Экономика запретов – или почему России нужна экономическая нестабильность
Какая же сильная проповедь стабильности спускается сверху! Вот что говорит юный министр экономики, совсем не пенсионного возраста: «Залог успешного развития экономики – это всегда стабильность условий… Главное в налоговой системе – стабильность и предсказуемость налогового режима… Регуляторика, контроль и надзор должны быть стабильными, предсказуемыми».
Гипноз по правилам 1925 года
От этих сладких речей хочется впасть в транс. Что ж, хотите гипноза? Следуйте «Инструкции по применению гипноза» от1925 г. Она до сих пор действует в России. Хотите конфисковать учебники? Для этого есть «Инструкция о порядке передачи Народному комиссариату просвещения конфискованных учебников» 1925 года. Никто ее не отменял.
Должна ли быть стабильной регуляторика, которая стала океаном, в котором мы утонули? Только законов и инструкций у нас действуют более 8 тысяч российских, более 1300 доставшихся от СССР, более 1200 московских, более 3000 Московской области, более 150 тыс. – других регионов России.
Они в 2000-2010-х гг. росли по экспоненте. В1996 г. российским парламентом за год было принято 160 законов, в2010 г. – 450 законов, в2016 г. – 524 закона. Банк России, который тоже мечтает о стабильности, в2000 г. выпустил 219 нормативных актов, в2010 г. – 283, а в2016 г. – 523.
Всё это счастье контролера – запретительное. Вся система регулирования в России основана на понимании человека как вороватого, «обходящего правила», «вывозящего капитал» и «уходящего в валюту». К2017 г. объем Уголовного кодекса с момента его рождения вырос в 2,3 раза, а Кодекса об административных правонарушениях – в 2,7 раза. Каждый год к ним прибавляются десятки страниц.
Какой может быть стабильность правил в «экономике запретов»?
Нам не стабильность «регуляторики» нужна, а портновские, уродливые, железные ножницы. Урезать ее на 30-40%, перекроить. И получить самое чистое наслаждение от того, что дышать и двигаться стало легче.
Дайте вздохнуть!
Могущественный министр финансов нам тоже сулит стабильность, предсказуемость фискальных условий. А нам она нужна?
Чтобы «догнать и перегнать», нам нужны темпы роста от 4-5% и выше. При нынешнем налоговом бремени около 40% они невозможны. Чтобы их достичь, фискальное бремя должно быть не больше хотя бы 32-33% ВВП. Динамичная Южная Корея – 34,3% ВВП, США, которые быстрее всех выкарабкались из кризиса – 31,8%, Китай, по-прежнему делающий выше 6% в год – 28,6%, экономика Польша, росшая даже во время кризиса2008 г. – 33%.
И мы не должны забывать, что собираемость ключевых видов налогов в России последовательно снижается. Существующие ставки налогов и квази-налогов рассчитаны на фискальное бремя выше 42 – 43%.
Зачем нам стабильность тяжелейших налогов? Зачем этот груз, который каждый тащит на своих плечах, не в состоянии распрямиться? Мы не сможем с ним вырасти! Нам, наоборот, нужна нестабильность. Сильные и легкие стимулы для роста и модернизации, чтобы компании, ускоряясь, увеличивали налоговую базу!
А вот и последние предложения Министерства финансов – в который раз перекроить пенсионную систему. Убить Фонд национального благосостояния – всем обещанный «фонд будущих поколений», залог стабильности российских пенсионеров. Слить его с Резервным фондом. Отменить максимум налоговых льгот, тем самым фактически повысив налоги. И это – стабильность? И от этого великодушия – экономический рост?
Стабильные миры Центробанка
Взгляд ЦБР очень прост: устойчивость правил игры для бизнеса и макроэкономическая стабильность – низкая инфляция, взвешенная, консервативная бюджетная политика.
Кто бы спорил, если бы мы находились в Лондоне, Нью-Йорке или Париже? Но перед нами развивающаяся экономика, износ основных фондов в которой растет год от года. Экономика, нуждающаяся в сверхбыстрых темпах роста, модернизации, много потерявшая. Находящаяся на 49-м месте в мире по человеческому развитию и на 45-м месте в мире по уровню инноваций. В конце концов, на 100-м месте по ожидаемой продолжительности жизни.
Такую экономику нужно стимулировать, а не охлаждать и притормаживать. Ласкать, а не бесконечно перестраивать (ЦБР собирается вводить 3-х-уровневую банковскую систему вместо 2-х-уровневой, а в компании по «очистке» уполовинил банковскую сеть в регионах). 25 лет финансового замораживания, мельчайшая финансовая система, не адекватная размерам экономики, денежное опустынивание регионов и среднего и малого бизнеса, сверхконцентрация денег и кредитов в Москве.
Разве мы можем ждать от этого стабильности? Конечно, нет, впереди – самые отчаянные колебания в финансах! То рубль вильнет круто, то крупный банк зароем, то инфляция вспыхнет, то акции грохнем – впереди много приключений.
Другая реальность
Как можно устойчиво расти, если нажаты все тормоза: жесткая денежная политика, высокий процент, тяжелейшие налоги, административное бремя? Это всё стабильность чугунного утюга, который так придавил пиджак, что ему уже не топорщиться.
Глубочайшее заблуждение считать, что если вас придавить и обещать, что придавливать больше не будут, то вы обязательно начнете вставать, развиваться и куда-то стремиться. Ваш удел – лежать и не топорщиться.
Кажется, что в головах тех, кто рассуждает о стабильности, какая-то другая реальность. Может быть, в кабинетах стулья особо устойчивы? Или же в министерствах буфеты хороши, а в ЦБР – так просто отменно кормят?
Самое смешное, что все рассуждения высоких министерств о стабильности, об «устойчивой макроэкономической среде» совершенно бесполезны, потому что заранее известно, что никакой стабильности не будет – ни в правилах, ни в налогах, ни в курсе рубля, ни в инфляции или на финансовых рынках. Ни в собственности и ее крупных владельцах. Вечные переделы. Каждый день это блестяще доказывает.
Почему не будет стабильности?
Ответов – множество. Потому что мы глубоко зависим от цен и спроса на нефть, газ и другое сырье, от курса доллара. И нет ничего более нестабильного в мире, разве что погода.
Еще один ответ – потому что наш ключевой клиент, Европейский Союз (46% внешнеторгового оборота России) мечтает избавиться от энергетической зависимости от нас. И еще – мы потеряли «экономику сложных вещей» и «экономику простых», слабы в инновациях и теряем качество человеческого капитала.
Но самый главный ответ – быстро меняется мир. В этом ключевой вызов и основная причина нестабильности. В таком мире невозможно стабилизировать небольшую, открытую российскую экономику, если она не перейдет к интенсивным процессам развития.
Скорость роста экономики мира (в реальном измерении) – 3-4% в год, развивающихся стран – 4-6%. Пока мы хронически отстаем. В1992 г. доля России в глобальном ВВП по паритету покупательной способности была 5,2%, в2014 г. – 3,5%, в2016 г. – 3,2% (МВФ). Если не произойдет чего-либо радикального в нашей экономике, то к2030 г. опустимся до 2,3-2,5%. Слишком быстро развиваются другие, а мы плетемся как кляча с возом, нагруженным доверху нашими страхами, экономическими мифами и неистребимыми комплексами.
А что будет с сырьем – кормильцем нашим? В первичном производстве энергии в ЕС доля "возобновляемой" достигла 25 процентов. Это энергия, добываемая без нефти, газа, угля и мирного атома. Ее объемы в 2000-х гг. росли в ЕС с опережающей скоростью в 5-6% в год, подавляя спрос на углеводороды. В США количество электроэнергии, вырабатываемой ветряками, выросло в 2007-2016 годах почти в семь раз и в пределах одного-двух лет сравняется с тем, что дают ГЭС. Возобновляемая, альтернативная энергетика растет по экспоненте. Она и сланец подъедают цены на нефть. Примерно 10 лет США не увеличивают общее потребление энергии. «Трампономика» – это снятие барьеров для внутреннего производства топлива в США. Америка собирается стать масштабным экспортером нефти, газа и угля в Европу. Если это случится, цены на топливо будут падать. Сырьевая картина мира к2030 г. может быть перекроена.
А как там с конструкционными материалами? Мы – традиционные экспортеры стали и продуктов из нее. Между тем потребление стали на душу населения снизилось в ЕС в 2005-2014 годах на 17%, в США – до 10-15%. По объемам производства и экспорта стали Россия осталась на уровне середины 2000-х годов. Зато Китай прирастил экспорт стали в размерах больших, чем все то, что делается на наших заводах. И мировые цены с конца2000 г. упали более, чем в три с половиной раза.
Так что высоки шансы на то, что мы скоро войдем на территорию многолетних низких цен на сырье и материалы. И где тогда будет наш паровоз, пыхтящий, трубящий и вечно заявляющий, что он – самый лучший? Тем более что по части инноваций у него – не очень. Количество регистрируемых в год патентов выросло в 2001-2015 годах у нас в 1,3 раза, в США – в 1,8, в Израиле (во многом русскоязычном) – в 2,8, в Индии – в 6,9, в Китае – в 30 с лишним раз. Число научных сотрудников с 2013 года сократилось в России на 25 процентов, до 80,2 тысячи человек, преподавателей в вузах – на 16,8 процента, до 222,9 тысячи человек.
В2016 г. мы потеряли лидирующие позиции в мире по количеству космических пусков, уступив США и Китаю. Появились признаки сокращения российской доли на мировом рынке вооружений – на него пришел Китай. Как можно развиваться, если электроники у нас производят всего лишь чуть больше чем на 4 долл. в год на человека? Малайзия кратно больше делает интегральных схем, а в2016 г. перегнала нас по номинальному ВВП на душу населения, по ВВП по паритету покупательной способности на ту же душу. Заодно в Малайзии еще и выше ожидаемая продолжительность жизни, чем в России.
Нам нужна нестабильность
Как можно в этих условиях хотеть стабильности? Власти ее очень хотят. А нам она не нужна. И больше того – невозможна. Замороженная экономика, загоняемая в футляр, не может быть устойчива. Она упрощается, отстает от мира и будет это делать дальше под напором непрерывных внешних изменений. Она когда-нибудь может даже разрушиться – слишком велико будет давление за бортом.
Мы нуждаемся в нестабильности – но в какой? В той, что приобретается любой системой, когда она настраивается на ускорение развития. В ней всё приходит в движение, любая функция предназначается набору скорости. Все стимулы, инструменты, которыми владеет государство, подчиняются одному – перестать жать на тормоза и постепенно перейти от первой скорости ко второй, а потом – и к третьей. Форсаж – но рыночный, через экономическую либерализацию, когда государство каждому помогает расти, а не душит каждого. Как это сделать – хорошо известно, не мы – первые, не мы – последние.
Конечно, будут и обязаны быть высокие риски, будут мыльные пузыри, будет на ходу раскачивать из стороны в сторону, но наша экономика и ее финансы будут становиться больше и, значит, устойчивее.
И тогда юные – и не очень – министры и председатели выйдут на трибуну и скажут:
«Дамы и господа! В 2018-2020 гг. экономическая либерализация резко сократила риски бизнеса и его административные издержки. Налоговые стимулы, разработанные Минфином, привели к ускорению роста экономики, увеличению ее налоговой базы, к выходу из тени не менее половины компаний, ранее находившихся в тени. Центральный банк способствовал легкому доступу к кредиту и его резкому удешевлению. Курс рубля наконец-то отвязался от нефти. Запущены программы массовой дешевой ипотеки в средних и малых городах России. Наши темпы роста позволяют сказать: в России начинается экономическое чудо – и не только в военной промышленности. У нас взрывной рост рабочих мест для самых квалифицированных».
Мечты? Нет, возможная реальность, но в другой логике. Вместо скуки – творчество макроэкономических инженеров. Вместо постных, задавленных лиц – свободное дыхание. Вместо морозильника, стабилизации и подавления – рост, скорость, другое качество жизни. И совсем другой вкус у кофе, с которого начинается день.
Яков Миркин
➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/34/19485/-
Комментарий редакции
Редактировать
1. Проповедь стабильности, исходящая от властей, создает иллюзию управления экономикой, в то время как реальность требует нестабильности для стимулирования роста.
2. Существующая регуляторика и контроль в России образуют невыносимую нагрузку для бизнеса, осуществляемую через обилие законов и нормативных актов.
3. Стабильность налогового режима и административного давления лишь усугубляют экономические проблемы, в то время как динамичные стимулы необходимы для роста.
4. В условиях высоких налогов и жесткой денежной политики Россия не сможет достичь экономических темпов роста, необходимых для модернизации.
5. Практика замораживания экономики порождает долгосрочную зависимость от внешних факторов, таких как цены на нефть, что делает стабильность почти невозможной.
6. Для восстановления и развития экономики России необходима либерализация, снижение административных барьеров и налогов, что позволит увеличить налоговую базу и вывести бизнес из тени.
7. Необходимость восудимость нестабильности: экономическая динамика требует гибкости и адаптивности к внешним изменениям.
Вывод: В статье автор подчеркивает, что стабильность, продвигаемая государством, на самом деле препятствует развитию экономики России. Для успешного роста стране необходима экономическая нестабильность, которая позволит легализовать бизнес, снизить налоговое бремя и создать стимулы для роста.
Вывод редакции: Тезисы автора в целом актуальны и отражают основные проблемы, с которыми сталкивается российская экономика. Он наглядно показывает, что сохранение стабильности в условиях экономических и социальных изменений может привести к стагнации и ухудшению ситуации. Поэтому многие из предложенных им идей о необходимости нестабильности и более гибкого подхода к экономическим условиям соответствуют реальной ситуации и основным направлениям дискуссий в экономической сфере.