Золотые правила казачьей семьи

3087 50

Невозможно понять казачество, не узнав его базовой ценности – семьи

http://xn--80ajoghfjyj0a.xn--p1ai/uploads/media/illustration/4322/i605_2.jpg

Казаки считали позором иметь неграмотных сыновей, и мечтали о том, чтобы дочери были счастливыми. И, если казакам были суждено идти на смертный бой, станица не бросала его семью на произвол судьбы.

Чужих детей не бывает

В XVII веке донские казаки постоянно воевали. Жили они в поселениях, называемых юртами. Например, в царской грамоте, датируемой 1638-м годом, Михаил Фёдорович Романов обращался к ним так: «На Дон, в нижние и верхние юрты, атаманам и казакам Михаилу Иванову и всему Донскому Войску».

О казаках того времени пишут, что они были горланистыми и говорливыми. Оно и понятно, что все вопросы решались на юртовом круге. Женщины в управлении не участвовали и были на вторых ролях. Тогда считалось нормой брать в жены угнанных в рабство турчанок, персиянок и черкешенок. В частности, исторические источники свидетельствуют, что зимой 1635 года казаки в свои юрты привезли 1735 пленниц с Чубура и с Ачаковской Косы.

http://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2014/09/boldyrev_5.jpg

Бывало и так, что казачки попадали в плен к крымским татарам или к туркам. Впрочем, донцы прилагали все усилия, чтобы их освободить от «басурман», мол, не по-божески это. Порой на это уходило годы. Как правило, в момент освобождения эти женщины уже имели детей от татар. По традиции, казаки таких казачек не оставляли одних и брали в жены, при этом её дети становились приемышами – «туминами» или «татаркиными». Детей же, которые родились от казака и пленницы называли «болдырями». Кстати, фамилии Бондыревы, Татаркины, Турчанкины и Тумины являются одними из самых распространенных на Дону.

Женитьба и развод на Кругу

В XVI и XVII веках Круг в юрте для казака значил всё или почти всё. Именно поэтому знатные отцы, которые хотели, чтобы их дочерей брали в жены достойные мужчины, требовали народного одобрения на Майдане – своего рода гарантии. Казак, давший слово на Кругу, всегда выполнял свое обещание. Со временем эта традиция распространилась на все свадьбы.

http://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2014/09/boldyrev_1.jpg

«Будь моей женой», – говорил жених парень невесте. «Будь моим мужем», – отвечала она ему. Такое предложение делалось прилюдно – опять-таки на Кругу. Если же казаки решали, что «этому так и быть», появлялась новая семья. Там же на Кругу и разводили, впрочем, мужчине требовалось объяснить свой поступок и убедить людей в своей правоте. Обычно другой казак прикрывал женщину полой своего кафтана, дабы защитить её от бесчестия. В этом случае, женщина становилась его женой. Но не только мужчины были инициаторами развода, но и женщины. Если её муж оказывался «такой-сякой», то Круг становился на сторону казачки.

«Я возьму их на себя!»

Донская вольница несла в себе уникальный институт социальной самоорганизации. Уходя на войну или в поход, казак был уверен, что его дети будут жить в достатке, если он погибнет. Касалось это не всех семей, а тех, чей союз одобрил Круг.

http://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2014/09/boldyrev_4.jpg

Например, в поселенье появляется гонец с плохой новостью, что на южные границы России напал лютый враг и надо его задержать любой ценой, пока не пройдет полная мобилизация Войска Донского. В этом случае собирался Круг, на котором атаман сначала снимал шапку, а затем сбрасывал кафтан. Это означало, высшую степень опасности.

«Кто хочет быть повешенным, на кол посаженным или в смоле сваренным»? – вопрошал атаман. В ответ выходили добровольцы, знающие, что идут на верную смерть. В полной тишине они спрашивали у собравших: «Кто возьмет моих сирот и мою вдову на себя»? Обязательно находились казаки, которые прилюдно говорили клятву: «Я возьму их на себя». Так оно и было!

Красота – страшная сила

В XVIII столетье роль женщины в казачьих селениях резко возросла. Историк В.Д. Сухоруков связывает это с красотой казачек. Дело в том, в прошлые века казаки, как правило, брали в плен только видных девушек и женщин, чтобы не позориться. Смешения лучших представительниц самых разных этнических групп сказалось на красоте донских красавиц. «Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде. Все они любили наряды и румянились», – писал Сухоруков.

http://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2014/09/boldyrev_7.jpg

В то же время казачки славились сильным характером. Этнограф Г.В, Губарев так характеризовал их: «века постоянных тревог выработали в казачке бесстрашную решительность. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом и оружием. Умела защитить своих детей и свой курень…».

Постепенно поговорка «женщину и коня держи в поводу» в казачестве потеряла первоначальный смысл. Видя перед собой решительную красавицу, казак вольно или невольно проникался к ней уважением.

День матери

В православный праздник «введение во храм Пресвятой Богородицы» 4 декабря у казаков появился обычай поклонятся матери-казачке. По сути это был первый женский праздник в России. Впрочем, в день поздравляли всех казачек, как состоявших, так и будущих матерей. Это сказывалось и на выборе спутницы жизни.

http://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2014/09/boldyrev_3.jpg

В восемнадцатом веке браки казака с не казачкой практически не заключались, ибо это считалось большим позором. Если же донец брал в жену хохлушку или русачку, то над ним насмехались до старости. Одновременно традиции запрещали жениться на девушке, ближе семи степеней родства. Запрет распространялся также на женитьбу с детьми крестных родителей. Дело в том, что кума и кум приравнивались к кровной родне, как, впрочем, у всех православных. Было еще одно строгое правило: жених обязательно должен быть старше невесты.

Мальчики и образование

Детей в казачьей семье, в сравнении с русской крестьянской семьёй, было мало, поэтому они всегда были любимцами. Поскольку жизнь казака была полна опасностей, родители соблюдали все обычаи. Например, когда у малыша прирезывался первый зуб, заказывали молебен Иоанну Воину. Согласно другой традиции, первый раз мальчика стригли, когда ему исполнялся год, а второй раз – в семь лет, что означало, что закончилось детство. С этого возраста он учился метко стрелять, а с десяти лет – рубить шашкой. Впрочем, уже с 3-х лет казачонок уже садился на коня. Примерно в это время отмечали его личный праздник первых штанов-шароваров. С весны до осени мальчишки проводили время со своими дедами, как правило, на бахчах или при стадах или табунах. Там и осваивалась наука драться и воевать. В 14-ть лет казачонок обязан был броском камня подбить высоко и быстро летящую птицу.

http://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2014/09/boldyrev_2.jpg

Но самым большим позором считалось быть неграмотным, тогда как учеба в гимназии сына вызывала восхищение во всей станице. Студентов, например, даже старики именовали по имени-отчеству. Если не было возможности учиться в школе, обязательно занимались дома. Например, Якова Бакланова, будущего героя Кавказкой Войны, во время похода в Крым учил отец. Уж в семилетнем возрасте мальчик был образован на уровне школяров, а также знал молдавский и турецкий языки. По возвращению из похода, соседские мальчишки принесли книгу. Увидев, как он бойко читает, они его приняли в свой круг, иначе – могли и побить.

Фуражка донышком вверх

По-другому воспитывали девочек. Был такой обычай, что первый раз дочку купала вся женская половина семьи – «смывали с неё заботы», чтобы жизнь было счастливой. При этом отец должен был съесть пересоленную кашу и не разу не сморщиться. Особо празднично отмечали первый шаг девочки, одаривая её подарками. Уже с пяти лет её приучали нянчиться с младшими братьями и сестрами.

http://концептуал.рф/uploads/media/illustration/4323/22.jpg

Для девушки-казачки особо важно было красиво петь и плясать. Специально их этому не учили, но на праздниках рядом с взрослыми женщинами разрешали танцевать и подпевать. Когда приходило время думать о семье, дед дарил девушке серебреное колечко, тем самым давал знать, что его внучка «не дитя».

Кстати, на Дону никому и в голову не приходило насильно выдать девушку замуж. Обычно, молодой казак с отцом приходил в гости к понравившейся казачке. Если ему она нравилась, он клал фуражку на стол донышком вниз. Теперь все зависело от невесты. Она могла отнести головной убор на вешалку, тем самым дать знать, что не быть ему её мужем. Или перевернуть донышко наверх, что означает, что можно звать сватов.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
50 Комментариев » Оставить комментарий
  • 1021 771

    Очень хорошие правила. Прочитал и на сердце хорошо. Плохо, что утрачены для современников.

    • 752 380

      Кому утрачены, а кому и нет…
      Раз уж подвернулась такая возможность…
      Обратили внимание на фразу в тексте – “зимой 1635 года казаки в свои юрты привезли 1735 пленниц с Чубура и с Ачаковской Косы”.
      Это к вопросу, было ли многоженство на Руси. Да, было, по крайней мере, у части казаков.
      Заодно и о христианстве.
      У суфиев есть поговорка. Если перевести с фарси, то, звучит примерно так: “ислам – всего лишь внешние одежды суфизма”.
      То же самое можно сказать и о христианстве среди исконных казаков.
      И последнее.
      Казаком нельзя стать, им нужно родиться.
      Сегодня “туева” куча казачьих организаций, атаманов, полковников, есаулов. К казачеству они не имеют никакого отношения. Это просто “ряженые”. Как мужиками были так ими и остались.

      • 964 706

        Полностью поддерживаю !!! Казачество как было безграмотным, так и осталось. Простой пример: казаки были и Яицкие, и Башкирские, и Запорожские, и никто из них не унижал свою родословную, своих корней. А что сегодня видим???? Хоть бы по культуре, Казачий народный хор.Когда же это казачество стало народностью?!?!?!?!?! Как говорит один из журналистов – мля,мля мля, или бла бла бла. В песнях сплошной разврат:”Дуня” – она ему не дала. Это грамотные казаки.

        • 752 380

          Позволю не согласиться с Вами. Я сам казак, причем из “истинных”, что сие значит, объясню немного попозже. Так вот, у меня два высших образования – военное и филологическое, знаю несколько языков. И все мои предки были ОЧЕНЬ грамотными людьми.
          На самом деле казаков, настоящих казаков, уже к 18-му веку, почти не осталось. Казачьи станицы заполнились беглым с Руси мужичьем. Бежали от прелестей крепостного права. Бежали на Дон, в Сечь, за Терек, на Яик, кому куда сподручнее. Бежать то бежали, только вот, все свое тащили с собой. И образ жизни, и веру христианскую, и гены свои мужичьи, тоже тащили.
          Сегодня мне известны всего несколько семей “истинных”, да и то, большинство уже не придерживается “традиции”. Еще пару поколений, и все… Жалко…
          А вот про культуру сих “ряженых”, это Вы прямо в “яблочко”.

          • 6292 -1235

            самые “правильные” казаки – евреи
            это было доказано ещё до революций
            нужно было не в коридоры ходить а в школу чтоб научили хоть каллиграфии а не только нажимать
            и параллельно о “правильных” народностях и почему “неправильных” казаков “мужиков” руских истребляли подчистую особенно “правильные” чекисты

  • 1807 1610

    А я бы еще обратила внимание на следующие указанные автором факты воспевателей казачества: 1) большинство казаков женилось на басурманках , в основном, турчанках; 2) позором ! считалась женитьба на русской! женщине или украинке, той же русской, т.е. на тех, кто нёс арийскую ! кровь.
    Ну, и по истории можно также добавить, что именно казаков пускали на разгон, впервую очередь, выступлений рабочих, бастовавших против насилия и эксплуатации, а также крестьянских выступлений в др.регионах. Так, что не обольщайтесь “русскостью” и “правильностью” казаков!

    • 752 380

      Дана, голубушка, ну, никогда у казаков женитьба на русской не считалась позором, зря Вы так.
      И потом, про “арийскую” то, кровь… Вы считаете, что спаривание с чухонцами, чудью, мордвой сильно облагородило арийские гены? Не смешите…
      И, кто Вам сказал, что казаки – это русские?

      • 3 2

        Истиный казак ты, говоришь? Истиный мудак ты, вместе с своими “истинными казаками”. У русских то нация есть, а у вас вообще ни чего нет. Раздухарился тут чума.

        • 752 380

          Во, еще одно чмо вылезло…

          • 3 2

            Чмо это ты, чума без роду без племени. А, я русский и горжусь этим.

          • 752 380

            Да нет, тут ты попутал здорово…
            Я -казак, ты – мужик.
            Кто у нас мужик по жизни? Правильно, чмо… Зачем обиделся?

          • 3 2

            Ты шелупонь, свои зековские понятие пацанам во дворе на уши вешай, чума. Тебе что напомнить как казака орально поимел кавказец, за долги? И что вы со своим казачим кругом сделали? Правильно, ни что. Утерлись, в жопу ужрались и давай сами себя убеждать (другие то не верят): какие мы казаки крутые и великие. За бабки под кого угодно ляжете, за кого только не воевали и в первую очередь грабили народ российский и свое же государство. Вся гниль криминальная, обожает пальцы веером распускать и орать мы великие, а как продажными ворюгами были так и остались. Да, я мужик русский. Если тебе чума что не нравится милостью прошу в гости крутого казака, уебу монтировкой по твоей тупой башке, глядишь новая извилина появится, умнее может станешь.

          • 18504 14334

            Здесь я поддержу однозначно.Русский-для меня это все. Глубина,религия,мироощущение….абсолютно все,чем я дышу.”Синяя тема”-это нерусь, жидовство,еще что-то. Мужик,для меня это-понятие мужественности,ответственности, силы наконец, но никак не …тюрьма. Ай…у меня новый год,:))), везде смех и веселье, а тут вообще …С новым годом всех:))).

          • 752 380

            С каких это пор гопоту поддерживать взялись?
            Спросите любого русского в России – кто ты? Он ответит – русский. Спросите чалдона в Сибири – кто ты? Он ответит -сибиряк. Спросите любого на Дону – кто ты? И он ответит – казак.
            Если честно, считал Вас умнее, почему то… Показалось…, бывает…

          • 18504 14334

            Прекращайте уже.. “Я считал вас умнее”. Нормально общайтесь. По какой причине вы слово- “мужик” сделали уничижительным? От великой “умности” что-ли? Может спросите на Дону-”Ты казак-мужик или нет?” Хотите общаться не с “гопниками”-уважайте собеседника, следите за языком.

          • 752 380

            В виртуале легко быть храбрым, правда? Адресочек мне свой скинь, вот почта: stray1959@yandex.ru, ежели ты где рядом, заеду, потолкуем.
            А чего же ты любезный, по русски то, так хреново пишешь? Да все просто. Когда папа твой, на троих у магазина соображал, мама твоя, успела под чуркой побывать, вот и все объяснение. А то русский, да русский…

          • 44630 23598

            Андрюха этож голимый провокатор,выскочил под знаком порносайта,его ж там оральный секос заводит,походу он из кончит будет.)))

          • 18504 14334

            Нашел друзей, старая фигня?:))). Даже будет интересно …

          • 44630 23598

            Да я не про тебя твёрдый,а про трехиксового,хотя вроде и с твоим знаком порносайт есть.)))

          • 752 380

            Степаныч, а с провокаторами у меня один базар…
            Видишь как Ъ заговорил, а то все муси-пуси…
            Недаром дедушка Ленин, интеллигенцию нашу, нехорошими словами ругал, недаром, вишь как слюной брызгать начал, “русский” наш… Тоже, видать, с папой не все гладко…

          • 18504 14334

            Пиз…ц, е…ть культура. О…но продвинутый в культуре тип. Есть такое биологическое понятие-гоминида(не пугайся-это не гомосек,просто погугли). На данный момент, я полагал из фразы”С каких это пор гопоту поддерживать взялись?”-что вы-оппонент. Нет,не ты ошибся:))). Вообще никто не ошибся. Общайся с гоминидами. Это…-комфортно. Лично я-националист, очень культурный,образованный националист. У меня есть опыт. У меня есть проблемы общения. Есть долб…бы(гоминиды), есть-ты. Я-е…ть казак, я-бл…ть вообще не мужик. Для 99% населения России(включая нерусей)-это звучит,как “педик”, неужели это не интересно тебе?Ты занимаеешь 0,0001 целую моего народа,ты-лучший не мужик на свете? По понятиям русского народа всецело-ты педик. Ты-казак? Всели казаки поддерживают твои жизненные понимания?Может тебя проще “вальнуть” и за мужиков вообще не общаться? :))))).Живи как знаешь, не позорь людей-это доходчиво?

          • 752 380

            Ну, так попробуй – “вальни”, ушлепок.

          • 44630 23598

            А народ я так понял твой,да у тебя мания,культурно образованный националист-это што вообще,клиника или я понял ты паленую дурь пьёшь,а ну быстро спать,а то завтра стыдно будет.)))

  • 84 32

    Статья интересная – автору спасибо. Настоящую казачку встречал один раз – ей было за 70. Волевая, умная женщина – вся семья военные. Что же касается современного общества, то обычаи и национальность всё более унифицируются, многое безвозвратно исчезает. Причина – цивилизация научного прогресса, рост населения, смешение наций и рас. Единственным, по-моему, объединяющим фактором для России является Православие, остальное уже не способно влиять культурно-социологически на людей положительно (из личного опыта).

  • 752 380

    Ъ, объясняю, и не пытайтесь на Дону казака мужиком назвать, морду набьют.
    А с умом, я действительно ошибся…, мужик он и в Африке мужик…

    • 18504 14334

      Все пообщались, достаточно,всего хорошего, живите не в Руси,живите с казаками(делайте свою Русь).А в Сибири вам(если вы слово “мужик” под сомнение поставите)- трепанируют череп.Так-то мы в одной стране живем.
      Дебил,он и в Африке-дебил.

      • 752 380

        Мы действительно в одной стране живем… Только вот, слишком разные, есть Степаныч – русский МУЖИК, с большой буквы, с детства “привитый” супротив всякой мерзости, а есть такие как Вы – интеллигенты…
        Если есть желание, почта моя выше – обращайтесь. Кстати, в Сибири много бывших сослуживцев, давайте адрес – перешлю привет.

        • 18504 14334

          С чего это? Зачем мне вас наблюдать лишний раз?Я-русский,вы-непонятный суперказак,не мужик. Я-подставлюсь. Для чего это? Вы людям моей Родины,рассказываете …абсолютно не родные вещи. Или вы полагаете,что по скайпу-я другой(гораздо хуже,я вас уверяю). Зачем мне-ЭТО?

          • 752 380

            Ссышь, сученыш, правильно делаешь…
            Знаешь, сколько у меня, таких как ты, в в ногах валялось, прося не трогать…?

          • 18504 14334

            Конечно ссу, вы-некрасивая и агрессивная, еще и уличная спортсменка,….добавлю…спортсменка-казачка. Ты-тупой. Эгоист. Моя страна гибнет из-за таких как ты. Все вы,сука, касту себе придумали. “Норку безопасности-казачество”. Нет этого-тебе п…дец. А так-то ты вообще плохой. Я никогда не доводил до ситуации,что меня кто-то,о чем-то просил. Не вырубал сразу,а мучал?Они у тебя что-то просили. Так-то ты-садист. Ты-настоящий казак? Ответь мне пьяному сибирскому интеллигенту,(хоть вы и злые, а приятно было:)))

          • 752 380

            Отвечаю пьяному сибирскому интеллигенту…
            Ты даже не мужик, так, просто тряпка…
            Те веру и родину защищали, хоть и помирали страшно…
            А ты обычная интеллигентная мразь, о тебя даже обувь стремно вытереть…

          • 18504 14334

            Да ладно чего это ты(ну доходчивей,чотыкакэтот-а), так-то я не бухаю вообще.Ну… уже прогресс. Ну…да-я такой. А ты вытирал свою обувь,стоя на человеке?Ты же-не русский человек,ты-молодой белорусс. Я не высказал ни одной угрозы, воспринимаю только-бой(желательно в спортзале-уже так…, улица-наносит более серьезные травмы, а вдруг у бойцов-дети, я-русский, я не дебил).Да…я-интеллигент, но не мразь. Вас дебилов, своими комментами(очень наглыми) сподвигаю на “просмотр мира” с разных точек зрения. По-хорошему, так-то ты …молод что-ли(не хочу обзываться).Набери в инете слова,пойми значение-потом обзывайся.Эволюционируй. Я же очень обидно и адекватно обзываюсь гоминидами(и слово поганое,и вы-такие:)))/

          • 752 380

            Какой бой, ********? Какой спортзал?
            Меня убивать учили, а не на спортивных соревнованиях выступать. Проспись.
            Если я захожу с белорусского IP – это о чем то говорит?

          • 18504 14334

            Так-то по-гомосячьи, друг друг плюсики ставить против одного оппонента:). Это же видно. Степаныч-Андрейке, Андрейка-Степанычу. Полугомотравля Ъ. Так-то это не по человечьи, не по христиански это:))). Вы тихо плюсуете друг дружку? Так-то я надеюсь на семьянинов, нас больше однозначно.

      • 44630 23598

        Ну вообще то мы все братья,а братьям ссориться только тешится,лишь бы кто нам под горячую руку не попал.)))

  • 18504 14334

    Ну раз так все пошло,-Степанычу,моему другу, мне можно… Пшел вон существо дегенеративное. Пора сдыхать-пользы 0.(могу жестче-пасть прикрой).

  • 351 287

    Прежде всего, нужно отметить, что только у воинов России – казаков ещё сохранились частицы Копного Права, чего так не хватает Русскому Народу. Отсюда истекает и уклад их жизни!

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru