ЕЛЕЦ-МОЛОДЕЦ

526 0

60 лет назад, 11 октября 1957 года я родился в самой большой стране тогдашнего мира (какое-то время называвшейся Советским Союзом, теперь – Российская Федерация) в городе Ельце (Елец – это от слова «ель». Топоним не местный – черниговский) над рекой Быстрой Сосной.
Сочетание хвойных вполне гармоничное, вот только Сосна – какое-то странноватое название для реки. Происходит оно вовсе не от известной породы деревьев (естественных сосновых лесов по реке нет и не было, почвенный слой тому в подтверждение), а, возможно, от неведомого финно-угорского слова, вроде «Сосьвы». Река Сосьва существует в Свердловской области и до начала XX в. писалась в форме Сосва; топоним образован из коми «сое» (рукав) и «ва» (река), т. е. – рукав реки. Опять же финно-угорское «sose», «soseen» (болото, грязь). Как курьёз могу отметить, что один фальсификатор истории (не хочу приводить здесь – и помнить – его имени) уже в ХХ веке выдумал якобы булгарское слово «саснак» (болотный кулик) и произвёл название реки от него.
А вот название речушки Ельчика, левого притока Сосны, вообще никакого отношения к имени города не имеет и происходит от чувашского «елчěк», или «ялчěк» («ел» - «деревня», «чěк» - уменьшительный суффикс), то есть «деревушка» - единственный булгарский след на елецкой земле.
Бегущая с запада на восток Сосна издревле делила наш край на Лес и Степь – дремучие чащи финских племён и просторное Дикое Поле, откуда волнами накатывали на поселения лесовиков сначала индоевропейские кочевники, падая под меткими стрелами местных охотников и рыбарей и оставляя на политой кровью земле свои острые акинаки – на радость археологам, потом тюрки и монголы… От половцев/татар на карте области остались Аксай, Асламово, Байгора, Куйманы, Чамлык, Улусарка и Ярлуково, от финнов – Меча, Мечек, Телелюй, Малея. Ираноязычные названия самые редкие: Дон, Снова, Усмань – причём последние два пришли к нам опять-таки не с ближнего юга, а с дальнего юго-запада – из северской земли.
В первые века до н.э. на Сосне жили представители городецкой культуры, на рубеже н.э. сметённой сарматами, потомков которых, в свою очередь, в IV веке смели гунны. На освободившееся место в середине первого тысячелетия с запада (поднявшись вверх по Десне, потом волоком в Сосну) пришли славяне. Множество местных топонимов – Паниковец, Ясенец, Семенец, Свишня, Елец – происходят из северской, черниговской земли (см. книги «О древнем Воронеже и слове “Воронеж”» профессора В.П. Загоровского) и «Липецкий край в III – V веках» липецкого археолога Г.Л. Земцова. На верхнем Дону, на территории современной Липецкой области обнаружены и отдельные археологические памятники вятичей, основной ареал расселения которых, однако, был севернее – в бассейне Оки. На левобережье Сосны остались чёткие следы роменско-борщевской культуры, идентифицируемой с малоизученными донскими славянами (видимо, разновидность тех же северян).
Что касается возраста Ельца... Кроме Никоновской летописи, град упоминался и в других источниках, о них говорил еще Татищев (увы, до нас они не дошли). О свадьбе елецкого князя упомянуто у того же Татищева. В 1144 году великий князь Киевский Всеволод II Ольгович (происходивший, кстати, из рода князей Черниговских) выдавал замуж дочерей умершего псковского (по некоторым источникам, городенского) князя за своих родственников. Одна из этих девушек стала женой Владимира Давыдовича Черниговского, а другая пошла под венец с Владимиром Ярославичем Елецким.
Впрочем, супружество елецкого князя с псковитянкой, кажется, оказалось кратковременным, ибо в 1145 году он вновь женится, теперь уже на дочери самого великого князя Киевского. Возможно, чем черт не шутит, то был первый брак по расчету на елецкой земле...  Но и он продлился недолго. В 1146 году между Черниговом и Курском вспыхнула междоусобная война из-за наследования Новгород-Северского княжества. Чернигов выступал в этой распре в союзе с Киевом. Тогда их соперник – курский князь Святослав Ольгович привлек на свою сторону амбициозного ростово-суздальского правителя Юрия Владимировича Долгорукого (того самого, что основал Москву). Войско Святослава проследовало через елецкие пределы на соединение с дружиной суздальцев, стоявших у Рязани. Об этом эпизоде, кстати, и упоминает Никоновская летопись. После чего имя Владимира Елецкого нигде не упоминается – он, скорее всего, пал при штурме города вражеской стороной.
Однозначно Елец идентифицируется с тамерлановским Карасу («чёрная вода») – косвенным свидетельством является название Аргамачьей горы, с которой, по преданию, звезданулся в гневные струи Сосны вражеский витязь, да и утоп – это 1395 год.
По версии А.А. Шенникова, в золотоордынскую эпоху население Елецкого княжества состояло не только из славян, но и из тюрков – потомков кочевавших здесь в XI–XIII вв. половцев; в пользу этого, по мнению историка, свидетельствуют как двойное название Елец/ Карасу, так и, косвенно, этно-социальная структура населения в соседнем административно-политическом образовании – Червленом Яре.
В XVII—XVIII веках Елецкий уезд активно заселялся потомками служилых людей, называвшихся однодворцами, меньшую часть составляли крепостные крестьяне. Однодворцами были и Трубицыны, мои предки по отцу. А вот фамилия Алабуховых, которую в девичестве носила мать, происходит от татарского (а скорее, ещё половецкого) «алабух» - окунь (в Воронежской области есть сёла Большие и Малые Алабухи, в Московской – деревня Алабуха).
Десять лет назад Елец стал городом воинской славы. Вполне заслуженно:
«Город... гордился своей древностью и имел на это право: он и впрямь был одним из самых древних русских городов, лежал среди великих черноземных полей Подстепья на той роковой черте, за которой некогда простирались "земли дикие, незнаемые",.. принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по слову летописцев, первые вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч, то и дело заходивших над нею, первые давали знать Москве о грядущей беде и первые ложились костьми за неё». (Бунин)
Население города максимума (122 тыс.чел.) достигло в 1997 году, с тех пор неуклонно сокращается (сейчас 105 тысяч, фактически ещё меньше: наша лучшая молодёжь, презирая местные нищенские зарплаты, живёт и работает в Воронеже, Липецке, Москве, Питере, не шибко заморачиваясь перерегистрацией).

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru