Ил-76: ломая законы гравитации
Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина в те далекие времена, когда еще назывался Бюро Ильюшина, разработал совершенное военно-транспортное средство – самолет ИЛ-76, которое до сих пор активно эксплуатируют по назначению. Но за последние годы транспортник успел примерить на себе новое амплуа…
Раньше побывать в невесомости и забыть про законы гравитации – было детской мечтой. Сейчас реализовать ее стало гораздо доступнее, и всё благодаря советско-российской разработке, которая берет своё начало в далёких 70-х годах.
Ил-76 — советский и российский тяжёлый военно-транспортный самолёт. Разработан проект был ОКБ Ильюшина, который также занимался проектированием военных и пассажирских самолётов. Первый пробный полёт транспортник совершил в 1971 году, а на вооружение поступил пятью годами позже.
«Candid»
НАТО, путаясь в советских названиях, дало ИЛ-76 кодовое обозначение Candid, то есть «прямой» или «искренний». И то, и другое было крайне любезно с их стороны. Не хотелось бы получить название «кривой» или «фальшивый», да?
Старенький ИЛ-76 обладал довольно внушительными на тот момент техническими характеристиками:
Взлетная масса - 170 т;
Грузоподъемность - 28 т;
Дальность полета с максимальной нагрузкой - 4 200 км.
Легкость в эксплуатации экипажем сыграла решающую роль, линейку самолётов ИЛ-76 признали золотой страницей российской авиации.
Крылатый гигант прекрасно себя зарекомендовал, поэтому последующие модели транспортных самолетов уже делали по образу и подобию родителя.
Еще лучше
Последовала череда модификаций.
В последствии улучшались характеристики, увеличивалась емкость топливных баков, и сменялись задачи самолёта.
Ил-76М оснастили пушечным вооружением и сделали полноценной военной версией.
Модификация ИЛ-76П выполняла функции пожарного самолёта.
ИЛ-76ПС производил поисково-спасательные операции на воде.
А ИЛ-76МД «Скальпель» стал «летающим госпиталем» на вооружении.
«Космос»
И одна из них предназначалась для работы в условиях невесомости. Это был ИЛ-76 МДК «Космос», который был создан для подготовки космонавтов в условиях невесомости.
Самолёт-лаборатория «Космос» отличался усиленной конструкцией фюзеляжа и крыла, адаптацией гидравлической и топливной систем к работе в условиях отсутствия гравитации.
Если в кабине ИЛ-76 располагались посадочные места для парашютистов-десантников, то космическую модификацию поделили на переднюю часть грузовой кабины и лабораторный отсек. Лабораторию обшили мягкими матами из огнеупорного материала и травмбезопасными панелями. В передней части располагались рабочие места тренировочной бригады, инженеров и врачей.
Режим невесомости
Сражается с законом гравитации новая модификация ИЛ-76 довольно искусно. На высоту 6 тысяч метров самолет поднимается в режиме обычном. Но потом начинается всё веселье.
ИЛ-76 разгоняется до скорости в 620 км/ч и за 15 секунд достигает высоты в 9 тысяч метров под углом 45 градусов. Затем приобретает начальную скорость и создается ощущение свободного полёта. Самолёт описывает траекторию параболы. И целых 20-28 секунд экипаж пребывает в состоянии невесомости, пока самолёт не опустится до 6 тысяч км от земли. Тогда летчик переходит в режим горизонтального полёта.
Новая жизнь
Любопытно получается. Самолёт сначала был предназначен для сначала выброски воздушного десанта, транспортировки войск и боевой техники, затем - для подготовки космонавтов. Сейчас транспортное судно используют (внимание!) для целей развлекательных и культурно-ознакомительных. Да, полет в невесомости на знаменитом транспортнике стал любимой туристической забавой.
Целые группы туристов, по большей части иностранных, прибывают в Звездный городок, чтобы советско-российская разработка позволила им забыть о законах гравитации.
Upside Down and Inside Out
Американская музыкальная группа Ok go, которая стала знаменита благодаря своим ярким и эксцентричным видео-клипам, решила на этот раз сделать поистине космический продукт. Клип должен был стать первым в истории проектом в невесомости.
«Приятно, что супер-амбициозную идею, снять клип в невесомости, нам удалось реализовать именно в России».
Летом 2015 году Ok go со съемочной группой прибыли в Звездный городок. Помощь оказывали специалисты из Центра подготовки космонавтов. Вместе со съемочной группой создание клипа обеспечивали 104 человека.