Главная » Свобода слова

Лингвистика по-русски.

12:40. 15 июня 2016 3931 просмотр Нет комментариев Опубликовал:

 

Лингвистика по-русски . Значимость слога в славянских языках.

 

Что общего в словах обет, беда, обед, берег, оберег, берлога, обежать, бег? Любой заметит сочетание букв бе. Зададимся вопросом несет ли оно какой-то смысл. Рассмотрим эти слова с точки зрения древнего человека-охотника: обет — клятва на тотемном животном; беда-действие причиненное животным; обед- блюдо из мяса животного; берег-место выхода животных к воде; оберег-символ тотемного животного; берлога-место лежки животного; обежать-создавать животным неприятности; бег-движение животного. Нетрудно заметить, что в этих словах относительно древних охотников речь идет о животном, то есть слог бе несет смысловое содержание или означает животное, по звуку это блеяние овцы.

Когда Конфуция спросили,что бы он сделал первое, если бы стал правителем страны, он ответил, что вернул бы словам их первоначальное значение.

Козьма Прутков высказался проще, заявив: « Зри в корень».

И действительно в корнях слов, сложенных из слогов, скрыт первоначальный, сокральный, влияющий на подсознание смысл звуков, созданными самой природой, повторенными древними людьми и отшлифованными не одним тысячелетием истории древнего человека.

Речь аналогична живому организму. Она развивается или угасает под воздействием внешних факторов, приобретает новое звучание при столкновении с новыми обстоятельствами или иной речью, но всегда дополняется, если уровень культуры ее превосходит уровень культуры на нее воздействующей, либо угнетается, если воздействующая сила несет в себе большую культурную ценность.

Если положить это в основу наших рассуждений, то не удивительно, что именно русский язык имеет самый богатый словарный запас. А вместе с родными нам братскими славянскими языками — имеет подавляющее приемущество.

Возраст русского языка, развившегося как и все славянские языки из протославянского языка, насчитывает более десяти тысяч лет. Протославянский примитивный язык зародившийся более тридцати тысяч лет назад, состоял из подражательных открытых слогов, несущих смысловое значение, как более легких в произношении, он стал основой все славянских и остальных окраинных индоевропейских языков. Несомненно праславянский язык не был столь изощренным как современный русский и имел всего две-три тысячи слов, а разговорно применялось соответственно не более тысячи слов, но практически все согласные звуки, присутствующие сегодня в русском языке были.

Протославянский примитивный язык, состоящий из подражательных открытых слогов, несущих смысловое значение, как более легких в произношении, стал основой все славянских и индоевропейских языков.

Произнося слоги один за другим и в разной последовательности, было возможно передавать больше информации, то есть слоги складывались в слова, а слова - в предложения . Слоговый язык - наследие палеолита превращался в говор, в котором слоги составляли слова-предложения.

За тысячи лет русский язык претерпел много потрясений, но главную слоговую суть своего материнского праславянского языка, существовавшего за долго до него , он не растерял.

Для русского человека очень характерно создавать новые слова из известных корней, как например с детства известное имя доктора-Айболита. Дети повторяют его не задумываясь о смыслосодержании.

Не будем далеко искать, поищем корни протославянского языка в нашем родном, великом и могучем русском языке, в его открытых слогах слов, то есть слогах, у которых на первом месте стоит согласный звук, а на втором- гласный А и О для придания твердости согласным, а Е и И для смягчения. Гласные У, Э, Ы, а тем более Ю и Я появились значительно позже, когда появилась в них необходимость в результате развития культуры и соответственно речи. Причем не забываем,что гласный звук в русской речи не имеет четкой фиксации, то есть слоги ныне оканчивающиеся на звуки О могли раньше оканчиваться на А, а Е на И и на оборот.

 

Итак откроем словарь Даля, самый авторитетный в настоящее время. Будучи нерусским человеком по происхождению (отец-датчанин, мать-немка), он в течение пятидесяти трех лет (!) составлял словарь часто непонятных, чуждых ему слов, добросовестно записывая значение слов из уст людей, произносивших их. За его гражданский подвиг ему огромная благодарность.

Основное внимание уделяем словам с одним-двумя гласными звуками, словам, которые по смыслу могли употребляться древними людьми,занятыми натуральным хозяйством, рыболовством и охотой, словам обозначающим части тела, явления природы, отношения и родственные связи между людьми, словам, применяемым селянами и поныне, словам, которые произносят дети в начале своей жизни. Ведь дети, развиваясь, повторяют весь генетический путь развития человека, сначала в утробе матери физически, а родившись — социально. Ребенку возрастом от двух до десяти лет не понятна речь взрослого человека, понимает он сказанное взрослым либо эмоционально, либо односложно, то биш на слоговом уровне. Устами детей глаголит истина — не простые слова, а суть проверенная тысячилетием. Первые написанные печатными буквами слова ребенка по принципу: что слышу, то и пишу, отражают суть слова, поэтому им не понятно правописание взрослых. Поэтому дети пишут гара, а не гора, галава, а не голова. Перенос ударения на ранее безударный слог ради вычурности, напр.атом атом, может привести вдальнейшем к возникновению слова отом, которое непонятно о чем говорит. Если следовать слого-смысловому правописанию, то понятен смысл поговорки: «за дурною галовою и ногам нема покою».

Но вернемся к нашей теме. Советую дальше статью читать со словарем В.И.Даля.

