Главная » Новые технологии, Экономика

Авиастроение: вспоминая будущее

21:59. 5 апреля 2018 1186 просмотров 6 коммент. Опубликовал:

ÐвиаÑÑÑоение: вÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ñ Ð±ÑдÑÑее

 

Отечественный авиапром усиленно топчется на давно знакомых граблях. По бумагам в отчётах ответственных лиц – всё отлично, развивается проект «Сухой Суперджет 100», на днях вышел из цехов в Иркутске и готовится к испытаниям уже второй авиалайнер МС-21. И словно в ответ на эти достижения авиакомпании продолжают поспешно закупать и вводить в свой парк воздушные суда зарубежного производства. В этом году, как ожидается, около 130 бортов. Из чего следует вывод – российские самолёты, кроме ближнемагистральных «Суперджетов», крайне зависимых от поставок комплектующих из-за границы, Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) гражданским авиаперевозчикам не предлагает. Всё как раньше – громадьё в планах, пустота в штуках. Хочется добавить – в головах тоже. Видимо, черенок от граблей сделал своё дело.

85 млрд рублей

на «суперджетостроение».

То, что деньги на развитие гражданского сегмента государство находит, внушает оптимизм. А вот на что их собираются потратить? На горизонте вновь замаячил «Суперджет». Давно известный, построенный за десять лет в полутора сотнях экземпляров «Сухой Суперджет 100». Не самый удачный самолёт, «первый блин» гражданской дочки фирмы «Сухой»,[end_short_text] знаменитой во всём мире своими боевыми машинами. Его создатель М. Погосян привлёк в качестве главного консультанта «Боинг», за основу приняли проект из заначки американцев, с техническими решениями, которые в Сиэтле признали спорными и не стали внедрять у себя. Напирая на «международную кооперацию» и «внебюджетное финансирование проекта», Погосян победил в конкурсе на региональный самолёт до 75 мест, он так поначалу и назывался – RRJ-75. Но что вышло – то вышло. Самолёт вывалился из заявленной размерности и стал 98-местным. Погосян сознательно напичкал самолёт американскими и европейскими узлами и агрегатами и стал продвигать его на зарубежные рынки. И там попал в узкую высококонкурентную нишу, где предложение заметно превышает спрос. Поэтому все последние годы самолёт с трудом находит покупателя. Кнутом и пряником, административным ресурсом его впаривают отечественным авиаперевозчикам. Ну а крупнейший зарубежный эксплуатант – бюджетная мексиканская авиакомпания Interjetполучила 22 самолёта, видимо, на очень выгодных условиях. И даже там 4 борта были остановлены и стали донорами запчастей для остальных воздушных судов. В авиации это называется «каннибализм».

Заодно «Суперджет» заработал прозвище «Кукушонок», так как выкинул из «гнезда» федеральных целевых программ развития гражданского авиастроения туполевскую линейку региональных и ближнемагистральных самолётов. В сегменте на 50–70 мест не состоялся региональный турбореактивный Ту-324, полноценная замена Ту-134 и Як-40. На деньги Татарстана Ту-324 был доведён до высокой степени готовности, спроектирован в цифре, под самолёт сделали двигатель. Провели модернизацию Казанского авиазавода, закупили оборудование. Советник премьер-министра республики Назир Киреев рассказывал, что под самолёт разработали и передали в производство 16 тыс. техпроцессов, было изготовлено более тысячи наименований деталей оснастки и самого самолёта. Но помните, «Суперджет» обещал быть регионалом вместимостью до 75 пассажиров? Вот Ту-324 и слили.

Следующей жертвой подросшего до 98 мест «Кукушонка» стал Ту-334 – уже сертифицированный и облётанный ближнемагистральный авиалайнер на 102 пассажира. Да и турбовинтовой Ил-114 «Ильюшина» (64 места) тоже стал жертвой интриг зловредного птенца – он угрожал монополии М. Погосяна в региональном сегменте. Президент В. Путин изначально ставил задачу сделать региональный самолёт, чтобы связать в единую кровеносную систему авиационного сообщения всю страну, а не отдельные региональные центры через московские аэропорты-хабы. Но регионал из «Суперджета» оказался никакой, из-за конструктивных просчётов он с существенными ограничениями допущен к эксплуатации не более чем в 15% российских аэропортов. Низко расположенные двигатели требуют, чтобы взлётно-посадочные полосы находились в идеальном состоянии, нервные бетонные плиты с термошвами угрожают безопасности.

