Главная » История, Невероятное в мире, Творчество

Как злобный Санта Клаус стал добрым

11:28. 4 января 2018 Просмотров - 1,644 6 коммент. Опубликовал:

Раньше это был жуткий персонаж, который забирал с собой детей. Во второй половине 19 века началась трансформация образа в положительную сторону – розгами он сечет и в мешок забирает только плохих детей. А к нашему времени зверь-садист превратился просто в умильного дедушку, от которого все ждут только подарков.

Тем, кто уже давно не верит в Деда-Мороза, можно рассказать нелицеприятную историю этого сказочного теперь персонажа, который своим появлением обязан реально существовавшему человеку – святителю Николаю архиепископу Мир Ликийских (развалины его резиденции находятся около поселка Демре в современной Турции). У разных народов он зафиксировался под разными именами: Николай Мирликийский, Николай-Чудотворец, Николай-Угодник, Баба Ноэль, Пер Ноэль, Санта Клаус.

Судя по всему, мрачные дела Николая, которые так сильно врезались в память народную, заключались в контрольной поездке по подданным территориям в осенне-зимний период для сбора дани/налогов. В те времена при неуплате дани совершенно нормальной практикой штрафных санкций было забирать детей 7-12 лет в рабство.

Свечку мы, разумеется, не держали, но уши настолько сильно торчат изо всех щелей, что потребовалось много лет для перекрашивания черного образа Николая Мирликийского в белый и пушистый.

Вот один из вариантов его современного изображения. Кстати, католическая церковь в отличие от православной, не так давно предусмотрительно деканонизировала Николая Мирликийского, исключив его из списка святых.

Интересно как судьба распорядилась его «мощами» – голова его находится в итальянском городе Бари, а в Венеции уже полный комплект вместе с еще одной головой. И самое интересное, что обе головы считаются подлинными! Вот такой двухголовый святой. В Венеции кости его все переломаны, якобы на них потоптался какой-то матрос, что по его делам и не удивительно.

Примерно до середины 19 века являющиеся зимой Пер-Ноэль, Санта-Клаус и прочие совершенно однозначно воспринимались как злые персонажи, которые забирают с собой маленьких детей и от которых ждать ничего хорошего не приходится, т.е. радовались когда он уходил и можно было относительно спокойно жить целый год, поэтому каждый год возможно “новое счастье”.

Во второй половине 19 века по всем правилам политкорректности (это на самом деле давняя технология искажения сущности) началось изменение образа в положительную сторону, чтобы о рабовладении ничто не напоминало. А уж к нашему времени страшный сборщик налогов превратился просто в умильного дедушку, от которого все только подарков ждут.

В России во второй половине XIX века, при Александре II, отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников, упоминаются в 1861 г. “старый Рупрехт”  (о нем чуть позже поясним) и в 1870 г. святой Николай или “дедушка Николай”. Это были единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые появляется “Морозко”, и к началу ХХ века уже складывается знакомый нам образ Деда Мороза. Но потом революция 17-го года, запреты на все церковные праздники, и Дед Мороз как обязательный персонаж новогоднего — а не рождественского — праздника возрождается уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка. 

Вернемся в 19 век и посмотрим что сохранилось от темной предыстории Санта Клауса-Николауса. В России – некий “бабай”, который опасен и забирает маленьких детей. Отец Николай на турецком – Баба Ноэль. В турецком ударение на второй слог, и В.И. Даль отмечает уже трансформированное: “Детей пугают и бабайкою, старухою, и тут сходятся производства от бабы и от бабая”.

В Болгарии Дед Мороз – Дяду Мраз, в Чехии есть сорт мороженого «Морозко» (по-чешски «Mrazík»).

В Германии аналогом Бабая является Крампус (Krampus). Он ходит вместе с Санта Клаусом и забирает непослушных детей. “Еще одно встречающееся в Альпах на Николаев день существо – крампус. Он страшен и лохмат, с рогами, длинными зубами и хвостом. По поверью, хороших детей награждает Николай, а плохих наказывает крампус. С длинными розгами, коровьими хвостами и колокольчиками группами и в одиночку крампусы расхаживают по улицам деревень и городов и пугают прохожих.” Аналогом Крампуса по выполняемым задачам является образ рождественского солдата Рупрехта, который тоже ходит по домам с розгами и сечет или забирает с собой маленьких детей.

Интересно, что если изначально Крампус (Рупрехт) является помощником Санта Клауса-Николауса и получается удобное распределение ролей “Белый рыцарь-Черный рыцарь” = “хороший царь и плохие бояре”, то потом образы разделяются окончательно – черные силы как бы существуют сами по себе, а “хороший царь” набирает себе очки положительного персонажа. Однако, разделяй сознание и властвуй…

Здесь они вместе: 

 Изображение

  

В старых версиях преданий Крампус похищает особо непослушных детей, уносит их в свой страшный замок и сбрасывает в море, что согласуется с ролью его помощника Санта Клауса – Николая Мирликийского, который является покровителем мореплавателей. Действительно, рабов отправляли к месту назначения именно морем.

