи и в плане национального самовыражения имели абсолютный минимум, они являлись поданными российской империи и обязаны были думать только о российской империи , многие названия городов были переименованы на российский лад, образовались губернии на российский лад, русский язык стал доминирующим языком . Если ранее языком межэтнического общения в закавказье был тюрский и персидский, то теперь основательно стал русский язык. И так армяне с азербайджанцами провели в российской империи более ста лет, пока в начале 20 века российская империя развалилась и на его смену пришла советская империя. После развала Российской империи армяне , грузины,азербайджанские тюрки заручившись поддержкой западных стран ,тюрки заручившись поддержкой Турции запланировали создание независимых государств . Тем временем большевики начал собирать земли российской империи , северокавказские народы они собрали в состав большевистской России в качестве республик в составе России, но Грузия, Армения и Азербайджан к тому времени уже были признаны Западом как независмые государства, и поэтому большевикам пришлось создать СССР и загнать туда эти «независимые государства» якобы по желанию «независимых государств».
Начало первой мировой войны с 1914 по 1922 годы были тяжелыми годами для многих народов.
Армянам досталось по полной, Османская империя разваливалась, потерпела неудачу в военных действиях , надо было свои проигрыши списать на кого то. Турки определили виновниками своих бед армян и начали массовую резню мирного армянского населения . С другой стороны туркам нужны были средства для выхода из кризиса, и повальный грабеж армян очень даже хорошо решил эти вопросы. Армяне проживали и в Российской империи и в Османской империи . Армяне как христианский народ в большей степени симпатизировали конечно же русским, но на самом деле турецкие армяне в большинстве своем лояльно относились также к туркам. Массовая резня армян в Турции конечно же имела ответные действия со стороны армян, после продвижения российских войск в глубь Османской империи армянские карательные отряды устраивали резню турков и курдов. Эти кровавые акции армян конечно же не были централизованно организованы и масштабы были конечно же не сопостовимы с масштабами резни армян в Турции. Армяне были вытеснены турками из Османской империи, и теперь уже военные действия армян с турками начались в Закавказье . Армяне активно служили в войсках российской империи и имели множетсво фоенных офицеров среднего и высшего состава, азербайджанские тюрки наборот очень пасивны были в плане военной службы ,их в основном не брали на военную службу в Российской империи, да они и сами туда особо не рвались, поэтому конечно же имея численный перевес над армянами азербайджанские тюрки были бессильны против неплохо организованных военых отрядов армян.Поэтому азербайджанские тюрки потеряли Баку, далее армяне начали вытеснять их с других регионов закавказья, двинулись на Гянджу , и тут на подмогу азербайджанским тюркам пришли османские турки и война армян с турками началась уже на територии Завкавказья. На приступах к Гяндже армянские военные формирования начали проигрывать туркам и откатились к Баку, в итоге и Баку был занят турками, на другом фронте турки планировали взятие Еревана, но армянам удалось отбросить турков , из Нахичевани туркам удалось вытеснить армян, и армяне закрепились в Зангезуре и Нагорном Карабахе и там неплохо оборонялись . Дашнаки создавшие тогда Армению и правившие там неправильно соорентировались в геополитике и пошли против большевиков и как итог маленький народ, маленькое новосозданное государство стало одновременно воевать со всем окружением, и как итог постепенное поражение . Ситуацию спасли коммунисты-армяне, которые убрали дашнаков, пошли на соглашение с большевистской Москвой и каким то образом сохранили Армению в виде советской Армении, армяне-комунисты смогли также уговорить Москву включить часть Зангезура в состав Армении предварительно уговорив уйти оттуда Нжде. С Нагорным Карабахом присоединение с Арменией не получилось и его как автономию включили в состав советского Азербайджана.
Противоречие конечно же было, и армяне в течении десятков лет пытались включить НК в состав Армении. На этом противоречии сыграли спецслужбы Запада и США, для развала СССР они начали бить по национальной политике СССР, начали с Нагорного Карабаха,через Западные армянские организации начала течь идеология присоединения НКАО к АрмССР, участилсиь западные эмисары, текли деньги для организационных работ . Тоталитарный СССР который при Горбачеве пытался стать на путь демократии был абсолютно не готов решать национальные проблемы, и как итог развал СССР, война в Нагорной Карабахе .
Сегодня сложилась такая ситуация, что мирное решение карабахской проблемы предполагает независмый статус, это в первую очередь не устраивает азербайджанское руководство, и не потому что руководство Азербайджана патриотично , им глубоко наплевать и на Карабах, и на Азербайджан, их интересует первым долгом нефтедолары , которыми можно забивать свой карман. Дело в том ,что армянская сторона сразу после конфликта предложила возврат територий вокруг НК если Азербайджан признает НК, но руководство Азербайджана не признало и тянет 25 лет, за это время на линии фронта погибли тысячи солдат, и за 25 лет руководство Азербайджана не уставало говорить что вот-вот и Карабах будет Азербайджанским,за 25 лет прикрываясь лжепатриотизмом азербайджанское руководство устранило опозицию , реальная опозиция разбежалась кто куда. И как после 25 лет такой политики азербайджанское руководство ВДРУГ согласится на признание НК? Их упрекут -если должны были признать, то зачем тянули столько лет,зачем столько ребят на границе погибли и тд и тп ? Алиев никогда на глобальную войну не пойдет, но и никогда не признает НК, то есть никогда при Алиеве проблема НК не решится. Проблема НК может решиться если на смену руковдства Азербайджана придут прозападные продвинутые ребята, но такое в ближайшие 100 лет вряд ли будет, максимум что может произойти это когда на смену власти в Азербайджане придут исламисты.
А сегодня руководство Азербайджана имитирует переговоры, якобы они согласны на условия международных структур, готовы на предоставление НК возможности самим определить свое политическое будущее, но втискивают в переговорный процесс какие то свои искуственные закорючки, которые мешают реализации продвижению переговорного процесса, потому что на эти «закорючки» армянская сторона вынужденно отвечает своими «закорючками» и переговорный процесс не движется с места. Казалось бы все просто, но не тут то было !
А тем временем азербайдданская антиармянская пропаганда все больше покрывается маразмом, некоторые вещи уже выходят за грани понимания. Это даже не фашизм. Фашизм предусматривает превосходство своей нации и первым долгом предполагает очищение своей нации , и очищение первым долгом предполагает движение к чистоте ,порядку,равенству внутри нации, а в азербайджанской пропаганде всего этого нет!
Сегодня вокруг карабахской проблемы создалась абсурдная ситуация . По закону СССР
Закон СССР от 03.04.1990 № 1409-1 НКАО имел право выхода из АзССР, потом после развала СССР Азербайджан объявил себя наследницей Азербайджанской республики 1920 годв , а АзССР «объявил недорозумением» . В итоге получился «каламбур» вокруг международного права.Юридические законы устанавливает каждое государство для себя и оно действует на его територии , а международных четких законов регулирующих тонкие юридические моменты просто нет . У многих огромных госудраств есть внутренние национальные проблемы и каждый считает территориальную целостность нерушимой, и соотвественно они все собираются и принимают удобные международные правила, которые бы исключали уменьшение своих територий за счет создания новых государств. Принимаются противоречащие друг другу законы,правила , вроде как есть пункт «национального самоопределения» , но нет четкого механизма его реализации, и сегодня национальная борьба за независимость равноценная самоубийству.
Например нет четкого ответа например на каком основании создавались государства после развала СССР? Ведь союзные республики, например АзССР,АрмССР не были объектом международного права.По каким международным законам их признали и по каким правилам определили их териториальную целостность? Сегодня Азербайджан якобы признает жителей НК своими гражданами, но вреальности это не так. Жители Нагорного Карабаха в любом случае являются негражданами р Азербайджан,потому что когда образовалась р.Азербайджан в 1991 году, жители НК не приняли гражданства р Азербайджан и на територии НК конституционный порядок р.Азербайджан никогда не действовал. И сегодня абсурдно говорить о том,что р . Азербайджан пытается востановить свой конституционный порядок в НК. р.Азербайджан пытается установить а не востановить свой конституционный порядок в НК. Жители НК никогда не отказывались от гражданства р.Азербайджан потому что они это гражданство никогда не имели. По сути война в Нагорной Карабахе даже не гражданская,потому что война там велась между гражданами р.Азербайджан и негражданами р.Азербайджан. После развала СССР образовалась р.Азербайджан,которая практически не наследовала от АзССР ничего, например ни гимн,ни флаг,ни конституция ,ни герб не наследовано р .Азербайджан.Мало того сам Азербайджансебя считает наследником первой Азербайджанской республики образца 1920 года. АзССР имело по сути имело национальный статус в составе СССР, оно не имело ни своих денежных средств,не имело свои войска, и что примечательно не имело своих граждан,потому что все были гражданами СССР. Но сегодня не наследовав ничего от АзССР р Азербайджан обязательно хочет наследовать територию АзССР в полном объеме.Но здесь виноват даже не Азербайджан, а виноваты международные структуры,международное сообщество, которое просто признало р.Азербайджан и не признало НКР после развала СССР. Нет у международных структур четко выработанного правила по таким вопросам,везде двойные стандарты. И противостояние будет еще долго продолжаться.


 


 


 


 

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)