Главная » История, Творчество

Подводная лодка в степях Тольятти

15:50. 27 апреля 2018 985 просмотров Нет комментариев Опубликовал:


Об уникальном музейной экспонате военно-технического музея в Тольятти.

Подводная лодка в степях Тольятти

Что случилось в Тольятти 22 апреля 2005 года
«Судьба подводных лодок напоминает судьбу балерин. Короткая, яркая жизнь – затем забвение, даже у бывших поклонников. Правда – есть исключения…» – из рассказа экскурсовода. Сегодня мы с помощью хранителя Паркового комплекса истории техники имени Сахарова в Тольятти Александра Курочкина расскажем, как в этом музее появился самый большой, пожалуй, экспонат. Расскажем – и покажем. 22 апреля 2005 г. в 15 часов 20 минут подводная лодка Б-307 встала на площадке Технического музея ВАЗа. Завершилась почти двухлетняя эпопея, которая началась у стенки дока «Трех эсминцев» Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода в мае 2003 года.



Проект 641 – Б был разработан в Ленинграде в ЦКБ МТ «Рубин» (главные конструктора З.А. Дерибин, С. А. Егоров, Ю. Н. Кормилищин), строительство осуществлялось на заводе «Красное Сормово» в г. Горький (ныне Нижний Новгород).
Среди военных этот проект называли «Горьковчанки», на заводе «Сомами», в НАТО «Танго» по флагу «Ti» из международного свода сигналов.



Б-307 родилась в самый разгар «холодной войны». Суда проекта 641-б были предназначены для решения оперативных задач по уничтожению подводных и надводных целей. Предполагалось использовать их для боевых действий на океанских коммуникациях, у отдельных военно-морских баз и пунктов базирования сил противника. В их задачи так же входило уничтожение надводных кораблей и средств противника, ведение дальней оперативной разведки, прикрытие своих конвоев и осуществление активных минных постановок. Лодки имели возможность нести ядерный боезапас и выполнять боевые задач в любых широтах мирового океана, от Заполярья до тропических вод.



В ходе службы Б-307 неоднократно выполняла учебно-боевые задачи в акваториях Атлантического, Индийского океанов, осуществляла заходы в Алжир, Сирию, Йемен, Болгарию. Участвовала в боевой учебе с надводными кораблями средиземноморской эскадры СССР.
В середине 90-х лодка становится у причалов Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода на средний ремонт. Ремонт проводится в сложные годы для нашей страны. Начало 90-х, неразбериха, уменьшение, а иногда и полное прекращение материально-технического обеспечения. Не могло это не сказаться и на ПЛ Б-307. Вместо двух лет планового ремонта, подводная лодка простояла у причалов завода пять лет и была отремонтирована только на 90% от боевой готовности.



Решение по судьбе этого и еще нескольких судов было принято 1 декабря 2001 года. Наша лодка была выведена из состава ВМФ. Торжественно спустив флаг ее поставили в отстой для дальнейшей утилизации. По просьбе руководства ОАО «АВТОВАЗ» командование ВМФ России передало подлодку Б-307 в Технический музей в качестве экспоната. В конце мая 2003 года лодка была поставлена в док «Трех эсминцев» Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода для производства конвертовки и подготовки судна для передачи в музей.



С целью уменьшения осадки из лодки было выкачено 300 тонн жидкого балласта и выгружено 117 тонн твердого балласта.
Для прохода по внутренним речным путям к порту Тольятти, установили пять пар понтонов побортно, в результате подводная лодка получила необходимую осадку. Работы выполнялась специалистами АВТОВАЗа, Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода, личным составом судна и представителями ВМФ.



Из Кронштадта лодка вышла 1 ноября 2003 г.
Караваном из двух буксиров ее провели Ладожским, Онежским, и Белым озером, через шлюзы Мариинской системы и Волги, мимо родного Нижнего в Тольятти. Это более 2200 км.



Не менее сложным для субмарины стал сухопутный путь к музею. Для перемещения субмарины по суше был изготовлен настил (так называемая «лыжа») длинной 91 м.с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки. Установка лодки на «лыжу» потребовала дноуглубления р. Волги в районе выхода судна на берег на величину осадки корпуса подводной лодки.




Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу, спланирована трасса шириной 36 метров длиной около 5 км.
Для буксировки лодки использовались (БАТ-2) средства разрушения и преодоления препятствий и эвакуаторы танков (БРЭМ-1 и БТС-4). Усилия тягачей многократно увеличивались за счет систем блоков (полиспастов) и подземных якорей.
На своём пути по суше подводная лодка весом в 2200 тонн преодолела оживлённую автомобильную магистраль Тольяттти – Приморский, канал сточных вод химических заводов Северного промузла.



22 апреля 2005 года, в 15 часов 20 минут подводная лодка Б-307 была установлена в экспозиции Технического музея.
Небывалое в мировой истории – свершилось!

PS. Для тех, кто в Тольятти. Экскурсия по 4-ём отсекам подводной лодки Б-307 начнутся с 1 мая 2018 года. Стоимость билета – 250 руб. (отдельно от входного билета в Парк)
Южное шоссе 137 . Работаем без выходных и обедов.
с 8-00 до 17-00, с 1 мая до 20-00

Взрослый билет – 200 руб.
Школьники, студенты – 100 руб.
Дошкольники – бесплатно.

Удобнее всего добираться, из любого района г. Тольятти, на маршрутных такси № 126, 326 остановка -"Поликлиника ВАЗа" не ошибётесь – та, что ближе всех к высотке ВАЗ (заводоуправление – 24 этажа, с эмблемой )
тел (8482) 94-00-59
сайт https://pkitis.tltsu.ru в ВК https://vk.com/tehmuseum
взято из блога : https://scienceblogger.livejournal.com/434818.html

И как она выглядит сейчас:







О самом военно-техническом музее ранее писал пост: https://amarok-man.livejournal.com/434118.html
Экспонатов в нём представлено множество. Достаточно сказать так: от бронепоездов, до подводной лодки

https://amarok-man.livejournal.com/3416338.html – цинк

Так что шутки про подводный челн "Запорожье", который из Севастополя утащят в причерноморские степи, можно сказать базируется на реальных событиях.
Кстати о "Запорожье". Так как Украина эту лодку дважды забирать отказалась, то согласно планам по развитию музеев и военно-патриотического направления в Севастополе, злосчастный флагман украинского подводного флота станет музеем. Реконструкция скорее всего затронет и знаменитую Балаклавскую штольню.

И еще на историческую тематику.

1. Правильное сочинение по истории. Дочка товарища historian30h про СССР – https://historian30h.livejournal.com/611940.html
2. Отчет о прогрессе продленной работы и сбор средств на фильм 321-я Сибирская дивизия. Не хватает 15 млн. рублей – https://io-bender.livejournal.com/22385.html
3. Песни военных лет в метро Ташкента. Отличная идея и отличное видео – https://www.youtube.com/watch?v=DTFYp2ON2SU
4. Жизнь крестьян при царе и при Сталине – https://burckina-new.livejournal.com/1177163.html
5. Как фашистские концерны финансировали Троцкого – передовица газеты "Правда" от 1 февраля 1937 года – https://vk.com/@prorivists-kak-fashistskie-koncerny-finansirovali-trockogo-i-kakie-plan
6. Последние дни Бреслау. Как проходили последние недели в окруженной "крепости Бреслау" перед капитуляцией нацистской Германии (много интересных фотографий и фактуры) – https://oper-1974.livejournal.com/977438.html
7. О сталинском "Особом порядке". Что такое "Особый порядок" и с чего его едят, подробный разбор термина и практики применения – http://istmat.info/node/26512
8. Из истории российской внешней разведки. Россия и Латинская Америка в XIX веке – https://nickol1975.livejournal.com/9884988.html
9. Работа орудий и башни 30-й береговой батареи Севастополя (по немецкой классификации "Форт Максим Горький I) – https://youtu.be/6gyr2BAMvIM (п ссылке https://www.facebook.com/alex.lichkovakha есть видео стрельб)
10. Эрнесто Че Гевара как критик СССР. О том, что великий кубинский революционеров критиковал в советской действительности – https://youtu.be/C0aewMapH_Q

Метки: Запорожье, музеи, подводные лодки, Россия, тольятти, Украина, флот, фотографии, черноморский флот

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)