Главная » История, Славянские традиции, Славянский Язык

7 фраз с тайным смыслом

16:37. 6 октября 2015 3263 просмотра Один комментарий Опубликовал:
Все ли мы знаем о выражениях, которые постоянно используем? Подчас слишком мало. А ведь за каждым из них стоит целая история, порой увлекательная, а порой и трагичная.

2.jpg

Толочь воду в ступе.

Сейчас только инопланетяне, наверно, не слышали сектантские рассуждения о чудесных свойствах воды. Как она якобы запоминает информацию, кристаллизуется в удивительные звездочки и многоугольнички – все японцы рассказали и фильм показали. Наши люди от японцев не далеко ушли: с древних языческих времен на водичку нашептывали, в ожидании дальнейших чудес. Со знаком минус – если плохого наболтаешь, сугубо положительные – ежели добра пожелаешь. Но вдруг над источником уже кто-то что-то брякнул? Особенно когда поскользнулся или кувшин выронил. А вода-то все помнит! И жрецы с шаманами изобрели способ удаления из жидкостей ненужной информации. Для этого воду долго и упорно толкли-перемалывали в посудине, выдолбленной из ствола дерева. И после нескольких дней мучений можно было уже шептать заклинания всякие и заговоренное питье менять на шкурки или там пояски расшитые. Но, видимо, не всегда срабатывало это малобюджетное зелье. Потому постепенно выражение стало символом совершенно бесполезного занятия.


Выносить сор из избы.

Опять-таки случай так называемого колдовства. Нам сейчас непонятно – куда же девать тогда этот самый сор, копить в доме что ли? А раньше было принято сжигать его в печи. Во-первых, мусоровозов еще не изобрели, во-вторых, магическое воздействие было одним из основных способов внушения после грубой силы. А знаток тонких колдовских материй, по поверью, мог, поведя носом над мусором, узнать всю подноготную его хозяев. Ну, и навредить само собой, и на кладбище его зарыть, что вообще чревато ужасными последствиями. Постепенно верить в эти страсти люди перестали, но выражаться насчет сора так и продолжают – нечего, мол, свои тайны делать достоянием общественности.

Узнать всю подноготную.

В принципе, словосочетание это не то, чтобы утратило значение, но потеряло зловещую связь со своим источником. А зародилось оно не где-нибудь, а в пыточной камере. Когда подозреваемый попадался крепкий да морально устойчивый, и не признавался в содеянном, палач говорил: ««Не скажешь подлинной правды, скажешь подноготную». После этого с ногтями можно было проститься. Существовали и другие варианты пытки, не менее мучительные. Видимо, были они довольно действенными, потому что выражение сохранилось, только про страшноватый истинный его смысл люди поспешили забыть.

Зарубить на носу.

С этим выражением наоборот – отдает оно как-то членовредительством и агрессией. Несчастный школьник, перед носом которого качается грозный перст педагога, наверное, так и представляет себе, как топор заносится над выступающей частью его лица. На самом деле, нос – это небольшая деревянная дощечка. Неграмотные крестьяне делали на ней зарубочки, дабы не забыть какое-нибудь важное дело, или царапали рисунки, поясняющие суть этого дела.

Играть в бирюльки.

В деревне эта игра захватывала целые семьи. Главное – для нее не надо было никаких капиталовложений. Взял соломинок, насыпал кучку и палочкой вынимаешь по одной так, чтобы другие не потревожить. Вроде как тетрис наоборот. Потом это занятие потребовало-таки денежных затрат. Бойкие предприниматели стали выпускать наборы палочек и специальные крючочки для тягания. А позже наборы стали составлять из крошечных фигурок: чайничков, лесенок, лошадок. Была такая игрушка даже у царской семьи. И непонятно после этого, каким образом стало это выражение синонимом глупого, бесполезного занятия. А мелкая моторика рук?

Вилами на воде писать.

Тут есть два толкования, одно «серьезнее» другого. Во-первых, вилами на Руси называли русалок. Непонятно, откуда бы речные девы умели писать, но, увидев их предсказания, начертанные на воде, можно было быть уверенным, что все исполнится. Также вилы были орудием волхвов, а уж после этого приземленным сельскохозяйственным орудием. Три наконечника означали сущность бога Триглава, и существовали как большие вилы, вроде посоха, так и маленькие – костяные, с ладонь. И вот этими штуками жрецы, устав нашептывать, выводили заклинания на воде. Возможно, ее даже предварительно толкли. Но что толку? Все равно забыли об их трудах, а над вилами писанным только насмехаются.

Ворон считать.

Так и представляется увалень, который, пока черные птицы клюют огородные посевы, пересчитывает воришек, вместо того, чтобы хвататься за дрын. Но дело в том, что ворон считался птицей зловещей. Так как эти пернатые не брезгуют мертвечиной, в народе сложилась четкая формула суеверия: люди+ворон = покойник. Так, например, если ворон сел на крышу дома и каркнул, значит в доме кто-то умрет. А уж если черт крылатый сел на крест церковный, то жди беды для всего села. Вот и смотрели люди со страхом в душе – где там расселись наглые птицы. С принятием христианства страх поуменьшился. Ворон например кормил пророка Илию в пустыне. Так что, снова-здорово – пустое занятие – каркающие приметы считать!

Картина - Константин Васильев

via


Один комментарий » Оставить комментарий


  • 6 2

    Не берусь судить о всех фразах, нет нужды, а вот почему нельзя «выносить сор из избы» стоит рассмотреть с точки зрения «Азбучных истин», коих трактовок, в том числе и на этом сайте можно найти предостаточно. Сразу скажу, что результат будет весьма неожиданным, для большинства не приемлемым. Да, в общем, и не ставится задача по принуждению к изменению вашего мировоззрения, только ради обозначения ИДЕИ, пришедшей в связи с прочтением данной статьи.

    Для начала разобьем фразу на два ОБРАЗА, составляющих основу этого предложения:

    1. ВЫНОСИТЬ, СОР, ИЗ, ИЗ – ОБРАЗ буквы Є(ЄСТЬ), и
    2. БЫ (где БА – именительный падеж единственного числа для ориентации в современном словоизменении) – ОБРАЗ буквы Б(БЫТИ).

    Если в понимании Б(БЫТИ) проблем не возникает (стоит только избавиться от искусственного «БУКИ» и идеологизированного «БОГИ»), то с Є(ЄСТЬ) придется объясниться. Хотя это и правильно, такого экскурса в «детство» РУССКОГО ЯЗЫКА больше не придумать. Итак.

    Слово ЄСТЬ находится внутри слова (глагола) БЫТИ, между БЫЛ и БУДЕТ. Это не только нахождение (СИДЕТЬ) внутри Б(БЫТИ), но и процесс движения из(в) этого явления. Сравните ЄСТЬ как существование и ЄСТЬ, как прием пищи. Собственно, графика буквы Є(ЄСТЬ) это подразумевает: «Є», где из раскрытого «О» выходит линия, или «Э», где в раскрытое «О» входит линия, при условии, что мы мыслим слева направо. Сам процесс движения «из» или «в» сегодня так и называется – НЄСТЬ (варианты – ВЕСТЬ, ЛЕСТЬ). Пара элементов «ИЗ» из фразы – то же самое, что и элемент «ВЫНОСИТЬ». Короче тавтология.

    Пропустим детальный разбор самого слова ЄСТЬ, однако для себя отметим, что оно состоит из ЄС (или ИС, или ИЗ, кому как привычней) и некого явления Т(ТВЕРДО). Данное обстоятельство позволяет утверждать, что сам процесс НЄСТИ содержится только в букве С(СЛОВО). И то верно, ЄСТЬ, как движение в обоих направлениях («из» и «в») на примере приема пищи, передается в русском языке в паре слов и букв – ССАТЬ и СОСАТЬ. Здесь я готов признать, что мы по одной из теорий антропосоциогенеза (звукоподражание) находимся рядом с моментом (время) возникновения речи.

    А вот сориентироваться в пространстве (место) поможет слово ИСТИНА. Если кто не увидел в слове ИСТИНА ЄСТЬ, можно попытаться отбросить пространственно-временной указатель НА. Однако суть находится не в самом слове, а в языке народа, у которого ИСТИНА означает, и находиться внутри, и движение. И этот народ не русский, и даже не славянский, и что совсем невероятно – его язык не относится к индоевропейской языковой семье…

    Продолжим, но только по теме. ССАТЬ или СОСАТЬ, как местонахождение можно найти в заонежской топонимике. СОСАРЬ (СУСАРЬ) – болото. СОР (болото) – то, что засасывает, тряСИна. И в нашем случае слово СОР и слово ЄСТЬ имеют один ОБРАЗ – существование, настоящее время глагола БЫТИ. ССОРА – внутренний конфликт. По крайней мере, глагол СУТЬ не что иное, как настоящее время множественного числа 3-го лица глагола БЫТИ с исходной формой – ССАТЬ.

    Вынести СОР – это лишить себя, и ПРОШЛОГО, и БУДУЩЕГО. Девиз этого явления: «Живи настоящим», или «Живем только один раз» и т.п. Убрав прошлое, автоматически лишаемся будущего. Настоящее вне существования (БЫТИ). БЕЗ – БЫТИ без ЄСТЬ. Без Родины и флага. Пикник на помойке истории (как прошлое, так и будущее).

    Хотя я на всем сказанном не настаиваю, это только мое мировоззрение, и только мое. Можно по-прежнему видеть во фразе «тонкие колдовские материи». Ну и на последок, собственно ИДЕЯ, из-за чего был написан мой комментарий: только Б(БЫТИ) объясняет ИСТИННУЮ мысль запрета на вынос мусора. Не БУКИ, и не БОГИ. Хотя, опять же, это дело ваше.
    С уважением, Геннадий

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)