 

«Суперджет» в двух ипостасях – новая глава?

С «внебюджетным финансированием» у компании Гражданские самолёты «Сухого» (ГСС) как-то не сложилось. По оценкам экспертов, «Кукушонок» освоил свыше 4, 5 млрд долларов из бюджета и государственных банков. Убытки ГСС тоже «заливали» средствами из федерального бюджета. По итогам деятельности компании до 2016 года включительно государству пришлось спасать ГСС на 100 млрд рублей.

Сегодня «Суперджет» готов явиться нам в старой-новой ипостаси – региональный самолёт на 75 мест. Как сообщило издание «Коммерсантъ», инициатором стал министр промышленности и торговли, по совместительству председатель совета директоров ОАКДенис Мантуров:«Президент наложил положительную резолюцию на письмо МД-12748/18, направленное 1 марта главой Минпромторга». За 85 млрд рублей обещают заменить бортовой комплекс авионики и большую часть комплектующих изделий на отечественные образцы. А заодно внести изменения в планер самолёта, уменьшить внутренний объём фюзеляжа до 75 кресел. То есть исправить косяки ныне летающего «Суперджета». Интересуюсь у уважаемых авиаконструкторов: что, отпилят пару секций фюзеляжа? Нет, говорят, «это значит – делать абсолютно новый самолёт».

Следовательно, сроки выкатки новой машины, которые обозначили в ГСС, отдают ненаучной фантастикой – за 3 с половиной года, к 2022-му, самолёта не будет. Всё надо начинать с нуля. А это минимум 8 лет.

 

Президентский отряд вынужден летать на старье

То, о чём предупреждали эксперты и регулярно пишут «Аргументы недели», свершилось – на воздушном транспорте перевозка 95% пассажиропотока и 90% грузов осуществляется на самолётах-иномарках. Нельзя было упираться в один-единственный «Суперджет», запустив волков в овчарню. Сейчас Россия в гражданском секторе полностью зависит от западных «партнёров». Захотят – и остановят эксплуатацию «Боингов» и «Эрбасов». И «Суперджет» с импортной начинкой тоже. Дошли до того, что нет серийно выпускающихся отечественных самолётов для госструктур – Специального лётного отряда (СЛО) «Россия», Минобороны, Росгвардии и т.д. Отсюда исходит угроза первым лицам. Ту-134 и Як-40 явно староваты для их перевозки, ещё в советское время сняты с производства. Не меньше опасностей таят в себе «Суперджет» и любой другой самолёт иностранного производства – никаких гарантий отсутствия шпионских закладок и вредоносных программ. Хорошо, если в час «Ч» самолёт не будет в воздухе. Господа из Госдепа и других зарубежных госструктур через производителей авиатехники имеют возможность контролировать небо. Иначе как объяснить, например, информацию, что у малайзийского боинга, который по сей день не найден, после потери связи с самолётом и исчезновения его с экранов радаров «двигатели работали ещё четыре часа»?

Особо стоит отметить отсутствие у летающего и перспективного «Суперджета» отечественного двигателя. SaM-146 российским назвать язык не поворачивается. Сердце, газогенератор, разработан на основе американского CFM-56 и поставляется французской фирмой «Снекма». К горячей части наших инженеров не подпускают. А что зашито в системы управления двигателем? Кто даст гарантию, что какой-нибудь спящий вирус не ждёт команду со спутника на выключение? Значит, президента страны к самолёту точно подпускать нельзя.

Смотрю на туполевские и ильюшинские самолёты, смотрю документы, постановления правительства, федеральные целевые программы середины 2000-х, письма руководителей министерств и ведомств – судя по ним, Ту-324, 334, 334-200 (на 130 мест), 204, 214, Ил-96-400, Ил-114 должны были давно выдавить импортный хлам из российской гражданской авиации. Но пока покупаем заграничный товар, вносим свою скромную лепту в процветание западного авиапрома, его работников и военный потенциал.

 

10 лет и 180 млрд на двигатель для «Руслана»

Операция в Сирии выявила слабые места в авиационной компоненте. В военно-транспортной авиации (ВТА) в строю на бумаге 24 сверхтяжёлых (их ещё называют стратегическими) четырёхдвигательных самолёта Ан-124 «Руслан» грузоподъёмностью 150 тонн. По факту готовы выполнять боевые задачи по переброске военных грузов – 3 (три). Арифметика здесь простая – в наличии есть всего 13 работоспособных двигателей Д-18Т для этих гигантов. То есть на три самолёта плюс один в запасе. Эти двигатели в прошлом веке выпускались в Запорожье на моторостроительном предприятии «Мотор Сич». Потом они проходили ремонт за ремонтом и сегодня пришли к состоянию, когда нужны новые двигатели. Где взять? Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) тихо сопит в тряпочку и выжимает из бюджета 180 млрд рублей на двигатель ПД‑35, который, по расчётам горе-руководителей, будет готов к лётным испытаниям через 10 лет. И все дружно валят на то, что никто не ожидал «подлянки» от братской Украины. Странно слышать – курс на Запад и антироссийская риторика была и при Кучме, и при Ющенко, и при Януковиче.

Дивизии и армии высокооплачиваемых «эффективных менеджеров и бухгалтеров» на ключевых должностях профессионалов – генеральных конструкторов, генеральных директоров корпораций, ФГУПов, КБ, НИИ и уникальных производств в силу собственной убогости («бабло побеждает всё!») и отсутствия системных знаний в области высоких технологий профукали (мягко говоря) огромные пласты проблем. «Аргументы недели» поднимали тему авиационных двигателей большой мощности практически с первых дней существования издания – вспомните эпопею феноменального НК-93. Руководители ОДК и Минпромторга загубили тему, сделали всё, чтобы опередивший минимум на четверть века мировое двигателестроение НК-93 не стал серийным изделием. Но даже сегодня, сейчас, за пару-тройку лет, можно в Самаре на ПАО «Кузнецов» создать двигатель для «Русланов» и перспективных тяжёлых транспортников на основе схемы того самого НК-93. С использованием современных материалов и технологий. По расчётам специалистов (настоящих, а не дутых), на это потребуется 2–3 года и считаные не сотни и даже не десятки миллиардов рублей. Если, конечно, работать, а не просиживать штаны на бесконечных совещаниях.

 


6 Комментариев » Оставить комментарий


  • 13452 11618

    А кому нужны российские самолёты? Вот армии РФ самолёты нужны и их строят. при чём прекрасные и современные. По тому как ведут себя гражданские авиакомпании России. лично у меня сложилось мнение. что они далеко не российские. Ну например такая уникальная была компания “Трансаэро” так она продавала билеты а ЕС и США по очень низким ценам, компенсируя это дорогими билетами по России. У них одно, хапнуть по больше денег и свалить с ними на запад. Им самолёты нашего производства ненужны, им проще взять в лизинг любой западный хлам, при этом за это получая неплохие откаты. Ведь де-юро за гибель пассажиров и членов экипажа они ответственность не несут. Я не понимаю. по чему деньги погибшим платит государство, а не компания? Она в обще не за что не отвечает, мало того. она получает за этот хлам неплохую страховку. Какой бы самолёт не сделала Россия ей некому их продавать и в первую очередь в самой РФ. По тому и такие проблемы именно самолётами ГА.

    • 31831 19077

      Российские гражданские самолёты прежде всего нужны России. Не понял это из статьи ? Увы . Не всем дано…. Для такой огромной страны – собственное гражданское авиастроение – стратегическая необходимость.
      Покупать самолёты отечественного или импортного производства – регулируется таможенными барьерами , преференциями и другими условиями. Присутствие иностранных компаний на рынке России- ограничивается на законодательном уровне. Была бы политическая воля и заинтересованность нынешнего правительства во главе с его вожаком. Пока что их воля только добивает остатки российского авиастроения.
      ВТО – это что ? Незыблемый закон ? Из ВТО выйти нельзя ? Половина стран мира постоянно нарушают правила ВТО. И ничего . Зевс молниями из глаз их не поражает. Это только наши власти стараются убедить население, что ВТО – это честь и совесть нашей эпохи.
      Будет желание правительства развивать отечественное авиастроение… Никаких преград, кроме этого правительства, собственно и нет.
      Во времена СССР отечественное авиастроение занимало 40 % мирового рынка и по 30-ть % приходилось на Боинг и Аэрбасс. Что мешает сейчас? Нам всё Мантурова и Погосяна подпихивают. Мол, они виноваты. Кто их поставил и тащит в правительство свой каждый новый срок ? Наверное тот, кто их пропихивает и есть основной гробовщик отечественного авиастроения.

      • 14169 10731

        Мой коммент не “хочет ущемления” Ирбиса,он лично вам.Есть прекрасная поговорка-”Слепой не увидит,глухо не услышит,тупой не поймет”.Вы выкладываете статьи на ранг…на “ступень выше”,чем нынешний уровень ЯП.Причем самых интересных его обитателей.Знаете как я считаю…Вы же на моих глазах начали “псевдоматериться” на ЯП….ВОТ НИЧЕГО В ЭТОМ ЗАЗОРНОГО НЕТ….:).А что делать-то…Кажется,ну элементарные вещи же говорю,ху…ли тут не ясного?????Сперва возникают сомнения…Начинаешь думать-”Может я не прав?Может просто иная точка зрения,которая противоположна моей,но я аргументирую ссылкой разумной и ….все человек поймет”.Эффект шокирует…Перепроверяешь на другом-то же самое.Появляется недоумение.”Да как же так-то…ну не может быть их так много…по-любому это тролль ники меняет”.Не-не-не реальность шокирует :).И вырывается первое,некультурное…”долб.б”.Позднее учишься их классифицировать.”Умненький зад.т на свое отображение в зеркале”,”чистая троллятина”,”СБ-груп”,”Брахманище”…Когда общаешься “в миру”-это нормальные люди,я вам клянусь…Но здесь же…Это не обмен мыслями,не желание лучшей доли детям-это “хорошо что в ж.пу не е.ут”.Невозможно увидеть личную мысль,только “перепевки,чужих речевок”.
        Ладно…Лирично отошел в сторону.Просто поймите-ЭТО НЕ РОВНЯ.Не нервничайте.Все статьи,что вы здесь выложили возымеют эффект.И вы,и я знаем что будет.Разногласия могут возникнуть только во временных рамках.Расслабьтесь маленько…отдохните…пошлите нах. кого-нибудь из СБ-груп :).Нечего тут покупаться на “не переходите на личности,держите себя в руках”…там до долб..ба гораздо ближе.ТАМ ДУШ НЕТ,как и зачатков разума.

        • 13452 11618

          Слышь “умный” за базаром следи! Если ты лох по жизни и обосрался с бизнесом это твои проблемы и не надо тут свои завумные писать, именно дол баё бы сидят в догах, по тому ты такой по своей природе и некуй на зеркало пенять.

      • 13452 11618

        Не надо тут сарказма! России самолёты ГА ненужны! По тому что у неё нет своих государственных авиакомпаний. Те что есть к РФ отношения по большому счёту и отношения не имеют. Одни посадили за штурвал прекраснейшего ЯК-42 двух дебилов без права на управления этой моделью и угробили хоккейную команду, но по мнению авиакомпании виноват самолёт, по тому, что мол советский. Другие экономили на обработке с применением антиобледенителя и новый производства РФ самолёт угробили! Так вот таким именно самолёты производства России и ненужны. Я тебя понял, таким как ты президент не нужен, им нужен царь который вас холопов бы порол. я прекрасно тебя понял, у тебя в статьях один негатив. Но по чему так происходит понять не хочешь. В том что я прав ответ кроется в военной авиации, если МО РФ нужны самолёты, то их и строят и покупают, а вот ГА покупать просто не хотят. По чему, посмотри как устроены почти все авиакомпании РФ, может тогда поймёшь.

        • 31831 19077

          В основном мнение Ъ верно. Единственно – ” Когда общаешься в миру, это абсолютно нормальные люди “. Здесь он несколько ошибся. К сожалению, у некоторых, что здесь , что в миру, долбо..м уже неискореним.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)