Еда крестьян в XIX веке

1733 5

Историко-статистические описания уездов и губерний России, многочисленные публикации этнографических заметок в губернских ведомостях и записки современников 1810−1890-х годов дают нам возможность познакомиться с различными сторонами быта наших предков. В частности, с тем, как они питались…

 

Те из горожан, что имели родственников в деревне, замечали, как много, и, в общем-то, невкусно готовят крестьяне. И это — не от бесталанности деревенских стряпух, а от искреннего неприятия ими иных резонов, нежели обеспечение тяжелого крестьянского труда простой и несложной в изготовлении пищей.

Складывался такой подход, наверное, в незапамятные времена. И обосновывался суровой реальностью. Во-первых, крестьянин всегда был ограничен в выборе продуктов и способах кулинарной обработки их. Во-вторых, главной целью хозяйки было — накормить семью, работников простой по набору продуктов, простой в обработке и очень сытной пищей.

Что обеспечивало сытность — «нажористость», как это называли порой? Конечно, картофель. Картофель вареный, картофель жареный, картофельная похлебка — с «забелой» (добавлением молока) в скоромный день, с постным маслом — в день постный…

http://www.fresher.ru/manager_content/7-2017/eda-krestyan-v-xix-veke/2.jpg

Другой главный овощ, столп крестьянской кухни — капуста. Щи из серой капусты — с такой же приправой, как и похлебка. И все это — под черный хлеб. Таково было ежедневное будничное «меню» обеда и ужина для крестьянина центра России.

Завтрак же и полдник составляли ржаная ватрушка с творогом, либо ржаной пирог с картофелем или репой. А чаще — если хозяйке было не до изысков — просто ломоть черного хлеба с вареной картошкой. И, конечно же, чай.

Чай — как молитва, дважды в день крестьянин пил чай — «душу отводил». Лишь в дни скоромные некоторые из крестьян чаю изменяли — варили жженый цикорий, сдабривали его молоком. Либо молоко добавляли в тот же чай — «для колера».

В посты рацион менялся. В пищу шли белая квашеная капуста, сдобренная луком и квасом, редька с маслом, «мура» или «тюря» — смесь из хлебных сухарей, искрошенной картошки, лука и кваса, с добавлением хрена, растительного масла и соли.

С удовольствием ели нечто похожее на нынешние незамысловатые винегреты — рубленую вареную свеклу с квасом и огурцами. Шла эта нехитрая радость под «мыкотину» — черный хлеб, только испеченный из просеянной через сито муки и не столь кислый, как обычная «чернушка».

http://www.fresher.ru/manager_content/7-2017/eda-krestyan-v-xix-veke/3.jpg

В воскресенья и «небольшие» праздники питались почти так же, как и в будни. Лишь иногда готовили «творожник». Для этого блюда творог, растертый со сметаной с прибавлением пары яиц и молока, в глиняной плошке выдерживали в русской печи.

Не обходилось дело без лакомств. И ими были не пряники, печенье, конфеты — весьма затратные для крестьянского кошелька, не сушеные «дули» — груши, которые тоже надо было где-то покупать, не варенье, требовавшее в качестве консерванта патоки или дорогущего сахара. Нет, лакомились — пареной репой! Любили ее дети, а в пост зимой — и взрослые, особенно уважали морс из этого корнеплода.

Не столь уж древней оказывается традиция народного «кашеедства». Каша, по сути, являлась пищевым концентратом. И употреблялась только в «страду», каковой признавался сенокос.

Мясо русские крестьяне — подневольные вегетарианцы — ели в большие праздники — на Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Рождество и Успение Богородицы, память апостолов Петра и Павла. Впрочем, как и белое «печево» — пироги и ситные из белой пшеничной муки.

Особый стол был и в иных «особых» случаях. «До отвалу» бывало и мяса, и «печева» из белой муки, и прочих яств, в том числе и закупленных в городе или в сельской лавке, — во время «помочей», на торжествах по случаю именин, крестин, в престольные праздники.

http://www.fresher.ru/manager_content/7-2017/eda-krestyan-v-xix-veke/4.jpg

Тогда же и вина, и чаю пили тоже вдоволь. Если учесть, что престолов в сельских храмах (да и не в сельских тоже) бывает, кроме главного, еще несколько, можно представить себе, сколько поводов было для обжорства и гулежа.

Праздники эти длились нередко от 2−3 (по весне) до 7−10 дней (осенью). Если это был престольный либо семейный праздник, в каждый дом съезжалось множество гостей — родные или просто хорошо знакомые с хозяевами люди, да не поодиночке, а семьями, с женами и детьми (и взрослыми, и малыми — кроме девиц!), в праздничных одеждах. Приезжали на лучших лошадях, в лучших экипажах.

Описывавшие эти праздники (а ими чаще всего были либо сельские священники, либо земские деятели, либо местные учителя) особо отмечают, насколько дорого такие пиры обходятся — «что истрачивается в эти праздники, хватило бы с остатком на уплату за целый год оброка и всех податей и повинностей — да и крестьянин не принужден бы был целый год питаться кое-чем…».

Это были как раз те праздники, с отголосками которых мы и сейчас иной раз встречаемся в быту — с чудовищным обилием еды и спиртного, с изрядными затратами на мероприятие. Среди прочего — и это досталось нам в наследство от предков.

Источник: nashaplaneta.su

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
5 Комментариев » Оставить комментарий
  • 10968 8658

    Забавно, мне приятель, много старше меня, 38 года рождения, украинец, рассказывал, что приехав в тульскую,кажется, область на практику после техникума, поразился, насколько невкусная еда подавалась на стол. Заметим, он из простой семьи,но готовили вкусно. Меня тоже ездившую в командировки удивляла невкусная еда на столе москвичей и вообще жителей средней полосы. В нашей обычной семье был вкусный борщ, жареная рыба и каша на молоке..и др.Это что, отголоски прошлого?

  • 798 521

    Что самое интересное,вот эта якобы не вкусная пища в тысячу раз полезнее для организма любого вкуснейшего изыска,которыми захламлены полки магазинов.Самая нужная и полезная пища та,которую ели наши предки!Гинетически этот опыт передаётся поколениям!Стоит перейти на эту невкусную пищу-поменяется мировоззрение,откроются некогда неиспользуемые каналы восприятия данной действительности,ограничатся потребности,многое почитаемое в социуме станет просто хламом!Поменяются приоритеты,да и здоровье просто станет лучше,чем до употребления тех гадостей,которые мы считаем здоровой и полезной пищей!!!

  • 2710 2445

    Мне дед как-то рассказывал о своих хулиганствах, когда он малЫм был(это конец позапрошлого века). На Красную Горку(фомино воскресенье) девушки из их деревни ходили в луга печь яичницу с салом – пикник типа. так вот пока они кизяк собирали, младшие братья ловили мелких лягушат и запускали их в сковородку – шутка такая. Так вот я и думаю, если бы и правда тогда так голодовали как тут пишут, вряд ли бы кто с едой так шутить стал. Опять же припоминаю: когда я был таким же малЫм, как дед, в “благословенные” ссср-ные времена, то отец эти самые яйца из москвы привозил в чемоданчике системы саквояж и если что-то покололось – беда.

    • 8943 4528

      Ясен пень,яйца нужно возить в саквояже!Чтоб никто не догадался.Ни-ни!Спой исчо чёнить про тайны саквояжа.
      А вот как жили люди в Поволжье в 80-е годы,при СССР:
      Семья работала в совхозе,жена получала 400 рублей,муж столько же.Жена ухаживала за свиньями.Дом- полная чаша,два холодильника забиты продуктами,мясом,творогом.Корова своя.На выходные к этой семье приезжали родственники из города- полный автобус.Наедались досыта и ели уже через немогу.Сейчас эта семье живёт нормально,у жены пенсия десятка,своё хозяйство,корова,куры без счёта.Свинофермы нет,как и совхоза.Живут своим хозяйством,огородом.Хватает ещё и на продажу-молоко,творог,яйца.

  • 2403 1482

    Мама всегда готовила очень вкусно. Родители моих родителей были крестьяне, я свое детство провел в деревне. Летом мяса почти не ели, холодильников не было. Летом ели молоко, масло, творог, яйца, мед,грибы – все свое, натуральное, всем хватало. А вкус ржаного хлеба, его аромат, были просто непередаваемы. Ездил с дедом молоть зерно на колхозную мельницу. С ноября, как только устойчиво морозило забивали живность на мясо,ели мясо почти каждый день.Зимой яиц не было. В мае, доедали солонину, пока был лед в яме(морозили лед зимой). Как работали, так и ели. И это на среднем Урале.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru