О перспективах развития государственной политики России в области культуры-2

1585 0

Сергей Черняховский

Авторский экспертный доклад Изборскому клубу

3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

4. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ СИСТЕМЫ

5. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ КУЛЬТУРНОГО СУВЕРЕНИТЕТА СТРАНЫ И ОТРАЖЕНИЕ НАПРАВЛЕННОЙ НА НЕГО ИНФОРМАЦИОННОЙ АГРЕССИИ

6. МЕЖДУНАРОДНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА: СОХРАНЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


3.3. Защита и сохранение русского языка и развивающей литературы

Выбирая язык, общество выбирает имена. Выбирая имена — выбирает оценки. Выбирая оценки — выбирает своё будущее. Все современные нации были образованы путём оформления экономических общностей в зонах использования того или иного языка.

Язык отражает мир и рождённый исторической практикой тип мышления. Но язык формирует и тип действия, и историческую, а также государственно-политическую самоидентификацию. Упрощение национального языка ведёт к примитивизации сознания и деятельностных алгоритмов, к разрушению историко-государственной самоидентификации.

Сохранение правильного русского языка, в своем нынешнем виде сложившегося в первой половине XX века, но основывающегося на классической русской литературе XIX столетия, — государственная задача России.

Одним из условий сохранения русского языка является поддержка и популяризация развивающей отечественной и переведённой на правильный русский язык зарубежной литературы, публиковавшейся в своё время в сериях золотого фонда мировой классики, а также в «Библиотеке приключений», «Библиотеке приключений и научной фантастики», ориентировавших людей на познание мира, на героизм, дружбу и честность.

Популярная и популяризованная в XX веке литература стала естественной частью отечественной культуры, определившей тип человека — созидателя и первопроходца.

3.4. Обеспечение благоприятной информационной и культурной среды

Сохранение правильного русского языка является одним из основных условий обеспечения благоприятной для человека информационной и культурной среды. Однако язык может быть использован как для формирования латентных образцов, направленных на познание и созидание, восхождение человека к его роли творца и носителя значимых для страны ценностей и реализацию его творческого потенциала, так и для утверждения обратного — образов самозначимости потребления, приоритета биологического над социальным и реализации своего личностного начала через разрушение.

Отсюда встаёт вопрос: какие культурные и поведенческие образцы, утверждающиеся в культурной среде, должны поддерживаться государством: развивающие в человеке его человеческое либо его физиологически-инстинктивное начало?

Задача государства — поддерживать те образцы и образы, которые будут возвышать и развивать человека, усиливать страну и обеспечивать его гордость за свою историю, укреплять его активную гражданскую позицию, поддерживать его историко-государственную самоидентификацию, его ответственность за страну и её суверенитет.

И осуществлять это во всех элементах информационной и культурной среды — от архивов, музеев, библиотек до туризма, телевидения и интернета.

3.5. Обеспечение доступности художественного образования

Для развития человека и в общекультурном смысле, и в смысле обеспечения возможностей выявления и реализации его художественных талантов государство решает задачу поддержания доступности художественного образования. Россия является социальным государством, и в ней не должна существовать зависимость в этом плане от имущественного положения и социального статуса человека. Поэтому государство сталкивается с необходимостью осуществления двух мер.

Во-первых, охватить теми или иными видами художественного образования всех воспитанников детских садов и общеобразовательных школ. Задачей такого охвата является, с одной стороны, обеспечение общего художественного развития каждого, с другой — выявление наиболее талантливых и создание условий для культивации их способностей.

Во-вторых, создать для выявленных групп разноуровневую систему художественного образования и развития, включающую в себя:

– общие часы художественного образования в школе для детей с рядовыми способностями в этой сфере;

– дополнительные занятия по типу кружков для имеющих более высокие способности;

– художественные школы того или иного направления (музыкальные, танцевальные, изобразительные, театральные, исторические и т.д.) для обучения в них детей с явными талантами — детей, стремящихся их развить, но не собирающихся связывать свою профессиональную деятельность с этой сферой;

– специализированные школы по типу школ с углублённым изучением иностранного языка с особой профильной подготовкой; такие школы должны совмещать углублённое художественное образование с получением общего среднего образования.