Здесь Крампус уже орудует будто бы сам по себе, но цель действий пока еще хорошо заметна – детей в кандалах уводят в рабство:

 

 

Затем постепенно образ Крампуса вырождается в некое пугало, которое само заковано в кандалы, то есть цепи превращаются в нейтральный атрибут как у какого-нибудь “металлиста”. Вместо похищения детей он их только наказывает – сечет розгами или только пугает:   

  

 

В настоящее время роль Крампуса постепенно уменьшается, оставаясь только в некоторых районах Баварии и Австрии, где 5 декабря празднуется даже специальный «День Крампуса» (Krampustag). В этот день жители одеваются в такие страхолюдные костюмы и пугают прохожих и соседей, не рискуя получить в ответ бутылкой по голове. Подарков Крампус не дарит, он специализируется на наказании непослушных детей, пугая их: 

И вот появляется образ почти забавного декоративно-страшного Крампуса, у которого все атрибуты остались – корзина с детьми, кандалы, розги, но теперь это не похищение, а катание на санках: 

Мы посмотрели как образ злого помощника Санта Клауса потихоньку выродился в некое забавное пугало, повод подурачиться и приколоться. А что же сам Санта Клаус? Он, отделившись от своего злобного помощника, тоже постепенно изменил образ в сторону добродушного старичка с подарками.

На этой открытке слева Санта Клаус вроде бы делает то же самое, что и его помощник Крампус справа, но как-то так по-доброму, будто бы пугает. Сюжет тот же, а сущность исчезла:

Санта-Клаус 

А здесь уже всё становится игрушечным – и сабля и ребенок:

Vintage Victorian Santa Claus Smoking a Pipe Custom Announcement

И, наконец, получаем чуть ли не странствующего монаха. Где изначальные епископские наряды, где черт-помощник, где похищаемые дети в мешке или в кандалах? Сюжет обозначен, но искажён до неузнаваемости. Учитесь, как надо грамотно подправлять имидж… 

Такая же история произошла и с “Добрым Санта-Клаусом” из Лапландии – Йоллупукки и его образ сильно напоминает уже знакомого нам Крампуса:

Мало кто знает, но добрый рождественский дед, который живёт в Лапландии, на самом деле является довольно сомнительным персонажем в мифологии. Одно из его исторических названий – Йоулупукки, что в переводе с языка суоми означает “рождественский козёл”. 

Вообще, образ добродушного, розовощекого старикана в красном кафтане появился сравнительно недавно. Ещё в XIX столетии его изображали злобным существом в козлиной шкуре с рогами, которое приходит в дом исключительно для того, чтобы потребовать выпивки с хозяев и напугать детей. Непослушных ребятишек он живьём варил в котле, а благородных оленей использовал в качестве основного провианта на зиму.

Читайте также: Карачун - зимний Солнцеворот

6 коммент.»

  • 18989 12595

    Умеет Брахман интересненькое найти!

  • 11661 10013

    По поводу мощей – с этими попами чудеса да и только…

    Судя по беЗконечному поповскому вранью, кости и мощи, на самом деле, могут принадлежать бомжам… В середине XIX века во Франции вышла книга “Курьезы традиций”, в которой утверждалось, что в мона-стырях Западной Европы хранятся:
    — 2 головы, 17 рук и ног и 5 туловищ Андрея Первозванного;
    — 20 туловищ и 26 голов святого Юлиана,
    — 3 целеньких мумифицированных пророка Илии;
    — 9 – апостола Луки,
    — 18 голов и 12 рук святого Филиппа,
    — 15 рук Иоанна Златоуста;
    — 13 рук святого Себастьяна,
    — 5 туловищ, 6 голов, 17 рук и ног святого Андрея,
    — 15 рук Иоанна Златоуста,
    — 30 туловищ святого Григория,
    — 2 туловища, 8 голов, 6 рук и ног святой Анны,
    — 30 туловищ святого Григория;
    — 30 туловищ святого Панкратия.
    — 11 указательных пальцев, 7 челюстей, 9 рук и 7 голов Иоанна Крестителя (причем в честь обретения каждой головы Крестителя в православной и католической церкви были установлены особые празд-ники!).
    У нас тоже творится подобная чехарда. Одна голова Иоанна Злато-уста находится в Богоявленском соборе Москвы, а вторая— в монасты-ре на Афоне.

    По другим данным:
    у Андрея Первозванного оказалось 5 тел, 6 голов и 17 рук.
    У святой Анны – 2 тела и 8 голов.
    Столько же голов и у святого Филиппа.
    У Иоанна Крестителя – 10 тел и 7 «подлинных голов», и это при всём том, что, согласно христианской легенде, тело Иоанна было сожжено вместе с отрезанной головой. А вот продолжение выборочного и далеко не полного списка самопроизвольно клонировавшихся мощей:
    • Бенедикт – 3 тела и 4 головы;
    • Эразм – 11 тел;
    • Доротея – 6 тел;
    • Стефан – 4 тела и 8 голов;
    • Вильгельм – 7 тел и 10 голов;
    • Елена – 4 тела и 5 голов;
    • Исайя Пророк – 3 тела;
    • Иероним – 2 тела, 4 головы и 63 пальца;
    • Юлиана – 20 тел и 26 голов;
    • Лука – 8 тел и 9 голов;
    • Пётр – 16 тел;
    • Федора – 4 тела и 6 голов.
    Полный перечень дубликатов займёт ещё несколько страниц.

    А вот краткий список других христианских реликвий. Есть такой эксклюзив, что хоть стой, хоть падай:
    • Слёзы Богородицы;
    • Молоко Богородицы (!);
    • Волосы младенца Иисуса;
    • Кровь Иисуса, собранная у подножия Креста;
    • Слёзы Иисуса (!);
    • Сено из яслей, в которых лежал Иисус (!);
    • Серебряное блюдо, на котором лежала голова Иоанна Крестителя;
    • Посуда с Тайной вечери;
    • Ноготь святого Павла;
    • Крайняя плоть Иисуса (!);
    • Лоскуты савана Иисуса;
    • Остатки одежд апостолов;
    • Камень, на котором сидел Иисус;
    • Терновый венец (хранится в Соборе Парижской Богоматери);
    • Одеяние, в котором Иисуса вели на Голгофу;
    • Свеча, которая светила при рождении Иисуса (!);
    • Сосуд с потом святого Михаила, собранного после его борений с Дьяволом (!);
    • Палец святого духа (!);
    • Кусок окна, через которое архангел Гавриил явился Марии;
    • Кости ослицы, на которой Иисус въезжал в Иерусалим (в Вероне скелет, а в Генуе хвост);
    • Тряпки с кровями Святой Девы;
    • Мощи петуха, прокукарекавшего Петру;
    • Чихи святого духа (!);
    • Коробка с последним вздохом Иисуса (!);
    • Кости коров, приснившихся египетскому фараону (!).
    В ноябре 2002 года обнаружились даже сандалии Христа, (Какое было качество обуви! С ума сойти!).

    Когда у пятилетнего мальчика спросили – чем отличается Дед Мороз от Санты Клауса, он ответил:
    - Дед Мороз живёт со Снегурочкой, а Санта Клаус с оленями…

  • 775 669

    Сомнительно следующее.
    1. Бабай и множ. бабаи типичное имя собственное кочевых народов, старинных наших соседей. Набеги и угон в рабство обычное занятие эдак до середины 18-го века. Поэтому искать бабая в каком-то турецком наименовании Николая Угодника глупость.
    Просто бабаев раньше боялись все, а потом осталась пугалка для детей.
    2. Из статьи совсем не понять сродство Деда Мороза и перечисленных персонажей.
    Образ Морозко (Мороза) естественен для нашей зимы и страны. Одушевление (обожествление) таких суровых природных явлений обязательно. Пример с болгарами и чехами, только подтверждает древность этого образа.
    Кстати, не приживаемость иностранных (поддержанных церковью – царём) заменителей говорит о том же.
    Другое дело, что Морозко-Мороз из злого и несущего гибель, постепенно, с ростом защищённости людей от погоды стал сначала суровым, потом и справедливым, а затем добрым сказочным Дедом Морозом. К таким изменения толкало и появление зимнего празднования Нового Года. Административный ресурс сыграл свою роль, но на существующей основе.
    p/s Жителям Африки дальше не читать!
    Схожесть внешнего вида объяснятся просто. Представьте себе черных, лысых и в трусах духов снега, мороза и пурги…, что не получилось, то-то.

  • 715 408

    жертвоприношение гойских детей жидами, что еще тут не ясно? https://www.google.lt/search?q=%D0%B2.+%D0%B8.+%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C+%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0+%D0%BE+%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%85&oq=%D0%92.%D0%98+%D0%94%D0%90%D0%9B%D0%AC+&aqs=chrome.4.69i57j0l2j69i65j0l2.7402j0j8&sourceid=chrome&ie=UTF-8 В.И.Даль- записка о ”ритуальных жертвоприношениях”
    Во времена великого похолодания, люди придумали бога- Холода-тьмы и смерти, Елки украшались кишками и внутренними органами животных, принесённых в жертву этому богу, за людей не скажу, хотя девственниц в лютый мороз уводили в лес и привязывали к дереву. От сих вешание гирлянд на ель и игрушек. К стати народная сказка морозко все это только подтверждает! Сказка ложь- да в ней намёк, добрым молодцам урок!

  • 16352 10201

    Материал весьма интересен и показателен. Только вот затесалось среди “клаусов” вот это: “…В Болгарии Дед Мороз – Дяду Мраз, в Чехии есть сорт мороженого «Морозко» (по-чешски «Mrazík»)…”. Как это понимать? Наш Дед Мороз, насколько я понимаю – не имеет никакого отношения к этим клаусам!!!
    ДЕД МОРОЗ (Морозко) — могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.
    Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством, первоначальный образ Снежного Деда был искажен

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>