 

БА(БО)- слог с твердой гласной, применяется во многих словах, которым необходимо придать смысл понятий - главенство, превосходство, божество, величие: барин, баба, бакулить (краснобаять), барка, багор, баян, бомба, балон, борона, борода, бора, басня, болтать, бак, бандура, боль, батура, бог, батырь, батя, боль.

БЕ(БИ)- слог с мягкой гласной, применяемый в словах по смыслу относящихся к зверю, животному: берлога, белка, бес, беля (баля), бебр (бабр), бекать, белена, бекас, берце, беркут, бегемот, бешенство, бедра, бирюк (берюк), беда (зверь сделал), бебень, битюг, барс(берс), бирье, сибирь, бизон, зубр, бечева, береза (дарево бера), бито (предмет убиения). Интересно ,что во многих индоевропейских языках слово ягода имеет корень be, аналогично корню be в слове , обозачающем зверя (beetle,beast,bear англ.).

Слово зверь по сути должно звучать зберь, то есть с-соответствующий, бе-животному, рь-речью.

Оправдано применение слога бе в сомоназвании Бе ла русь, то есть Зверем Красивая Русь. Кстати будет сказано, что беларусы на государственном уровне настаивают на гласном звуке а в середине названия своей страны, а русские лингвисты кроме как белое ничего не хотят слышать, хотя название цвета может быть только производным от существительного, то есть белый как беляк(заяц), оранжевый как orang (апельсин), желтый как желток яйца, зеленый как зелень листьев, синий как синь неба это азбука.

Приставки, предлоги и междометия это остатки праславянского слогового языка.

Приставки бес-, без- по сути одно и тоже слово по смыслу составляющих их слогов означает бе-животному (зверю,зберю), с-соответствующее. К примеру в словах безумный (зверю соответсвующий умом, неимеющий ума), бездомный (зверю соответствующий домом, неимеющий дома), безыменный (зверю соответствующий именем, не имеющий имени) применение этой приставки оправдано и ныне понимается и применяется как отсутствие, недостаток.

 

ВА(ВО)-слог, обозначающий крайнее проявление чувств - одобрение, восхищение, восторг, удивление, разочарование, применяется для придания слову чувственной окраски: диво, вага, важа, повадка, воде авось, варево, вава, вабля, вагуда, ваять, лава, вода, волога, вандал, варвар, вошь(вот счастье), во-первых, вопль, вой, вал валить, квас плакать с ревом, вор , говор, сват, свояченица, а так же применение слога ва в конце слова: красава, оторва, стерва, дева, жертва. Восклицание ВО, ВА сохранилось у многих народов как междометие. В русском языке оно сохранилось в виде междометия БА, а также междометием ВО, применяемым совместно с поднятием большого пальца кисти, собранной в кулак.

ВЕ- слог по смыслу означает привнесенное, весть: вещь, весна, веха, верста, вера, веять, вено, веда, веселье, сверху, свет.

ВИ-слог означает принесеное от куда-то, на нас: видеть, вид, визирь, свист, висеть (видит око, да зуб не ймет), вигде, вина, движение, витязь, вирши, виток, звiдти (укр.оттуда), звiдки (укр. от куда), вiтер (укр.несущий на нас землю), хвiртка (укр. форточка), вiкно (укр.окно), вихiд (укр. выход), вира (команда крановщику бащенного крана на подъем,движение к нему, сохраненный слог древними финикийцами-славянами, этрусками- славянами в морском деле при работе с парусом на реях).

Предлог из диалектически произошел от слова виз, вис с утратой согласного звука в, превратившись познее в закрытый слог.

 

ГА-слог означающий движение,путь: гагара (крупная перелетная птица с характерным криком «га-га-га-ррра», можно представить, что происходило в душе древнего человека при прилете миллионов гагар после длинной зимы), нога, гать, вайга, тайга, ватага, дорога, мога изгнаник, нагал (совместная работа), нагайка, тога, поганяло, вага, влага, сага, гость (gast нем.), галл, гад ползучий, шагать, двигать, дергать, легать, бега, галоп, галоша, каторга, гонец (ганец по-белорус.), гора (гара белорус.). Беларусы (самоназвание), в отличие от окающих русских, сохранили гласный а во многих своих слогах, в том числе и в слоге га : гарох, гартань (проход), галенка (голень),ганяць (гонять), гарышча (чердак русск., горище укр.).

ГО- слог обозначает огонь, пламя: горение, горе (огня рев), гончар, горшок, горнило, горсть (обычная славянская манера складывать лодони вместе при причитании в горести, сокральная поза горести, с успехом используемая попрашайками ),время гона (у зверей), гореть, година (время сгорания лучины, час укр.), гой (ах ты гой еси, добрый молодец, то есть огонь-молодец), гопак, голый (погорелец), нагой, голод (событие, связанное с огнем), голосить(звать на огонь), уголь, ноготь (не горящий), говор (яркая, зажигательная речь).

ГЕ(ГИ)-слог отражающий понятие земной, земля (как место обитания): не видно ни зги (ни з- самой, ги-земли), згинуть, нагибать, гибель, сгинуть, нагикать, герб, сгибаться в три погибели (гнуться к земле), георгин, герой (разведчик земли), гипс.

 

ДА-слог символизирует данность, истину: да, давно (да было но прошло), дать, даже (предельная степень истины). даль (смотри дальше), дабы (чтобы, истины ради), да здравствуй, да будет так.Но речь живая суть, по этому мы говорим и пишем до верху и до низу, а не да верху и да низу, и прочих словосочетаниях с предлогом до, где необходимо показать предел истины, по этому предлог и приставка до, получив ударение, вытеснил слог да.

ДО- слог обозначающий воду или отношение к воде (вода основа жизни, по этому слоги да и до очень близки по смыслу): дождь, подобие (отражение в воде), долина, дорога (водный путь), лед, радуга (радога), радость, добро, донце, подойник, доить, дно, ладонь, бидон, док. В словаре очень много слов с приставкой до означающих предельное значение, но по сути на ее месте должна быть приставка да, означающая истинный предел.

Приставка и предлог под- и подо- развилась во многом благодаря слогу до, что означает по-поверхность, до- воды. Предлоги и приставки над-, надо- образовались аналогично и первоначально несли смысл обозначающий направление над водой.

Слово вода писать иговорить по смыслу правильнее дова, отсюда глагол давать, провильнее довать ( воду дать). Глагол дать имеет более широкое применение.

ДЕ(ДИ)-слог означающий действие, сделанное человеком: де, деяние, дело, деть, девать, сделать, девиз (делать и видеть), дежа (закваска, брага), дети (сделанны твердью), дева (создающая настроение), дед, день ( время для дел), дебелый (сделанно грубо, по-зверски), дергать, недея, десница (правая рука), диво, родить, лодья (лодия).

Интересно слово неделя (безделье). Только у русских это слово означает семидневку, у всех славян это выходной день.

Предлог для развился от и несет смысл двух слогов де и ле.

Интересно разобраться со словами двор, дворец, дверь, деверь. Судя по аналогам слова двор в славянских языках двiр(укр.), суд(серб.) двор(беларус.) , судот(макед.), съд(болг.) смыслосодержание слова: де-делающий, во-настроение, ре-речью, то есть судачить на дворе это всеравно, что — масло масленное. Слово дворец развилось от слова двор и с добавлением слога ци несет смысл сосредоточия энергии, энергетического центра. Слово дверь в славянских языках звучит как дверi(укр.), дзверы(беларус.), врата(макед.,болг., словенск., сербск.), dvere (словацк.) и смыслосодержание его: де-делающая, ве-весть, ре-речью, звуком (поэтому в дверь стучат, чтобы ее открыли, а не просто открывают, чтобы войти). Слово врата по смыслу: ви-видеть, ра- солнце, та- твердь, то есть видеть солнце и землю. Слово вращать (врата тащить), или ворота, ворот, происшедщие позже при безграмотной смене слога ра на морфему(мо-неизвестно что, ре-рекущую, ф-похвалу) -оро-. Скорее всего так, ради красивого словца и речетатива, сакральный слог ра был заменен на -оро-, а ла на -оло-. Но некоторые ученые преподносят этот факт как прогресс в становлении славянства.

Слово деверь (брат мужа) определяет статус родственника как приносящего весть.

ЖА- слог, означающий жизни суть : жабра, дежа, жижа, жаба, жать (жизни тать, труд), рожать, ложа, рожа, жах, пожахнуть (посохнуть), ужас, жалость, жара (жизнь солнца),жук жужжит (звук скопирован человеком у жука), хижа.

ЖЕ(ЖИ)-слог, отражающий движение живого: живо, жизнь, брожение, жижа, жевжик, желвак, желток, живи не тужи, жир, жито, жертва, женщина, труженик, жужелица.

 

СА, за(СО, зо)-своя собственная (сам,сама), возвратный слог (ныне в русском языке присутствует возвратная частица ся , применяемая в окончаниях глаголов, причастий и деепричастий): саба, соль (сама создана), сало (самоотдельно, беларусы говорят сала, то есть сама красота), колесо (похожее создал сам), сон (своя нега), соха (сама.своя хорошая), сом (сам), сад (сам делал), сага (свой путь), зги (самой земли), сазан (сам зан, самонравный),зан (свой нрав), зал (самокрасивый), замога (самосостояние, свое имущество), заря (это самый божий свет, сам божий свет), зарок (сам,свой рок), слива (сама тепло), снизу (в самом низу), сверху (в самом верху), свет (сам вещий).

Приставка са,со(за,со), с(з) развилась из слога са,со(за,зо) и несут часто тот же смысл: сажать, сопать, сопеть, спиться, смыть, заалеть, заахать, замолить, замычать, замышлять, заниматься, закапать, закипеть, заберег (около самого берега), заселить, заседеть, но в последствие приобрела все оттенки, описанные В.И.Далем.

Звук З развился познее из звука С в результате развитии речи для отражения особенностей языка и несет смысловую нагрузку аналогичную звуку С. Попробуйте произнести слова зима, замерзнуть, когда от холода зуб на зуб не попадает.

СЕ,зе-слог совместности , соответствия, (это сама, то самое): то се (ни то, ни се), сестра (совместно страдающая, сострадающая), село (совместное, но отдельное), сегодня (этого дня), сей час, сию минуту, сено (это самое новое), зелье (это создано), слизень (с-сам, ли- тепло, зе-это самое, нь-нежное), седло (это для лошади), сетка (это сама ткань), цегла (укр. это сама глина).

Словосочетание что это такое по-украински звучит що це таке.

Слова собственник, себе (собi укр., сабе беларус. ) , собака (собака укр., сабака беларус.), особь, собирать в своем корне имеют слоги со(са) и бе(би) и по смыслу означают со(са)-сам, бе-животное, конечный слог ка-как, похожий, означает что происходит сравнение, то есть смысл этих слогов сам как животное, причем сам как это соответствует слогу се и поэтому слово себе вполне могло бы звучать как сабека,собiка что и происходит у украинцев и беларусов с потерей слога ка.

 

СИ(ЦИ)-слог , отражающий силу, энергию: ципа (раскалывающий скорлупу), синь (сила неба), сигать (энергично двигаться), сизигии, отыти во своя си.

Интересно разобрать в этом смысле топоним Сицилия: сици-сила,энергия; ли-тепло.

КА(КО)- слог отражающий принцип аналогии, то есть сопоставимое с чем-то, похожее на что-то: как, ка (поди-ка, вона-как, ну-ка пошла, шевелись-ка, выручай-ка), какой? (на что похожий?), кой-кого (похожего на кого-то), ну кась (кажись, никак, похоже на что-то), не как, не ко двору, каять, покаяться (стать в соответствие с заповедями), успокойся, пока ( с миром, т.е. соответствуй миру, с покоем).

 

ЛА-слог, означающий красоту, гармонию, по-ныне не растративший своей актуальности : лапота, ладья, слава, лад, ладонь, лак, ласка, лафа, лача, лакомка, лань, мал-мала (о маминых детях).

ЛЕ(ЛЭ)-слог, означающий созданное не обязательно человеком: лепота (существительное) , лепо (наречие), лень (созданная негой), лежка (место отдыха животных), лева, слепленое, клепка, похлебка, браслет, лес (созданный сам), блеск, клев, поле, лет (способность летать), лепта (внести свою лепту в создаваемое дело), лель, лелеять, хлеб, леленька (русск. крестный отец), левша, лед (созданный водой), лейка (но мы пишем лить, хотя воду мы льем), легать. Оправдано применение слога ле в слове зелень, что в сочетании со слогом зе(се) означает себе создаваемое нежная.

Отдельно хочется сказать о частицах ли, ль союзов или, либо в словосочетаниях только ли. так ли, сяк ли, а сделать надо, как бы то ни было. брат ли, сват ли, да свой. жена ль моя не баба дети ль мои не ребята?. близко ли, далеко ли. низко ли, высоко ли. льзя ли, нельзя ли, а пришли да взяли! тот ли, другой ли, все одно, кто бы ни был. я ли, не я ли! я ль не молодец! Здесь они несут смысловую нагрузку наречия лепо (создано) с ударением на первый слог, то есть должны писаться ле и ль, а не ли.

Союзы или, либо произошли позже от слога ле. В украинском и белорусском языках существуют союзы але в значении но, или и або в значении либо, или. У скандинавов союз или читается eller.

Интересно применение слога ли в слове лихо (создано скоро, быстро, т.е. лепо хорошо ), поэтому слова только лих и только лишь следует писать только лех и только лешь, собственно именно так русские и произносят.

ЛИ-слог, имеющий отношение к теплу, тепло: лист; блин, лишай (растет на солнце), литье, лито (лето по укр.), липа, ливень, лик, лиана, глист, лиштва, линька, слизень.

ЛО-слог, означающий предмет или действие как выделяющийся, отдельный, локальный: лоб, дело, ложе, мало-помалу, малой, лог, лодья, ложка, лоза, сало, лоина, локон, локоть, лоно, лоскут, лопата, человек, лось (отдельный сам, сам по себе), опахало, мочало, слогать, слог (с-то есть ло-отдельный, г-перемещающийся), слово (с-то есть, ло-отдельное, во-настроение). В двух последних примерах слов раскрывается ответ на вопрос: « Что такое слог и что такое слово?».

 

МА-слог символизирующий первооснову: мама, мать, млеко (именно так должно звучать это слово, а не молоко (в переводе неизвестно выделенное как), маяк, манна, мармор, матера (материнская земля, аналог- отечество), малыш, мамон (брюхо), мандара, мар, мара (мать божья, славянская богиня), материя (вешество), масса, мат (матрац), мачта, масть.

МО- слог, означающий неизвестность: темнота, молчун, демон, могила, море, смотреть (смотреть ,но не видеть; смотреть в темноту; смотрит незрячий), молва (прошла молва), молоки, мозг, мрак, мора.

Слова мога, мощь несут в своих слогах смысл неизвестности в причин происшедшего: не знаю как, но смог; вот это силища, вот так моща).

Слово мост произошло от слова моща, мощнный, могучий и звучало, пожалуй, мощт.

МЕ(МИ)-слог, несущий смысл понятия меры, равновесия: межа, меняло, смирно, мерять, месяц (еденица времени), минута, месса, месть (равенство в ненависти), мешок, метка, механика (равновесное движение), смешивать, мзда, миг, мизерный, мизгирь (паук в паутине), мир, миска, намедни (среди дня).

 

НА-слог, сохранившийся как отдельное слово в виде предлога на и применяющийся как приставка в словах где необходимо обозначить направление, от нас, от наблюдателя: на охоту, на поле, на рыбалку, на труд (нать, нять, нанять), насест, набой, навечер, наветер, навзгляд, наверно (сказать на верно, то есть абсолютно точно), вон (выйди-ка вона туда), майна (команда крановщику бащенного крана на опускание, движение от него). Жест с рукой, вытянутой в необходимом направлении, и указательным пальцем соответствует смыслу слога на, а добавление иных слогов может конкретизировать жест, например: надо ( идти по воду), наго (на огонь), на ка возьми, нага белорус.(а не нога русск.), наша земля (заявление на право владения), наст (наступить), надел, наво, навь (навье, об умершем), найти, на идти ( шли, шли и нашли), надысь (на днях), намедни (среди дня), накра (бубен), напев, наче (по уму), нах-нах (призыв собак бежать в направление зовущего).

НЕ(НИ)-слог характеризующий свойства предметов, явлений, чувств как не свойственных жизни, нежных (не способных к жизни), не совместимых с грубой жизнью: нейстечко (нечто, не от жизни), ней, иней, нежить, нежнейшая зелень, снег, нега (не движимость), слизень, лень (ле-создавать, не-нежность, безделье), блаженство, нерв (не означает, что нерв не рвется, а он нежный), нерест, небо (нега большая) нить (низка, низь), нива, низ (ни-нежить, з-самая: сверху солнце греет, а снизу морозит; снизу холодно, а на верху тепло; низкое место-подтопляемо; низвергнуться-упасть), уникум (не такой как все), низать, никитки (взяли его под никитки, то есть под нежные бока), нилас, поникнут (показать нику, то есть обратную сторону лица), ничком (ниц) упасть. В большинстве современных русских слов слог не несет смысл отрицания, хотя изначально отрицание означал слог но, но это не значит, что в слове нести частица не отрицает само действие, например: конь несется как ветер, она несет себя плавно, или по-украински несе Галя воду, коромысло гнеться, здесь говорится именно о свойствах происходящего. Осенью носят, а весной несут.

Слова нежить (существительное), применяемое для обозначения потусторонних проявлений, всего необычного, и нежить (глагол), применяемое для в смысле холить, лелеять, имеют одинаковое написание, но, казалось бы, разное значение. На самом деле древние в глагол нежить вкладывали смысл делать нежилым, делать необычным.Но глагол нежить остался в своем привычном звучании, так как появилось слово денежка, деньга несущее смысл де- делающая нежным, де-делающая не-неспособным га-двигаться.Интересно, что в Индии имеющих деньги богачей носили как инвалидов на носилках.

НО-слог, отражающий понятие иное, противоположность, отрицание: ново, ноготь (не горящий), новый, дно (под водой), норов, нонеча (новое нечто), нож, (против жизни), нос (противоположный себе, единственная часть лица видимая глазом), сено (се-это самое, но-новое), нойма (антоним уйма). Отмечу, что слова наречия правильно (то есть на право), честно (то есть на честь), дородно (то есть на дород), вредно (на вред), верно ( то есть на веру), благородно ( то есть на благо) и подобные со слогом но в конце самоотрицают смысл, сказанного основной частью слова, и вернее писать эти слова с окончанием на слог на, как это делают белорусы.

Интересно, что слова нора (но-против, ра-света солнца), норд (но-против, ра- света, да-истинного) по смыслу однокоренные.

 

ПА-слог, обозачает покровителя, главного в роду мужчины, но несет оттенок вторичности (со времен матриархата) и применяется, где нужно обозначить последовательность или второстепенность: па, папа, патер, парень, пахарь, пастух, падчерица, пасынок, пастырь, пабед, падым паветвь паветер, пажа, пажить, паинька, паки (снова), пан, паотец, палата, пасха (пасоха, то есть отдых после сохи).У евреев существует праздник песоха - слово и обычай оставшийся от древних славян. К стати будет сказано что смысл слова после - послед и правильнее писать и произносить паслед, на паслед как вторичное, следующее после.

Разберем слово парта (па-отца, ре-речь, та-тверда).

Интересно слово паче(паки) : паче всего берегись дурного братства; люблю смородину, а паче черную; пачечайный гость , несет смысл слов более чем (более как) и писать его правильнее баче (баки), а не паче (паки).

ПО-слог, развившийся в предлог и в приставку и обозначающий горизонтальную плоскость и все что сней связано: по поверхности, по полю, покой, лепо, топот, пороша, помер, пол, потолок, поход, пороша, порог сапог, половцы (жители поля), плаха, полотна, полюс, посеял, покрасил, повбивать, побелка, повалять, погон, поди, под (ниже условной поверхности), поземка, покой, пойти, полать, полас, полоз, поляна, пост (стоящий в поле), почва, почка (проросток на поле).

Применение приставки по- в словах означающих подобие, аналогию: по-немецки, по-дедовски, по-хозяйски, не оправдано и применять в этих случаях было бы по смыслу слог па.

Смысл слова пока : по-плоскость, ка-как, то есть без обид, прощаемся без шероховатостей и неровностей.

ПЕ(ПИ)-слог характеризует предмет, явление,событие, действие при котором неприменно поют: песнь, певец, петух,пир (песни и речь), письмо (пой песню, у меня письмо для тебя), Перун (бог грома), писк, пить и петь, печь (пе-поющая, ча-счастье).

Особо хочется рассказать о приставке пере- в многих словах: пересолить, перебрать, перепихать перепить, передавить, перехолить и тому подобное. По смыслосложению разобрать ее несложно, слог пе-пение, слог ре-речь, то есть слово пере это пели-разговаривали и упустили момент, когда нужно было остановиться во время выполнения монотонной работы. Но развитие речи идет и слово пере превращается в приставку пере-, применяемую где ни попадя (В.И.Даль подробно это разбирает: пересобачиться, перекувыркались, переспать и пр.), и при-,применяемую где нужно придать законченность действию: притянуть, придать, приподнять, пристать, приписать и пр.).

Слово пепел (песнями созданый) поднимает целый пласт культуры погребения древних славян.

 

РА-слог обозначающий божественный свет , бог солнце: радость, рай, рака, тора (святое писание), радеть (с богом делать ), рацея (светлая и сильная), рацион, разум (светлый ум),заря (сам божий свет).

К сожалению прямой слог ра остался в словах означающих солнце талько у хинди (sooraj) и панджаби (suraja). Сравните с русским словом заря. Почему славяне светило называют иносказательно солнце (само создающее, нам силу)? Наверно это связано с верованиям древних людей. Иносказание характерно и для современной речи славянских народов. Называть предметы по их характерным признакам это основа живучести и самовосстановления славянских языков.

Приставка раз-, рас- содержит смысл богу соответственно, по-божески (раздать, рассмешить, развить)и развиваясь современем приобрело сначала смысл качественно, первоклассно, а затем и остальные значения описанные у В.И.Даля.

Числительные по первым слогам: раз (бог), два (вода), три (тара), четыре (человек), пять (петь), шесть (достаток).

Интересно, что когда лед отошел от берега, можно сразу идти и собирать раков на мелководье, в солнечные дни они чуть ли не на берег вылазят к солнцу (к ра). А еще когда сваришь раков с укропом и лимончиком они краснеют и становятся похожими на красно солнышко, поэтому слова рак и краб имеют слог ра.

Разберем слово круг. Если разбить на слоги, добавив твердые гласные получим карага, то есть ка-как, ра-солнце, га-движение. За полярным кругом если идти сутки на солнце во время летнего солнцестояния, то обойдешь один круг.

РО- слог относится к словам, относящимся к роду: родство, кровь, рожать, порода, народ, рост, роща, родник, родина, поросль,тавро (клеймо рода), рожь (рода жизнь).

Не путать со словами расти, растение, растить, растительный происшедшими от слога ра.

К стати будет сказано, что слово роза (роду соответствующая) отразилось в войне родов Красной и Белой розы.

Слово роса следовало бы писать раса (белорус.), так как смысл слова божий свет сама.

РЕ(РИ)-слог означающий колебание, реяние в воздухе, движение воздуха : речь, марево, реветь, говор, рекло, реять, резать, рейд (идти по ветру), рейс (с движением воздуха, поветру), стрела, ректор (рекущий тору), борей, река (говорливая), гореть, море, крепь, реса (колышаяся на ветру), риза, реверс, резать, речи, реш (сеновал, продуваемое место), решето, ржать, рига, ребенок (ре-рекущий, бе-животное, но-новый, к-похожий).

Отдельно о слове рисовать, то есть речи соответствовать. Всем знакома картина, когда говорящий дабы внести пояснения к сказанному садится на корточки и чертит на мягком грунте, или песке картинку соответственно своей речи.

Слово рука. Манера жестикулировать уходит корнями в очень далекое прошлое, когда язык жестов применялся также активно как и язык слов. В этом смысле рука была инструментом разговора, общения. Она была рекущая.Только по-польски слово рука осталась звучать как река (речь как).

 

ТА(ТО)- слог, рожденный от звука, создаваемого от столкновения, удара твердого предмета о другой твердый предмет в процессе труда и отражающий в речи твердость, утверждение, незыблемость, а также труд, как действие, описываемое этим слогом, и его производные: так, топор, тор (бог грома), тара (твердь святая), тарарахнуть, табун (стук копыт животных), копыто, стол, тавро, таль, таран, топот, страда, старик (с трудом разговаривающий), старт, тайга (труднопроходимая), табор, товар, стан, танец, мытарь, тамтам, тамга, тапта, тарапан,таща, бита (тупой тяжелый предмет).

Слова начинающиеся со слогов та ра-, та р-, т ра-, т р- (отсутствие гласного звука а в слогах не уменьшает, а усиливает значение слова) так, или иначе связаны с землей, работой, или продуктами труда и фактически превратились в приставки для слов, где нужно придать смысл с усилием, с трудом например: таралушка, тарантас, тракт, трава, тарновать, трудиться, трактор, тропа, таратайка, тархан, традиция, треба, торный, протаривать, старт.

Слово тараторить по смыслу проторить тару русскими применяется иносказательно к людям болтающим без умолку, без остановки, говорящим резко, скоро, неумолчно.

Слово таратайка слышится нечто трататайка, как из стихотворения М.Пляцковского, любому русскому в этом слове слышится нечто постукивающе-дребезжаще-передвигающееся.

Интересно, что слово топь (то есть поющее) на всех словянских языках звучит по разному, например твань(белорус.), блато(макед.), мочурище(болгар.), багно(укр.) и происходит скорее от прилагательного характеризующего это явление.

Очевидно, что название насекомых, живущих в земляных норках, тарантул, таракан произошло не без участия древнего слова тара (святая твердь).

Само слово труд и традиция происходят от слогов тараде (тара-земля, де-дело).

ТЕ(ТИ)-слог подтверждения, то есть, тоже: тишь (то есть счастье), теща (то есть с достатком), тесть (то есть стоящий твердо), нате вам (то есть возьмите), тезка, тежь, тезево, тень,телеух, темнота (те-то есть, мо-неизвестное, но-иное, та-трудное).

Слово состоящее из двух слогов теле-, фактически превратившееся в приставку, несет смысл те-то есть, ле-создавать, например: телега (теле-то есть создавать, га-движение), телевизор (теле-то есть создавать, ви-принесенное к нам, зо-само, р-рекущее), теленок ( теле-то есть создавать, но-новый, к-похожий).

Характерна и подмена гласного а,о звуком е слоге та,то например: тараса- тераса, тара-терра, протачить-протечь, торить-тереть со всеми вытекающими последствиями.

Слог те-это не состоявшийся артикуль русского языка. У немцев артикуль очень развит die,der,das и по смыслу их можно перевести как эта есть (та есть), этот есть (тот есть), это есть (то есть).У южных славян многие существительные оканчиваются на -то как бы для утверждения сказанного, так называемый перенос артикля на конец слова.

Ф - этот звук отсутствовал у предков славян, что можно услашать у украинцев, которые произнося имя ФИЛИПП звук Ф заменяют двойным звуком ХВ, то есть получается ХВИЛИПП , хвiртка-форточка.

ХВА(ФА)- слог означающий хвалебность похвалу, собственно это двойное устойчивое сочетание хв слогов ха(хо) и ва, например русск. хавать (хорошо поесть): лахва (лафа), хвараон (фараон), хвото (фото).

ХА(ХО)- слог, произошедший от смеха (пощикотите ребенка и вы увидете радость на его лице),символизирующий удовлетворение, одобрение : лихо, хорошо, хахать, хохот, хохо (Эллочка Людоедка, к стати будет сказано, что И.Ильфом и Е.Петровым очень точно и по смыслу подобран словарный запас Эллочки в соответствие с ее образом жизни), хлеб, похлебка, хохот, соха, хай, хабара, хапать, хак, хабоша, ходок, харчи, хаш, сахар, хазить, хари (прославление), опахало, халапса, халва, хахаль, хайдук, яхонт, похож.

Слово харя говорит о том,что владелец ее (хари) похож лицом на красно солнце.

Слово похож (по-плоский, хо-хорошо, ж-жизнено) могло бы заменить слово фото (хво-похвала, то-неподвижность), но народ выбрал фото, хотя всегда при рассматривании снимком слышно слово похож.

ХЕ(ХИ)-слог оражающий слабость, неуверенность, неустойчивость и происшедший, по видимому, от неуверенного хихиканья: хихикать, хиляк, бахилы, рахит, хивок, хижа, хенькать, херовый, хить, хитрость (от слабости), хисать, хирзать (скользить), хима (простак,глуповатый человек).

Слово хиппи (хи-слабые, пи-поющие) современное, но оно полностью отражает смысл образа людей этим словом обозначенным.

ЧА(ША)-слог, символизирующий счастье, достаток: удача, лача, часть, чары, очарование, каша, чаша, чарка, чача, левша, чадо, чеча, дочь, чай (чисто русское слово), чан, чайка, ночь (иное счастье), речь, обычай, чавкать хаш, шагать (счастливо идти), ноша (новая удача), тишь, час (делу время, потехе час).

Когда община делила общее на части, то человек с частью общего называется счастливым (отступление для правильного понимания смысла слов заложенного предками), а долю (воду) получал лентяй. В дольнейшем гласный звук о преобразился в слове доля на у, и появившееся слово приобрело характерный жест.

Интересно, что птица сизоворонка обыкновенная, или ракша и есть та самая птица удачи, о которой столько спето.

ЧЕ(ЧИ) -слог обозначающий, что слово относится к человеку, к людям: чебот, чечева (чечевица), бечева (веревка, связывающая животное и человека), мачеха, чернь (прислуга), речь, чрево (ч-человека, ре-речь, рот), член, череп, ночевка, черт (человек перешедший черту круга, вышедший за рамки приличия), личина, вече, челдон, челядь, черв, черпак, чеча, чихать.

честь, наче (сделать наче, то есть по уму), очередь (люди, расположенные друг за другом). идти чередой (идти цепью, по порядку).

Предлог через- произошел от сочетания слов череда (по порядку) слов,событий и ныне применяется во всех значениях описанных В.И.Далем.

ЩА (ЩЕ,ЩИ)-в этом слоге заложен смысл соответствия энергии и материи и символизирует обилие, достаток, избыток и развился от звука создаваемого тяжелым предметом, когда его тащат: пища, ляща (чечевица), борщ, щи, пуща (Беловежская), моща, силища, царь кощей, нагалище, щавель, щедрый, таща.

ЦА(ЦО,ЦИ,ЦЕ)- слог, развившийся от слога СИ и обозначающий скрытую энергию: лицо, яйцо, цепь, рацион, кольцо, спица, целое, сцапать, пацан, цара (целинная тара, целина), цера (сера), церковь, цирк, цитадель, цигель (кирпич), цыгун (чугун).

Слово цифра читается по слогам ци-энергия, хв-похвала, ра-бог, но скорее всего первый слог ранее был се-то есть и слово целиком выглядело как сефра, что означало то есть хвала богу. Именно поэтому русские говорят раз (ра-богу, с-самому), а лингвисты учат говорить наших детей в этих случаях один.Скандинавы поступили хитро, они просто назвали своего главного бога Одином (Первый), но славянский обычай первого слова во славу бога при застолье они сохранили.

Числительные по первым слогам: раз (бог), два (вода), три (тара), четыре (человек), пять (петь, покой, мир), шесть (достаток, избыток, перебор). Первый счет был до пять по количеству пальцев руки. Загибая пальцы руки при счете от одного до пяти получаем кулак (означающий цифру шесть). Поэтому зажиточных на селе называют кулаками. Четвертый палец безымянный означал человека, поэтому на нем обручальное кольцо. Счет до двенадцати появился познее.

Слово семь, семерка, семера (се-это, ме-мера, ра-божья). Прибавка слога ка (как, похожее) в конце слова семерка несколько принижает значимость основных слогов.

Мусульмане то же как дети повторяют уже тысяи лет слова ураза (богу самому) байрам (ба-главной, ра-божьей, ма-матери), алахакбар (ла-прекрасное, ха-одобрение, к- как , ба-главному, ра-божеству),не понимая что именно они говорят, как хорошо заученный стишок. Причем от непонимания делают паузу перед сочетанием слогов акбар, что означает ак-белый(тюрк.), бар-господин. В итоге все словообразование у них звучит как хвала белому господину.

Интересна тема устойчивых букво-сочетаний согласных звуков их не так много: ст, ск, ср, сл, тв, тр, рк, пр, кн, кл, чк, хв. По сути это парные слоги с пропущенными гласными звуками. Они очень характерны для сербов и болгар,выстраивающих целые цепочки из согласных звуков.

Интересно и то, почему одно вновь придуманное слово приживается в речи, а другое нет. К примеру слово селфи (англ.selfie, от «self»— сам, себя) если разложить на слоги се ль фи (се-себя, ль-создать, фи(хви)-похвала), то есть себе создающий похвалу-это смысл слова, поэтому оно и прижилось у русских как более емкое, чем синонимы себяшка (себя тешаший), самофото (самохвалищий) и тем более самострел (самостреляющий). А слово стартап-инновационный проект, рассчитанный на окупаемость вложенных инвестиций в самое короткое время, если вдуматься в смысл с- соответствие, тар-святая твердь, та-слог отражающий работу, п-слог отношение к мужчинам, то есть соответствующая святому работа мужчин. Попробуйте убрать любой слог и смысл слова потеряется, либо будет означать что-либо другое. Неологизм «правосеки» ( право-, се-себе, ки-как, подобие), или по звучанию право-право, секи-сечь, наказывать.

Очевидно, что в различных словах явно прослеживается повторяющаяся систематически слоговая суть, что каждый звук в слове несет отдельный смысл, отдельное настроение. Никем не отрицается факт образования сложных слов по принципу корень+корень, корень+корень+суффикс, корень+слово. Более того образование новых слов происходит по аналогичным законам, только на уровне слогов. Подобные законы заложены в словообразование изначально и являются основой образования корней слов, развития и сомовосстановления самой речи.

Главная беда современной лингвистики — отсутствие общей концепции возникновения речи как инструмента, предназначенного для достижения желаемого результата посредством сознательного преобразования природных предметов или природы.

Вторая и осознанная ошибка современной лингвистики это не признание согласных звуков как словообразующих, передающих смысл русской речи. Китайский язык, развившийся по аналогичным законам, признан слоговым. Подавляющее количество русских слов начинается с согласных звуков, а в некоторых славянских языках гласные звуки просто выброшены из слов за ненадобностью. В процентном отношении согласные звуки относятся к гласным в объеме русской речи как 70 к 30. Хотя бы один раз наши профессора потрудились бы говорить одними гласными, кто бы их понял.

Есть и другие специалисты, которые вытаскивают группы букв ( -ар-, -ал-, -ан-, -брм-, -вар-, -дв-, -джа-, -дн-, -дил, -кал-/-кол-, -кан-, -кар-, -кас-, -кат-, -ку-, -лод-, -нав-, -ок-, -сар-, -слн-, -су-, -тар-, -тал/-тол-/тул-, -трб-) из слов, называя их слогами протоязыка, существовавшего 40000 лет назад и которые не могут понять почему список таких сочетаний букв постоянно увеличивается.

Наши далекие предки, наверное, обалдели бы, услышав мудренные термины, которыми как скальпелями оперируют некоторые доктора наук при защите своих научных достижений. Речь человека это инструмент отражения действительности, соответственно чем проще у человека жизнь, тем проще будет и речь.

Поражает с какой легкостью лингвисты, дабы доказать происхождение какого-либо слова, а то и в угоду политической обстановки манипулируют не только отдельными гласными, но и целыми слогами в словах, добавляя согласные звуки в те слова, в которых их не было никогда. После таких смелых хирургических вмешательств постепенно, целенаправленно выхолащивается первородное, сокральное смыслосодержание языка.

Но смею всех уверить и ко всеобщему разочарованию противников русской словесности уничтожить славянский язык, превратив его в некое подобие эсперанто, невозможно, как невозможно уничтожить природу его породившую. не уничтожив себя. Только вместе с природой и человеком исчезнет и словянская речь.

Необходимо, настало время пойти на гражданский подвиг и признать нашими уважаемыми учеными слоговую суть русского, славянских языков, а вместе с ними и производных от них индоевропейских языков.

Чернов Андрей. Краснодар. th2018@yandex.ru

 

Литература:

1.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

2.Матусевич М.И., Современный русский язык. Фонетика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». М., «Просвещение», 1976. – 288 с., ил.

3.Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В., Современный русский язык. Издание 3-е, дополненное и переработанное. М., «Высшая школа», 1966. – 495 с.

4.Реформатский А.А., Введение в языкознание. М., «Аспект пресс», 1999. – 576 с.

5.Чудинов В.А., Проблема дешифровки. Создание силлабария. Чтение смешанных надписей. Серия «Славяне. Письмо и имя», том второй. М.:2002 – 96 с., ил.

6.Богородицкий В.А., Очерк по языковедению и русскому языку. М., 1939. Очерк 16. С. 195 и сл.

7. Е.А. Миронова . Универсальность систематики слогов протоязыка.

8..Е.А. Миронова.Смыслообразующая вариативность по звонкости/глухости согласных при построении слогов протоязыка

    1. А.А. Тюняев. Языки мира (учебное пособие).

    2. Т.Г.Квачадзе.Анализ новых слов в современных средствах массовой информации. // Журналистика и культура. Сборник научных статей I Международной научно-практической конференции. г. Пенза, декабрь 2014г.

 

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)