Эти формы образования должны быть подведомственны Министерству культуры РФ, доступны для каждого имеющего соответствующие способности, бесплатны для учащихся и их родителей. Места в них должны создаваться по факту наличия поступающих с соответствующим уровнем способностей.


4. Возрождение репродуктивно-просветительской культурной системы

Сохранить культуру и заложенные в ней ценностные основания национальной самоидентификации нельзя при пассивном хранении культурного наследия в условиях агрессивной внешней экспансии разрушающих её образцов. Для культурного наследия необходимо как постоянное воспроизводство базовых латентных образцов, ценностей и норм, так и их распространение в окружающей среде.

4.1. Поддержка творчества и талантов

Основной задачей государства в этой сфере является переход от поддержки искусства по критерию его элитности и модности к поддержке по критерию талантливости и социальной значимости.

Государственная помощь художнику — это помощь тому, кто без неё, возможно, великим и не станет. С определёнными оговорками и уточнениями.

Во-первых, поддержка нового и ещё не утвердившегося не означает пренебрежение и невнимание к заслуженным мастерам. Особенно если сегодня они оказались в тяжёлой ситуации. То положение, когда великие мастера советской эпохи доживали жизнь в нищете и в домах престарелых в 90-е годы, навсегда останется страницей позора в истории отечественной политики.

Во-вторых, поддержка нового и ещё не признанного не означает поддержки непонятного и модного. Мода и элитность вообще спорны как критерии в оценке художественной ценности. Элитность хороша, когда создаёт высокие образцы для развития общего уровня культуры и искусства. Но слишком часто элитным объявляется то, что малоинтересно кому-либо, за исключением малочисленных групп, объявляющих себя элитой на том основании, что они провозглашают себя понимающими непонятное остальным.

Задача государства — поддержать талантливость и социальность, которые родственны друг другу. Талантливость так или иначе обычно ощущается большинством. Социальность близка как минимум тем социальным группам, которые она представляет.

4.2. Стратегическая триада просвещения и роли её звеньев

Для достижения поставленных целей сохранения культурного достояния и воссоздания полноценной культурной среды, интенсивного воспроизводства и распространения базовых латентных образцов государство должно обладать мощным скоординированно действующим просветительским инструментом. Особую роль приобретает наиболее насыщенная потенциалом активного Просвещения триада: театры и кинематограф — музеи и выставки — библиотеки и клубы.

Все три указанных звена в своём скоординированном действии способны выполнять единую просветительскую роль и связаны эффектом общего присутствия при освоении культуры. Они обладают способностью создания «храмового эффекта» сочувствования и сопереживания собравшихся вместе людей.

Первое звено выполняет функцию хранения и передачи образцов и норм тем, которые глубоко в них заинтересованы: библиотека — литературные образцы и нормы, допускающие углублённое рационально-образное осмысление, клуб — общие увлечения, правила поведения и обмен сопереживанием.

Второе звено обеспечивает присутственное осмысление в непосредственном восприятии изобразительных образов: музей — предполагающее преимущественно углублённое осмысление, выставка — в большей степени ознакомительное, хотя и не только.

Третье звено соединяет зрелищно-образное и рационально-образное восприятие и осмысление: кинематограф — при относительно менее активной роли зрителя как наблюдателя, театр — при его большей ориентации на сознательный поиск сложных лично передаваемых психологических нюансов зрителя как соучастника.

В комбинированном действии, погружая человека в сознательно избираемое состояние осмысления, они вместе способны противостоять стремительно проходящей сквозь человека информации и образам телевидения и Интернета в том случае, если действуют совместно.

Для обеспечения этого комбинированного действия государство должно решить следующие задачи:

– создать доступный, популярный и качественный кинематограф, восстановив ту его роль в обществе, которую мы имели до национальной катастрофы конца 80-х годов и раздела СССР, — обеспечивавшего популяризацию образов и сюжетов других звеньев этой триады;

– сохранить и поддержать репертуарный театр, в отличие от театра антрепризы, предполагающий сохранение и развитие различных школ театрального мастерства и углублённое осмысление и сопереживание зрителя;

– обеспечить сохранение музейных фондов и активное представление накопленных в них произведений жителям разных регионов через интенсивную практику выездных выставок;

– возродить роль библиотек как сакрализованных мест общения с книгой и углублённого осмысления произведений, придав им характер объединяющих в живом общении людей клубов, тех, которые способны к рационально-образному осмыслению и сопереживанию;

– возродить классическую роль клубов по интересам как мест непосредственного общения и живых коммуникационных площадок, восстанавливающих способность человека к самоорганизации и социальному действию.

Учитывая, что в условиях информационного общества повышенная скорость изменения потоков информации неизбежно вызывает шок, угрожающий государству и культуре как институциональным системам, нужно иметь в виду, что обратной реакцией общества неизбежно будет становиться запрос на упорядоченность и постоянство, противостоящие хаотизации. И более успешной окажутся те политические и культурные системы, которые смогут конструктивно удовлетворить этот запрос.

4.3. Проблема современного искусства

Современное искусство — это всё искусство современников. Новые формы оправданны тогда, когда мастер умеет талантливо творить в старых, но при этом несёт нечто, для чего старых оказывается недостаточно. Есть современные образцы искусства, которые понимает (или как минимум воспринимает) большинство людей. Есть современные образцы, которые признаются лишь немногими, называющими себя представителями творческой элиты. Время покажет, какие именно виды и жанры современности окажутся полем реализации гениев.

Искусство — это не процесс самоутверждения в изысках необычного. Искусство — это создание образов, значимых для больших групп людей. И оно становится искусством там и тогда, где и когда созданные им образцы начинают восприниматься обществом.

4.3. Возрождение эффективной науки в сфере культуры и искусства

Для осуществления политики в сфере культуры государство должно возродить разрушенную в 90-е годы науку в этой сфере. На сегодня в области культуры и образования стоит целый ряд вопросов, для решения которых государству нужна помощь учёных.

Среди них:

– каковы закономерности развития культуры и интеллектуальной сферы общества так называемой эпохи постмодерна и как преодолеть имеющие в ней место тенденции определённой ценностной деградации;

– неизбежна ли ситуация, когда расширение доступа миллионных масс к достижениям культуры ведёт к снижению общего уровня культуры или возможны иные варианты развития;

– сохраняются ли в обществе потребления классические представления об эстетических категориях;

– возможно ли — и если возможно, то как — преодолеть свойственные современной массовой культуре определённые упрощения и примитивизацию культурных норм;

— каковы механизмы сохранения историко-культурной идентификации и высоких образцов культуры в условиях информационной агрессии современной массовой культуры общества потребления;

— как сохранить в качестве культурного образца общества образ человека-созидателя, а не субъекта потребления.

Эти вопросы могут показаться абстрактными — но это вопросы сохранения историко-культурной идентичности.

Для решения этих вопросов необходимо:

– обеспечить престижность и высокооплачиваемый характер работы в научных учреждениях этой сферы;

– изменить статус государственных исследовательских центров: с учреждений, где научные сотрудники за ничтожную оплату имитируют изучение вопросов частного характера, на интеллектуальные фабрики и лаборатории, в рамках государственного заказа решающие стратегические вопросы развития страны;

– изменить отношение к науке в сфере культуры и искусства. Исследования в области культуры сегодня приобретают то же значение, какое исследования атомного ядра имели пятьдесят лет назад.

4.4. Создание новой образовательной модели в сфере творческого и гуманитарного образования

Ключевым звеном воспроизводства и распространения базовых норм и ценностей общества является система подготовки специалистов, которая не может унифицированно копировать образцы образования в сфере точных и естественных наук.

Всё более очевидным становится необходимость иметь две образовательные модели: одну — для относительно унифицированных сфер естественнонаучных и технических специальностей, другую — для творческих и гуманитарных сфер. Подобно старому делению, существовавшему в России, на классические гимназии и реальные училища.

В этой сфере в наибольшей степени востребованы такие моменты, как личная нестандартность педагога и студента, доминирование роли мастера и его личности над унифицированной технологией. Велика значимость интуитивного и творческого начал.

В качестве особо значимых черт этой модели можно выделить следующие.

Во-первых, особый подход к набору студентов:

– менее чем где-либо в творческом и гуманитарном образовании тестовая система может характеризовать способности студента, здесь на первый план должны выходить различные формы творческих испытаний;

– менее чем где-либо критерием оценки готовности к поступлению в вуз могут быть выпускные экзамены в школе; доминирующую роль должна играть оценка поступающего принимающим вузом;

– менее чем где-либо может быть использована система любых объективированных критериев, решающим должно быть мнение набирающего курс мастера — будь это, соответственно, театральное искусство, либо культурология, либо философия культуры.

Во-вторых, творческие и гуманитарные вузы должны иметь возможность самостоятельно формировать государственные стандарты по своим направлениям подготовки.

В-третьих, основные постулаты модели следующие:

– преподаватель является не ретранслятором ранее накопленной информации, а производителем новой — на основании имеющихся накоплений; лекция является не воспроизведением прежней информации, а научным докладом о состоянии рассматриваемой проблемы на сегодняшний день;

– студент не является ни субъектом механического запоминания, ни субъектом постмодернистского вольного имитирования творческого процесса — он должен хорошо знать необходимый объём сведений, владеть методами научного анализа и осмысления, уметь создавать новую научную информацию на основе имеющейся.

Задача этой модели — развитие творческих способностей ученика, накопление и распространение академического знания и мастерства, противодействие информационной агрессии, защита историко-политической самоидентификации, противодействие искажениям истории и использованию культуры в ущерб интересам развития и суверенитета России.


5. Создание системы защиты культурного суверенитета страны и отражения направленной на него информационной агрессии

Культура, история, историческая память — это всегда пространство информационной и смысловой конкуренции национально-государственных, социально-экономических и социально-политических систем. Пространство борьбы за сохранение историко-идентификационного, политико-экономического и культурного суверенитета.

В этом отношении задача государственной политики в сфере культуры и искусства — сохранение и защита культурного суверенитета страны.

Культурный суверенитет страны включает в себя:

– право страны и её народа руководствоваться теми образцами, ценностями и нормами поведения, которые выработаны в ходе их истории, признаются и принимаются народом;

– принятие или непринятие народом тех или иных образцов, норм и ценностей выше признания или непризнания их внешними для данной страны субъектами;

– право страны и её народа противодействовать распространению информационной продукции, угрожающей историко-культурной самоидентификации общества и чреватой разрушением значимых для него образцов поведения, ценностей, этических, эстетических и бытовых норм;

– право народа и граждан, право и обязанность государства не допускать использования сферы культуры для нанесения ущерба национальному государственно-политическому суверенитету и территориальной целостности страны.

Противодействие ценностной энтропии массовой культуры постмодерна Понятно, что основным инструментом переноса потоков информационно-культурной энтропии сегодня являются ТВ и Интернет. Не в силу их некой исходной порочности — а в силу способности ускоренно переносить и обрушивать на человека потоки информации, которые тот не успевает обрабатывать. Но ТВ и Интернет — это только инструменты. Это не особые виды культуры и искусства. Они переносят то, что через них транслируется, и ломают волю и идентификацию того, кто не может противопоставить им свой устойчивый ценностный мир и своё единство с классической культурой. Массовая культура — это поток быстрого и неподготовленного погружения широких масс в многообразное культурное пространство. Если человек встречается с этим потоком, имея устойчивую систему этических и эстетических ценностей, наполненный богатством национальной и классической культуры, — он оказывается сильнее неупорядоченного культурно-информационного потока Постмодерна.

Нужно признать — Россия сумела удержать свой культурный суверенитет в значительной степени благодаря накопленному ранее советскому культурно-образовательному потенциалу и его остаткам. Отсюда задача нашей культурной политики на деле сделать культурные богатства страны доступными для каждого, наполнить её их образами и ценностями, устранить разрыв между регионами и столицами в доступе к массивам отечественной культуры.

Одним из средств противостояния культурно-информационному потоку массовой культуры является создание устойчивой и глубокоэшелонированной системы ретрансляции классических культурных образцов, зон устойчивого осмысленного соприкосновения с данным культурным массивом, обладающим эффектом присутствия и соучастия, сопереживания, в частности — воссоздания «стратегической триады Просвещения», о которой шла речь выше.

В комбинированном действии, погружая человека в сознательно избираемое состояние осмысления, они вместе способны противостоять стремительно проходящей сквозь человека информации и образам телевидения и Интернета в том случае, если действуют совместно.

Поток образов, транслируемых ТВ и Интернетом, идёт с одной стороны, как встречная волна, составляя фоновое восприятие, действующее в первую очередь на расслабленное подсознание, проходит сквозь человека, воздействуя в основном своим информационным объёмом.

Поток ощущений и образов названной стратегической триады можно организовать как попутный: привлекательный и сознательно избираемый человеком, погружающий последнего в его ценностное осознание. В этом случае человек сам оказывается носителем и ретранслятором устойчивых образов, защищённым наполненностью ими от накатывающегося на него потока постмодернистских образцов масскультуры.

Иными словами, мы преодолеем волны культурной энтропии комбинацией организованных действий разных видов и жанров искусства и созданием устойчивых и привлекательных культурных сфер и носителей культуры.

Любая пассивная защита, в частности, защита культурного суверенитета страны, обрекает защищающийся субъект на утрату стратегической инициативы, отдавая её атакующему началу. Если весь мир окажется поглощён утвердившимися волнами массовой культуры Постмодерна, а классическая культура будет разрушена, России намного сложнее будет противостоять социальному регрессу и культурной энтропии.

Потеря каждого элемента классической самобытной культуры мира наносит удар и культурному суверенитету России. Как отмечалось в уже упомянутой Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия: «…повреждение или исчезновение любых образцов культурной ценности или природной среды представляют собой пагубное обеднение достояния всех народов мира».

Поэтому речь идёт не о добровольной культурной самоизоляции в стратегической обороне — речь идет и о перехвате стратегической культурной инициативы, активной политике и культурной экспансии в окружающем мире.

5.1. Основные угрозы

В современных условиях культурный суверенитет страны сталкивается как с объективными, так и с субъективными угрозами.

Период деструкции, которым обернулись неудачные и концептуально непроработанные попытки проведения трансформаций на территории СССР в последнюю четверть века, вполне естественно, среди прочих, как отрефлексированных, так и неотрефлексированных реакций, актуализировал значение и звучание вопроса о сохранении идентичности.

На Россию оказались перенесены проблемы кризиса цивилизационного европейского социума. Веротерпимость, рождённая веком Просвещения, на самом деле в современной Европе оказалась воплощена не в преодоление ограничений религиозного сознания, а в «неоязычество», когда на деле утверждаются религиозные формы, стоящие по своей организации ниже монотеистических религий, в частности, ниже уровня мышления христианской религии. Атеизм, заключавшийся в принятии сложной научно обоснованной картины мира и его гуманистических ценностей, оказался подменён «антиатеизмом», по сути, означающим культ изничтожения «высшего существа» без принятия ценностей, вызревших в монотеистическую эпоху.

Постулат о самоценности каждой личности был подменён де-факто провозглашением права индивида на пренебрежение к социуму. Право на неприкосновенность личной жизни — легализацией сексуальных извращений. Признание права национальных меньшинств на самобытность — ущемлением достоинства наиболее развитых народов. Интернационализм — полинационализмом, который готов в борьбе против «своего» национализма поддерживать и славить любой другой национализм, если только он провозглашает борьбу с «имперскими притязаниями» существующего государства.

Признание права каждого на неограниченное развитие было подменено де-факто правом на возвышение сильных и презрение к «слабым», т.е. к основной массе. Идея достойной жизни для каждого — культом совершенствования гипертрофированного потребления. Естественный процесс интернационализации всех сторон общественной жизни — экспансионистской версией глобализации, по сути, означающей диктат одной части мира по отношению к другой.

К числу объективных угроз относятся:

– распространение поведенческих образцов общества потребления, утверждающих в качестве главного смысла существования человека его растущее потребление;

– массовая культура, утверждающая сведение высоких культурных образцов к их примитивизированному восприятию;

– квазицивилизация постмодерна, отрицающая единство законов мира, объективность истины, этических и эстетических категорий и утверждающая моральный и ценностный релятивизм.

В совокупности они угрожают ценностным основаниям культуры России, отечественной ментальности, равно как и основным ценностям классической мировой и европейской цивилизации.

К числу субъективных угроз относится информационная агрессия геополитических конкурентов России, направленная как на разрушение отечественной историко-культурной и государственно-политической самоидентификации, так и на использование культуры для дискредитации и разрушения уже и политического суверенитета России.

Эти угрозы должны быть устранены, а информационная агрессия отражена.

5.2. Создание системы противодействия угрозам культурному суверенитету

Основой противодействия угрозам культурному суверенитету страны является создание массовой культуры высоких образцов — культуры, основанной на целенаправленной государственной поддержке и устранении разрыва между высокими достижениями культуры и повседневной жизнью масс путём поднятия последних до уровня таких достижений.

Одной из центральных задач в этом направлении является устранение указанного разрыва в его следующих срезах:

– по региональному признаку;

– по типу поселения, по социальному признаку;

– по профессиональной принадлежности учебного заведения.

Создание системы защиты культурного суверенитета страны включает в себя следующие основные шаги:

– признание факта этой агрессии и её угрозы культурному суверенитету страны;

– создание системы отслеживания и анализа распространения волн этой агрессии и её основных направлений;

– устранение разрыва между повседневным уровнем бытовой культуры и имеющимся в стране культурным потенциалом, соединение повседневной жизни человека с ресурсами национальной культуры;

– осуществление своего рода второй культурной революции — культурного ликбеза в стране: информационная агрессия апеллирует к примитивному восприятию, повторяемости ярких, но упрощённых культурных образцов — и оказывается бессильна там, где ей противостоят укоренившаяся в традиции национальная культура и высокие образцы искусства, обращающиеся к сущностным началам в человеке;

– деунификация системы образования в гуманитарной и творческой сферах, подготовка кадров высшей квалификации в области культуры и искусства, обладающих творческим горением и хорошим вкусом, способных сделать доступными и воспринимаемыми высокие образцы искусства;

– обеспечение повседневной доступности ресурсов культуры для каждого человека.

И главное — всю сферу культуры и всю культурную жизнь общества необходимо пронизать пониманием, может быть, главного тезиса: человек тем отличается от животного, что имеет в себе смыслы и ценности большие, чем его собственно физиологическое существование.

5.3. Позитивная история

Для обеспечения полноценной защиты культурного суверенитета страны государственная политика в области культуры должна способствовать утверждению принципа позитивной истории в отношении к прошлому.

Данный принцип предполагает, что у граждан России есть все основания рассматривать свою историю не как основание для сожалений и раскаяний, а как предмет гордости.

Историческая истина едина и объективна.

Исходя из признания единства истории страны и равнозначимости всех её этапов нужно отказаться от пренебрежительного отношения к советскому этапу развития отечественной культуры. Если созданная в течение веков российская интегративная модель культуры стала высшей формой и высшим достижением мировой культуры, то советская культура стала и её высшим этапом, высшей формой и высшим достижением.

Россия существует более тысячи лет и является одной из ведущих стран мира, определяющих ход мировой истории. История должна изучаться и преподаваться с точки зрения побед и достижений — оплаченных подчас трагедиями и потерями.

России не нужно возвращаться к «достижениям европейской цивилизации» — она сегодня хранит их куда в большей степени, чем другие страны континента, являясь последним бастионом подлинно европейской культуры и подлинно европейских ценностей. России не нужно возвращаться «в лоно мировой цивилизации» — она является одним из определяющих факторов её развития, и сегодня эта цивилизация существует благодаря тому, что есть Россия.

5.4. Политика «культурной реконкисты»

Защищая свою культуру и свой культурный суверенитет, Россия защищает не «национальную ограниченность» от «достижений цивилизации», а достижения цивилизации — от социально-исторического регресса и нового варварства массовой культуры, энтропии Постмодерна с его отказом от признания единства истины и универсализма классических ценностей, от доминирования значимости потребления над значимостью творческого созидания.

Поэтому миссия России — осуществление культурной реконкисты:

– сохранение высших достижений отечественной и мировой культуры;

– утверждение причастности к ним, в том числе и на бытовом уровне, широких масс населения постсоветской территории;

– распространение её в остальном мире, восстановление в нём доминирования классической культуры в её высших проявлениях.


6. Международная культурная политика: сохранение и возрождение классической культуры человечества

Выполняя миссию сохранения и возрождения классической культуры человечества, современное российское государство:

– создаёт развитую систему своего культурного представительства в разных регионах и разных странах мира;

– осуществляет просветительскую деятельность по пропаганде высших достижений культуры и образцов классической культуры во всем мире;

– поддерживает течения и носителей классической культуры вне зависимости от их национальной принадлежности и места пребывания.

Продвижение российской культуры за рубежом

Продвижение российской культуры за рубежом — одна из целей плана деятельности Министерства культуры Российской Федерации на период до 2018 года. Однако сегодня её нужно трансформировать. До сих пор мы исходили из того, что таким образом решаем следующие стратегические задачи: укрепление международного имиджа страны, увеличение влияния на мировой арене, популяризация российской культуры и искусства; восстановление утраченных позиций русской культуры, языка и духовных ценностей в странах СНГ и на постсоветском пространстве, в первую очередь — среди молодого поколения.

В свете вышесказанного сегодня нужно говорить, что стратегическая задача нашей политики в области культуры является более широкой:

— поддержка и защита любых сохраняющихся очагов классической культуры и их возрождение;

— возрождение доминирования классической культуры в мире в целом.

Продвигая российскую культуру за рубежом сегодня, мы не только пропагандируем Россию и улучшаем её имидж; мы пропагандируем возможность сохранения классической культуры в противостоянии с массовой и возвращаем в мир образцы утерянного им наследия. Российская культура на самом деле — это концентрат достижений классической мировой культуры, в первую очередь — европейской. Сегодня вернуть Европе утраченные ею ценности может только сохранившая их Россия.

Отсюда нам нужна и организационная, и коммуникационная система культурного взаимодействия. Образно можно использовать такое сравнение: в мире эпидемия опасного заболевания — и вакцина против неё есть только у нас. Либо мы остановим эпидемию в мире — либо в конце концов она погубит и нас.

Речь идёт не просто об улучшении имиджа нас самих — речь идёт о необходимой амбициозной культурной экспансии, которая позволила бы освободить мир от культурной энтропии, вернуть ему классические ценности и образцы поведения.

Нам нужна серия действующих в регионах мира совместных культурных институтов: Российско-романских, российско-североамериканских, российско-исламских, российско-германских, российско-латиноамериканских и т.д., являющихся очагами интеллектуально-культурного влияния на различных континентах, развитая культурно-миссионерская деятельность, утверждающая и возрождающая в разных регионах и их классическую культуру, и распространяющая российскую, особенно построенную на основе местных культурных источников.

Отсюда стоит задача поддержки и объединения всех очагов классической культуры в мире, равно как и всех культурных и общественных и политических организаций и движений, выступающих в поддержку классической культуры во всех её проявлениях.

Создание международного общества поддержки классической культуры — своего рода Культинтерна, а в перспективе — политического союза стран, выступающих за сохранение и возрождение в мире его классической культуры.

То есть еще раз: Россия сегодня — практически последний бастион сохранения классической и тем более европейской культуры и европейских ценностей. Но защитить и сохранить свою национальную культуру мы можем, только защитив и возродив классическую культуру мира.

6.1. Система культурного представительства

Система культурного представительства России создаётся в разветвлённом формате и состоит из:

– соответствующих структур при посольствах России во всех странах, с которыми она имеет дипломатические отношения;

– культурных представительств, желательно во всех странах;

– обществ российской культуры и российских культурных центров с установкой на их создание в каждом крупном городе и каждом регионе той или иной страны мира;

– обществ защиты классической и национальной культуры, которые Россия помогает создавать и поддерживает во всех странах мира;

– системы поощряемой личной миссионерской деятельности наподобие деятельности христианских миссионеров в прошлые столетия.

http://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/870708/870708_900.png

6.3. Поддержка течений и носителей классической культуры в других странах

Россия осуществляет поддержку классического искусства и ориентированных на него организаций и авторов во всём мире.

http://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/870468/870468_900.png


***
Источник.
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru