https://imgprx.livejournal.net/8e2e26e2b7c4540e0db73371fafe57fe12818fc6/s_rqFZxkZV-tpzLw2liHn8zoMS3gKlkvGc2PjZWwjd2SZTWJpX4k1WFsB7VO8xr6ekfGZkvqKq0rE8IInIs0MLt0wpXVWrpaRPnu3XQPguEИнквизиционные методы борьбы с расколомВо второй половине XVII в. в Московском государстве возникло широкое религиозное движение, известное под именем раскола.Внешним поводом для этого движения была церковная реформа, предпринятая патриархом Никоном и вызвавшая резкое столкновение внутри православной церкви между защитниками реформы и ее противниками.На стороне противников реформы была значительная часть низшего духовенства, недовольного поборами со стороны церковной знати, ее жестокостью, а также усилением ее власти.Но основной причиной развития раскола была борьба крестьян и посадских людей против феодальной эксплуатации. Это была классовая борьба, принявшая религиозную окраску, чем и объясняется живучесть раскола, просуществовавшего, несмотря на гонения, много лет. Но раскольнические выступления были крайне неорганизованны, политическая и социальная программа их отличалась большой незрелостью.Раскольники старались затушевать классовые противоречия, на первое...
Читать далее 4495 слов 97%.
Комментарий редакции
Редактировать
1. Раскол в православной церкви в XVII веке стал результатом церковной реформы, проводимой патриархом Никоном, и вызвал конфликт между реформаторами и противниками реформы.
2. Основной причиной раскола была классовая борьба между крестьянами и посадскими людьми против феодальной эксплуатации, которую считали реакционными как через церковь, так и через раскольническую идеологию.
3. Патриарх Никон использовал инквизционные методы, включая пытки и казни, для подавления раскольнического движения, проводя жестокие репрессии против противников старой веры.
4. Гонения на раскольников были санкционированы церковными соборами, которые оправдали инквизиционные действия как способ защиты чистоты православия.
5. Патриарх Иоаким продолжил политику жестких репрессий против раскольников даже после низложения Никона, выдавая указы, предписывающие пытки и казни.
6. Несмотря на жестокие гонения, число раскольников росло, и они становились социальными символами сопротивления феодальному гнёту.
7. Инквизиционные методы, использованные против раскольников, находили поддержку как среди церковных иерархов, так и среди светской власти, что подтверждает идеологическую и социальную природу происходящего.
Вывод:
Автор статьи подчеркивает, что инквизиционные методы, применяемые православной церковью против раскольников, были не только попыткой защитить чистоту веры, но и средством подавления классовых противоречий и борьбы с феодальной эксплуатацией. Эти методы стали инструментом террора, который продолжался на протяжении долгого времени, и, тем не менее, раскольническое движение не только выживало, но и увеличивало своё влияние.
Вывод редакции:
Тезисы автора отражают действительное положение дел того времени, подчеркивая жестокость инквизиционных методов православной церкви и зависимость церковной власти от феодально-крепостнического государства. Статья имеет четкую направленность, акцентируя внимание на реакционных действиях церкви и взаимосвязи между религиозным и социальным контекстом, что соответствует восприятию исторического процесса как борьбы против угнетения. Текст обрисовывает реальные события и факты, без искажений, что соответствует критическому подходу к теме.