КАК КИРГИЗСКИЙ МЕХАНИК БОРОЛСЯ С АСАМИ ГЕРИНГА

2259 11
Герой этого повествования сегодня попал бы в категорию «гастарбайтеров», «равшанов и джамшутов», к которым российская молодёжь относится с брезгливостью и раздражением. И вряд ли сам он что-либо возразил бы в ответ, ибо был человеком немногословным. За него сказали бы медали и ордена на груди. Впрочем, сегодня многим неведома цена фронтовых медалей, измеряемая не в долларах и евро, а в человеческом мужестве...

original

Молчаливый мастер

Согласно древним киргизским преданиям, край земли находится на восточном побережье озера Иссык-Куль. Именно на «краю земли», в селе Курменты в мае 1909 года в крестьянской семье родился мальчик, которого назвали Абдыкасымом.

У него было обычное детство, такое же, как и у его друзей-приятелей. Как и они, увлекался Абдыкасым соколиной охотой — занятием экзотическим для жителей центральной России, но обычным для живущих на побережье Иссык-Куля.

Кроме того, мальчика тянуло к технике. Любил он возиться с различными механизмами, много времени проводил в колхозном гараже, помогал механикам, осваивая науку не в теории, а на практике. После семи классов школы Абдыкасым отправился в Самарканд, в школу механиков.

В родное село вернулся со специальностью механика-водителя и очень быстро стал уважаемым человеком среди односельчан. Про него говорили, что Абдыкасым может починить всё, что угодно, а если надо будет, соберёт автомобиль из примуса и швейной машинки.

Перед самой войной Абдыкасым переехал в город Пржевальск, где стал работать инструктором в автомотоклубе Осоавиахима. Когда началась Великая Отечественная война, немногословный Абдыкасым отправился в военкомат. Там ему разъяснили — как специалисту Абдыкасыму полагается бронь, и призыву он не подлежит.

Но механик «золотые руки», которому к этому времени было уже за 30, только покачал головой и пояснил — он доброволец и бронь ему не нужна.


Будешь ты летать на Иле задом наперёд...

В августе 1941 года Абдыкасым Карымшаков был направлен в авиационный полк на должность оружейника. Техники были очень нужны армии, но Абдыкасым настаивал, что хочет не только готовить самолёты для других, но и сам воевать. И вскоре его направили в Ленинградскую воздушно-техническую школу для обучения на воздушного стрелка.

«Будешь ты стрелком-радистом, а в душе пилот,
Будешь ты летать на Иле задом наперёд...»

il2[6]

В годы войны эта незатейливая песенка была очень популярной. Штурмовик Ил-2 выпускался в одноместном и двухместном вариантах. Опыт боёв показал — Ил-2 является отличной машиной, но незащищённый сзади, слишком уязвим для немецких истребителей. Машину срочно стали выпускать в двухместном варианте, с кабиной для стрелка. Началась подготовка воздушных стрелков, которым предстояло занять места в экипажах «Илов».

Выживаемость Ил-2 зависела во многом от мастерства стрелка. При этом его кабина из-за особенностей конструкции была защищена хуже, чем кабина пилота. И потери среди стрелков были куда большими, чем среди лётчиков. Обо всём этом Абдыкасым прекрасно знал, но продолжал стремиться в бой, в самое пекло.

Экипаж

С января 1943 года выпускник школы воздушных стрелков младший сержант Карымшаков проходил стажировку в запасном авиаполку, а в мае 1943-го был направлен в действующую армию. В 75-м гвардейском штурмовом авиаполку Абдыкасыма распределили в экипаж улыбчивого младшего лейтенанта.

— Толик, — представился тот.

— Абдыкасым, — ответил киргиз.

На секунду на лице лейтенанта мелькнула растерянность, но он тут же нашёлся:

— А можно я буду называть тебя Андреем?

— Можно, — невозмутимо ответил Абдыкасым.

Уроженец Днепропетровска украинец Анатолий Брандыс был младше своего стрелка на десять лет, однако в экипаже они понимали друг друга с полуслова. В бою это взаимопонимание не раз спасало им жизнь.

il2[6]

Экипаж с позывным «Алтай» принял боевое крещение в небе Донбасса. Уже в первых боях Толя и «Андрей» показали, что воевать умеют отлично. Стрелок успевал не только отражать атаки противника, но и вести огонь по наземным целям.

Вылет за вылетом, бой за боем... В конце сентября 1943 года у Ил-2 Брандыса и Карымшакова при возвращении с боевого задания забарахлил мотор. Штурмовик отстал от группы, и тут же его атаковал «мессер», решивший, что легко справится с «илом». Не тут-то было — стрелок трижды отражал атаки немецкого аса и позволил командиру уйти от преследования.

Воздушный стрелок на фронте — профессия дефицитная. Когда выбывали по ранению товарищи, Абдыкасым вылетал и в составе других экипажей, совершая по три вылета в день.

В полку его называли «снайпером», и в этом не было преувеличения. На его счету были уничтоженные вражеские машины, зенитки. В ноябре 1943 года Абдыкасым Карымшаков официально записал на свой счёт первый сбитый вражеский самолёт, уничтожив немецкий Ме-109.

Надёжней брони

Анатолия и Абдыкасыма неоднократно сбивали — для штурмовика это скорее норма, чем событие чрезвычайное. Но выбраться из пекла — задача крайне непростая. Под Никополем им пришлось садиться на нейтральную полосу, а затем, под огнём врага, перебегая от воронки до воронки, добираться до своего переднего края.

Весной 1944 года, во время боёв за Крым, они не раз попадали в переделки. 7 апреля во время атаки вражеского аэродрома Курман-Кемельчи был подбит самолёт командира эскадрильи, севшего на вынужденную посадку на территории противника. «Алтаи», чей самолёт тоже был повреждён, вели бой над местом посадки, позволяя ещё одному «Илу» сесть и забрать попавший в беду экипаж.

il2[6]

16 апреля новый вылет и новый жестокий бой — группа Ил-2 нарвалась на огонь зениток, после чего в воздух поднялись немецкие истребители. Из шести советских штурмовиков в строю остался только один. Четыре гитлеровских «фокке-вульфа» попытались взять Ил-2 в «клещи», чтобы посадить на свой аэродром и пленить лётчиков. Но Абдыкасым отбивал одну атаку за другой. Пыл немцев иссяк, когда один из истребителей рухнул, сбитый стрелком Ил-2.

Одно из попаданий загнало Ил в пике, из которого Анатолий вывел машину лишь над самой гладью Чёрного моря. Когда вернулись на аэродром, в самолёте насчитали 72 пробоины.

6 мая 1944 года в время штурма немецкого аэродрома группа Ил-2 столкнулась с истребителями противника. На двух советских машинах погибли стрелки. Тогда самолёты перестроились, и Абдыкасым стал «защищать спину» сразу трём «илам». Он отбил семь атак и позволил всем штурмовикам вернуться на аэродром.

Лётчик Анатолий Брандыс так говорил о своём напарнике: «Мне оглядываться не надо. У меня за спиной Абдыкасым. Это покрепче любой брони».

Один шанс из тысячи

В начале февраля 1945 года их Ил-2 снова был сбит. Сели на территории противника, Анатолий был ранен в ногу. Идти сам он не мог, поэтому сказал:

— Я не дойду, Андрей, выбирайся один!

— Угу, — буркнул стрелок, подхватил командира и потащил к линии фронта.

— Старшина Карымшаков, это приказ! — крикнул лётчик.

«Андрей» молча кивнул и продолжил путь, неся на себе раненого командира.

Они сумели перебраться через линию фронта к своим. Мистика, но на родной аэродром они прибыли как раз в тот момент, когда командир полка на построении сообщал о героической гибели экипажа «Алтай».

После этого случая Абдыкасым положил в кабину трофейный немецкий автомат МP 40, рассчитывая в случае чего отстреливаться из него при вынужденной посадке на территории врага. А спустя пару недель произошёл самый невероятный случай в боевой биографии стрелка Карымшакова.

Новый вылет, новая штурмовка, и снова атака немецких истребителей, пилоты которых в конце войны становились всё отчаяннее. Абдыкасым отбивает атаку за атакой, но немцы продолжают наседать. И вот после очередного выстрела наступает тишина. В бортовом пулёмете «Ила» закончились патроны. Немец, заметивший это, стал заходить в хвост, собираясь добить «русского» наверняка.

il2[6]

Адбыкасым смотрел на приближающегося врага, сжимая кулаки от бессильной ненависти. И тут взгляд упал на трофейный автомат. Высунув ствол в проём для пулемёта, он дал длинную очередь в сторону «мессера».

На что он рассчитывал? Да ни на что. Так солдаты стреляют из пистолета в подъезжающий танк, не желая сдаваться перед неизбежной гибелью. Немецкий автомат МР 40, разумеется, не предназначен для воздушного боя, и в 999 случаях из 1000 не способен был нанести вред «мессершмиту».

Но именно с Абдыкасымом Карымшаковым произошёл тот единственный случай из 1000. Пуля из автомата угодила в единственное слабо защищённое место истребителя в носовой части — в щель масляного радиатора, после чего «мессер» задымился и резко ушёл вниз.

Ил-2 благополучно вернулся на аэродром.

Кавалер Ордена Славы

За время Великой Отечественной войны гвардии старшина Абдыкасым Карымшаков совершил 227 боевых вылетов, во время которых он участвовал в 52 воздушных боях и сбил семь самолетов противника (3 индивидуально и 4 в группе).

Орден Красного Знамени, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны 1-й степени, многочисленные медали... А главное, Абдыкасым Карымшаков стал полным кавалером Ордена Славы, одним из 2672 героев, удостоенных подобной чести за подвиги в годы Великой Отечественной войны.

original (1)

Его командир, Анатолий Брандыс, стал дважды Героем Советского Союза. Наверное, был достоин этой награды и Абдыкасым. Но, может быть, посчитали, что два Героя на один экипаж — это слишком, а может, представление к высшей награде где-то затерялось. Для Анатолия и Абдыкасыма это было не так уж важно. Они воевали не за награды. Они просто сражались за Родину.

После войны Абдыкасым вернулся в родное село, работал трактористом. Немногословному мужчине
приходилось непросто, когда приглашали в школы, чтобы рассказать о войне. Но он шёл, понимая, что очень важно новым поколения привить те чувства, которые вели его самого, его командира и друга Анатолия, миллионы других советских людей в той страшной войне с фашизмом.

Он так и прожил всю свою жизнь на «краю земли» у озера Иссык-Куль. Прожил честно и достойно. А школьники, которые, возможно, слушали в детстве рассказы Абдыкасыма Карымшакова, ныне работают в Москве за мизерные зарплаты под брезгливыми взглядами тех, кто именует их «гастарбайтерами».via

Кажется, в погоне за «европейскими ценностями» мы потеряли что-то куда более важное. Но вины Абдыкасыма Карымшакова, настоящего героя Советского Союза, в этом нет.


Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
11 Комментариев » Оставить комментарий
  • 7734 4432

    хороший рассказ.Пробуждающий нравственные ценности и призывающий нас-оставаться людьми.Человеками.

  • 237 -199

    Сейчас гастарбайтеры, с точки зрения коммунистов, продолжают славные традиции Абдыкасыма.
    Но, поскольку немцев не осталось, нынешние гастарбайтеры , с оружием в руках, теперь охотяся на русских людей.Гастарбайтеры зачистили от русских людей кавказ, азию,частично ставропольский, краснодарский край и по всей россии.

  • 5553 4058

    Российская, а затем Советская империя это “школа национальной государственности”, в этой школе есть успевающие (шведы, белорусы, армяне…) есть неуспевающие (грузины, хохлы, среднеазиаты…).
    - Представьте что в 90-е (когда страна буквально разваливалась) мы все бы рванули за “лёгкими кирпичами” куда глаза глядят – Где бы мы были сейчас? Почему я должен иначе относиться к азиатам? Они что слабоумные? С них спрос меньше?

  • 99 74

    Давайте не путать мух и котлет. Не будем ставить в один ряд героев и гастарбайтеров.

    • 237 -199

      Для пострадавших русских людей нет никакой разницы между инородными коммунистическими героями и инородными гастарбайтерами, поскольку генетически все они явлются агрессивными нерусскими инородцами.

  • 24297 8551

    Неужели непонятно,что в интересах глобалистов проводится смешение народов как в РФ,так и в Европе.У них в планах переход к массе людей без роду и племени,без своей истории,культуры и нравственности,без государств.Националисты,разжигая ненависть к инородцам,ещё и подсократят численность этой толпы.Животные в людском обличьи уже взялись за это.

  • 18949 12805

    “Киргизский механик” – герой и патриот своей большой Родины, СССР. Этим он вызывает безусловное уважение как великий человек великой страны, защитивший её, не щадя живота своего.

    Гастарбайтеры – патриоты своих аулов, максимум, “киргизий”. Они приезжают урвать жалкий кусок в обмен на не всегда добросовестный и качественный труд, отношение к ним, в лучшем случае, нейтральное, так как им не наплевать только на себя и свою семью.

    Почему в начале и в конце статьи о геройских подвигах советских лётчиков надо было упоминать современных гастарбайтеров? По принципу национальной принадлежности? Но герой, несколько лет воевавший за весь Союз, уже перешёл на высший уровень, он принадлежит всему народу, он принадлежит вечности! Пытались его унизить? Или пытались по контрасту с ним унизить и без того жалких “гастеров”?

    Неудачное упоминание. В статье можно было обойтись и без этого. Как-то мелко.

  • 237 -199

    Герой окачуревшегося СССР-Абдыкасым в компании с нынешними вооруженными инородными гастарбайтерами сейчас не только физически истреблют русских людей, но и сами, по своей смесовой чужеродной генетики, являются оружием в лапах интернационалистов. Посмотрев фильмы, типа”невеста с севера”, “как царь петр арапа женил”и прочие интернациональные агитки, легковерные невежественные олухи наперегонки начинают ловить половых “партнеров” из числа инородных среднеазиатских, кавказских гибридов. Появляется массовое бесплодие даже в первом поколении, возникают гибридные заболевания, такие как гомосексуализм, педофилия скотоложество, СПИД, неклассиицируемые неизлечимые генетические аномалии, снижение качества жизни, военнные интернациональные столкновения, дальнейшее гниение и распад государства по типу как развалился гастарбайтерный СССР. Это мы сейчас наблюдаем в реальности.

  • 238 290

    Чтобы судить о других людях, надо сначала спросить себя- а как бы я я вёл себя в подобной ситуации?

  • 21 9

    Спасибо за память о замечательном человеке !

  • 4504 3052

    В армии мы часто говорили про азиатов не совсем хорошие слова, и некоторые из них действительно это заслуживали, может быть, а может быть мы не всё в них понимали. Но, среди азиатов всегда были хорошие специалисты (в частности радисты и радиомеханики), хорошие товарищи и вообще хорошие люди. Множество раз сталкивался с этим, и отрицать этого невозможно. Поэтому, как всегда, всё зависит от конкретного человека, от его воспитания, если хотите – от его сущности. И вот статья – ещё один тому пример.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru