Развиваем изобретательские навыки у детей и… самих себя!

2171 4
Чему учить?

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRAfOh5Pd4XXSxa5knG6ktzFapT11phjxmoVaIgagJQPVFqbaR62QРодители научат ребёнка умываться, чистить зубы, здороваться… Учителя — писать сочине-ния, делать геометрические построения, программировать…

От века основной функцией педагогики было: воспроизводство культуры общества, передача культуры следующему поколению.

Культура — это совокупность поведенческих стереотипов, при-нятых данным обществом; основных научных и бытовых понятий и парадигм, устоявшихся техно-логий и способов решения задач.

Привычка умываться по утрам, уголовный кодекс, технология производства сыра, теорема Виета о корнях квадратного уравнения — всё это элементы культуры.

Но содержание педагогики XXI века будет определяться ещё одной функцией, которая вызрела в информационном взрыве XX века. Какой? Давайте разбираться…



http://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/529920/529920_600.jpg

Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться человечеству, резко возросло. И ответственность за решение новых задач также возросла. Хорошее решение задачи — новые возможности. Плохое — новые неприятности, вплоть до экологических катастроф. Впервые в истории человечества появилась потребность в целенаправленной и массовой (!) подготовке Решателей.

Скажем так: необходима профессия Решателя. Не просто химика или биолога, физика или тех-ника, психолога или социолога, а именно Решателя. Потому что современность всё чаще сталкива-ет нас со сложными многофакторными задачами, которые значительно шире любой конкретной специальности. Кто-то должен вязать концы в единый узел, кто-то должен понимать язык и интересы представителей разных специальностей. И если творчество вообще подлежит изучению и имеет свои закономерности — кто-то должен уметь ими пользоваться…

А теперь отвлечёмся. И представим себе, что машина времени изобретена. Посадим в неё обыкновенного восьмиклассника средней школы и отправим в Пизанский университет XIII века, где собрались выдающиеся математики Ев-ропы, чтобы посоревноваться в делении многозначных чисел. Трудное это дело требует большого опыта и интуиции. Ведь цифры записываются в Римской традиции (арабское исчисление пришло в Европу позже), и методов деления просто не существует — ответ подбирается и проверяется обратным дей-ствием… Соревнование математиков заканчивается быстро с «разгромным счётом» в пользу восьмиклассника. Он что — гений? Нет, но зато у него есть простой метод — деление «уголком».

Может быть это — подсказка к разрешению противоречия? Мы не можем всех сделать гения-ми. Но можем вооружить многих методами решения сложных задач! Можем ли?

Во всяком случае, зафиксируем вывод: подготовить к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось сталкиваться раньше — вторая основная функция педагогики, появившаяся в ре-зультате научно-технической революции. Мы можем определить эту функцию так: формирование культуры изменения культуры. Проще говоря, учить прогнозировать, предусматривать, грамотно менять окружающую действительность. И эта функция становится главной.

http://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/530443/530443_600.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/530780/530780_600.jpg

Раскроем содержание каждого направления подробнее.

I. Развитие творческой интуиции

Говорят, академику Туполеву достаточно было одного взгляда на эскиз самолёта, чтобы сделать вывод: полетит или не полетит.

Развитая интуиция — следствие большого числа решённых задач. Развитие творческой интуиции Решателя предполагает наличие в учебном курсе большого количества творческих учебных задач. Такие задачи мы называем открытыми.

II. Обучение методам решения творческих задач

ТРИЗ-педагогика опирается на разработанные в рамках теории решения изобретательских задач методы: операторы снятия стереотипов, приёмы разрешения противоречий, алгоритмы решения творческих задач и другие. В то же время ТРИЗ-педагогика не пренебрегает другими методами поиска новых идей3, используя их как вспомогательные.

Накоплен опыт преподавания методов решения творческих задач различным возрастным группам — от детей дошкольного возраста до студентов и взрослых специалистов. Естественно, на адекватных возрасту примерах и задачах.

III. Обучение организации творческого труда

Можно быть очень талантливым человеком и ничего не успеть сделать в жизни… Успех — это труд. Без упорной работы над этюдами не будет музыканта-виртуоза. Работа Решателя высокого уровня объединяет в себе множество умений. Поэтому эффективный Решатель не представим без умения организовать свой труд.

Организация труда включает в себя4:

http://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/531160/531160_600.jpg
Как учить?

Правило 1: удивление предшествует познанию


http://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/531437/531437_300.jpgЧто делает взрослый человек, когда ему дают ответы на незаданные им вопросы, рассказывают о том, что его не интересует? За-крывает уши?

Вовсе не обязательно. Вежливый человек может слушать просто потому, что не хочет обидеть говорящего. Подчинённый может слу-шать начальника по любому поводу, потому что уклонение от этой «почётной обязанности» чревато…

Слушать-то будет, но напрягаться, чтобы понять, запомнить, живо включаться в разговор — нет. Примерно то же самое происходит с детьми на уроках, когда нет интереса.

В прежние времена было немало силовых методов, понуждающих учиться — то есть хоть как-то выучить и сдать экзамен. Это в полной мере относится и к советской школе, и к американской,

и к европейской. Да и сейчас ещё придумываются «погонялки» для нерадивых учеников. Так, на-пример, в некоторых американских штатах не выдают автомобильные права без предъявления аттестата об окончании средней школы. То есть вынуждают «учиться» — но о качестве этой учёбы

и уровне знаний на выходе нетрудно догадаться.

Мир изменился, и изменился принципиально. Силовые методы в отношении учеников сраба-тывают всё слабее и всё менее приветствуются обществом. Тенденция очевидна, и полезно задать себе вопрос: как будем учить в будущем? Ответ тоже очевиден: или мы сможем заинтересовать учащихся, или никак.

Свободное познание начинается с вопросов, которые человек задаёт себе сам. А начинается процесс свободного познания с удивления.

Если это так, то новая система образования должна включать в себя процесс удивления ученика как обязательный элемент.

Правило 2: знание становится инструментом тогда, когда приходит в результате деятельности, а не в результате простого запоминания

Как говорил вошедший в мировые учебники классик науки Людвиг Больцман5: «нет ничего практичней хорошей теории». Но, чтобы теория стала практичной в руках конкретного человека, он должен владеть ею на хорошем творческом уровне. А этот уровень не даётся путём зубрёжки. Теория осваивается только путём творческой мыслительной деятельности — то есть путём решения открытых задач6.

В ТРИЗ-педагогике мы считаем, что все знания в идеале должны приходить в результате решения открытых задач. Как именно это происходит, мы проясним в этой книге чуть позже.

Глава 2. Открываем мир открытыми задачами

Курс «Учусь мыслить смело!», занятие с группой детей 15—16 лет. Обсуждаем такую задачу:

http://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/531543/531543_300.jpgСтранная провокация

Не кажется ли вам логичным, что животное должно вести себя как можно незаметнее в присутствие хищника? Как же тогда объяснить поведение газелей Томсона? Некоторые газели (а па-сутся газели стадом) ведут себя, как провокаторы. Они подпры-гивают высоко вверх, как будто намеренно дразнят находящего-ся недалеко льва. Это явление учёные называют «стоттинг».

Попробуйте выдвинуть гипотезы, объясняющие такое поведение газелей.

Ребята сначала задают вопросы на понимание. Лимит — 3 во-проса, не больше. Я отвечаю:

— Газели так поступают, когда рядом только один лев?

— Нет, совсем не обязательно. Если поблизости будет целый прайд, поведение газелей будет таким же.

— А среди других похожих животных наблюдается такое явле-ние?

— Да. Зебры, например, тоже могут провоцировать хищников.

— А как далеко находится хищник?

— Типовой дистанцией можете считать 20—30 метров.

Теперь разбиваемся на мини-группы по 4—5 человек и ищем ги-потезы, позволяющие разумно объяснить якобы «неразумное» поведение газелей… Даю на это 7 минут…

Работа в мини-группах привычна, ученики приступают к делу. Их задача найти одну или лучше несколько идей, расставить их в порядке очерёдности по достоверности. Технология работы им известна — в результате появляется список идей и готовность их обсуждать.

Среди идей появляется и такая: крепкая здоровая газель бросает вызов льву. Она ничем осо-бенно не рискует, так как уверена в своих силах. А может быть, даже намеренно отвлекает от сла-бых.

— Отлично! — продолжаю диалог. — Как вы думаете, станет ли лев гнаться за этой газелью? После короткого бурного обсуждения дети приходят к выводу: не станет. Я прошу их доказать

эту точку зрения и соглашаюсь с ней.

— А, понятно! — восклицает один из подростков, — она показывает, что она такая сильная, чтобы лев за ней не гонялся. Ведь льву лучше найти слабое животное, которое легче поймать!

— Кстати, — продолжаю я, — является ли в природе это явление, когда животное как будто специально привлекает к себе внимание хищников, редким? Можете ли вы привести и другие по-добные примеры? Над этим вы подумаете дома. Можно привлекать друзей, знакомых, родителей, делать поиск в Интернете. На следующем занятии мы попробуем узнать о природе что-то новое, что не очевидно простому наблюдателю…

Эта задачка — вполне типовая открытая задача. По типу — исследовательская. По предмету — биологическая.

Давайте проведём краткий анализ: чему учатся дети при таком подходе?

http://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/531910/531910_600.jpg

Кстати, в результате решения задачи ребята с небольшой помощью учителя нашли так называе-мую гипотезу Захави — по имени учёного, который первым объяснил поведение газелей.

Таким образом, сделаем вывод: открытые задачи, технология работы с ними на уроках — силь-ный инструмент формирования креативного мышления, социальных навыков, навыков работы с информацией — разве не это требуется человеку в современном мире, чтобы быть успешным и востребованным?

А теперь рассмотрим ещё одну задачку:

Сколько волков в заповеднике?

http://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/532165/532165_300.jpgВ национальном парке живут волки. Учёные хотят каждый год опреде-лять их количество, при этом никак не влияя на их естественную жизнь. Как это сделать?

По типу эта задача — изобретатель-ская. А по своему предметному содер-жанию какая? Можем мы её отнести к биологии? А к экологии? А можем рас-

сматривать её как физико-техническую? Да-да-да. Ведь как только мы начнём решать, возникнут предложения с использованием наблюдения со спутников, видеокамер на волчьих тропах, ин-фракрасных регистраторов и пр. То есть по предметному содержанию эта открытая задача — по-липредметная. Таких задач в ТРИЗ-педагогике большинство. Достоинство их ещё и в том, что они объединяют частные знания в единый комплекс. Полипредметные задачи показывают неразрыв-ность природы и необходимость комплексных знаний для её понимания, для грамотного воздей-ствия на природу.

Рассмотрим ещё одну учебную открытую задачу.

Городские сады

http://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/532349/532349_300.jpgСовременные города — это бетон и асфальт. Земля в городах очень дорога, поэтому места для зелёных насаждений всегда меньше, чем хо-телось бы.

Сделайте предложения для архитекторов — как решить эту проблему? Только не предла-гайте разбивать сады на крышах и балконах и обвивать стены плющом — это банальные ре-шения. Найдите что-то более оригинальное!

Эта задача также полипредметная. Интересна она своей социальной составляющей. Анализируя условие, мы можем обсудить: а зачем людям

нужна природа? Чем плоха жизнь в «каменном лабиринте», среди небоскрёбов? Какой вред при-

роде наносят города и как его можно минимизировать?

Порешав задачу, мы можем расширить её условие и исследовать, какие возможности совме-стить комфортную городскую жизнь и природу появятся в будущем.

Вам было не скучно читать условия этих задач? А решать-то, да в коллективе, ещё интереснее! Вот так же не скучно и детям. И это важно, ведь скука — это яд для ума. Яд, пропитавший весь объём образовательного пространства, которое организовано по старым образцам, не адекватным современной действительности.

Итак, отметим ещё два достоинства открытых задач. Первое: они могут иметь воспитательное значение. Второе: открытую задачу можно использовать как пробуждающую интерес к какой-либо теме. От задачи легко перейти к расширенному поиску информации, обобщению, углублению в определённую тематику.

ТРИЗ-педагоги знают, что практически любой предмет можно сделать куда более интересным и полезным, привлекая открытые задачи как образовательный инструмент7.

Глава 3. о теории решения изобретательских задач

Фундаментом для ТРИЗ-педагогики стала теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Давайте разберёмся, каковы основные идеи ТРИЗ и почему именно эту теорию мы решили положить в основу системы обучения креативному мышлению.

Чёрный петух Непера

http://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/532820/532820_300.jpgОднажды у шотландского барона и математика Джона Непера слу-чилась неприятность: пропала ценная вещь. Подозрение пало на слуг, но ни одного из них нельзя было обвинить наверняка. И тогда Непер объявил, что его чёрный петух обладает способностью открывать своему хозяину тайные мысли. Каждый слуга должен был войти в тёмную комнату, где находился петух, и дотронуться до него рукой. Было сказано, что петух закричит, когда вор до него дотронется. И хотя петух так и не закричал, Непер всё же определил вора… Каким образом?

Этот исторический анекдот отлично раскрывает смысл одного из главных понятий теории. Это понятие — «идеальный конечный результат».

В данной ситуации идеальный конечный результат звучит так: вор сам сознаётся. Но, по по-нятным причинам, сам он этого делать не хочет. Значит, нужно сконструировать такую ситуацию, в которой вор сознается в злодеянии, не сознаваясь в этом. Фантастика? Нет, вполне разрешаемое противоречие не только в историческом анекдоте, но и в реальной жизни.

Вот как поступил Непер: он предварительно обмазал петуха сажей, и чистые пальцы одного из слуг стали доказательством его виновности. Таким образом было разрешено противоречие: вор не признавался на словах, но признался тем, что побоялся дотронуться до петуха.

Ещё один исторический пример.

Русский свет

http://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/533150/533150_300.jpgВо второй половине XIX века улицы европейских столиц освещались ду-говыми лампами — парижане называли их «русским светом». Главная часть лампы — два угольных стержня, между которыми при подаче напряжения возникало яркое свечение — электрическая дуга. Чтобы дуга была устойчивой, не гасла, расстояние между концами угольных стержней должно быть постоянным. Но стержни выгорают, стано-вятся короче — и дуга гаснет.

А теперь вопрос: как сделать, чтобы расстояние между стержнями было строго постоянным? Задача эта решалась поколениями инженеров. При-думали часовое устройство, которое сближало стержни по мере выгорания.

Шестерёнки, пружины, коромысла, приводное устройство — всё это надо было регулировать, смазывать, ремонтировать. «Русский свет» оказался дорогим удовольствием.

Как сделать его дешёвым и надёжным? «Узкое место» — часовой механизм. Фантазируем: стержни САМИ регулируют расстояние между собой, безо всякого часового механизма… Что это — бред воспалённого воображения?

Нет, это «законный» оборот сильного изобретательского мышления. Так и решил задачу «русского света» инженер Яблочков. Он просто расположил стержни параллельно! Теперь расстояние между ними всегда одинаковое, и не надо никакой сложной механики. Просто, как всё гениальное. То, что на первый взгляд кажется бредом, оказалось идеальным конечным результатом изобрета-тельской задачи.

Идеальный конечный результат — это одно из ключевых понятий теории решения изобретательских задач. А задача о «русском свете» — одна из тысяч учебных задач, на которых оттачива-ется изобретательское мышление. Получивший добротное тризовское образование человек зако-номерно выходит на яркие идеи, которые раньше были посильны только «избранным» гениям.

Другое ключевое понятие ТРИЗ — противоречие. В любой сфере деятельности, где есть раз-витие, есть и противоречия.

Приведём пример.

Корабль

http://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/533453/533453_300.jpgКорпус корабля должен быть узким, чтобы он мог плыть быстро, и корпус корабля дол-жен быть широким, чтобы корабль был устойчивым при поперечной волне.

Казалось бы, полный тупик. Ну не может же быть, чтобы что-то было сразу и узким, и широким!

Обыденный ум пасует перед противоречием. Решение противоречий — удел гениев, особо та-лантливых людей.

Кстати, «корабельное противоречие» имеет вполне приемлемые решения. Одно из них вы точ-но знаете — это катамаран.

Мы можем привести примеры подобных противоречий в архитектуре, искусстве, политике, педагогике — где угодно! И чем быстрее развивается мир, тем больше противоречий в единицу времени нужно разрешать. ТРИЗ учит обычных нормальных людей решать противоречия. Идея основоположника ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера состояла как раз в том, что творчеству можно учить так же, как и другим видам человеческой деятельности. Действительно, ведь твор-чество — это создание чего-то нового. Но если познать закономерности, по которым это новое появляется, то их можно научиться применять, а значит, научиться «вычислять» новое, то есть изо-бретать. Эту идею передаёт название одной из первых книг Генриха Сауловича: «Творчество как точная наука».

Работу над созданием ТРИЗ Альтшуллер начал в 1946 году. Первоначально все его разработки были направлены на инженерное творчество, однако не случайно первая публикация по теории появилась в журнале «Вопросы психологии». Книги Генриха Сауловича Альтшуллера, написанные живым занимательным языком, вдохновили тысячи людей на творческую работу, помогли пове-рить в себя. Постепенно теория стала поддерживаться общественным движением, стали появлять-ся общественные институты ТРИЗ. В 1989 г. в рамках тризовского общественного движения была образована Международная Ассоциация ТРИЗ. В настоящее время в ассоциацию входят ТРИЗ-объединения из более чем тридцати стран.

http://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/533735/533735_600.jpg


Из книги А. Гина „ТРИЗ-педагогика”.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
4 Комментария » Оставить комментарий
  • 35 39

    ТРИЗ-это искусственно созданная теория,действующая только в рамках технократического развития,а значит и имеющая свой предел. На бумаге выглядит хорошо,но в действительности-абсурд,как и всё искусственное.Склонность к абсрагированию,смекалка-врождённые качества человека-Творца,именно уровня
    ЧЕЛОВЕКА,выполняющего Высшее предназначение под водительством Высших сил.Интуиция! Образное мышление!Например,мой дед,не имея высшего технического образования по жизни был РАЦИОНАЛИЗАТОРОМ высшего класса (имеются грамоты,патенты),идеи лились из него,как из рога изобилия…безо всяких тризов,он творил в радости и для удовольствия,не требуя наград.Искать надо таких самородков и вкладываться в их развитие,а не распыляться в тризах!

  • 1978 1425

    За красивым фантиком опять подлая суть,которая выражена одним предложением.”Формирование культуры изменения культуры-новая функция образования”.Какая культура внедряется мы видим по западным странам.Противостоим,поэтому пробивается новый обходной путь.Не замена ложных образовательных стандартов,не обучение подрастающих поколений методикам получения новых знаний,нет.Цель-готовить исполнителей задач,поставленных дядями,скрывающими истинные знания.”Цель:формирование характера и мышления”.Наших либерастов не устраивает мышление и характер народа.Оно и понятно.Слава Богу им не дано знать как формируется характер и закладываются ценности,они могут готовить только предателей народа из неудавшихся личностей.

  • 1307 644

    Прежде всего необходимо установить корреляцию между модальными типами мышления и способностью к творчеству, а уж затем осуществлять теоретическую подготовку и ставить практически значимые задачи.

    • 1978 1425

      Менделеев увидел свою систему во сне,как и изобретатель иглы для швейной машинки.Предсказатели считывают информацию с информационного поля,у Теслы также никто не коррелировал типы мышления.В Министерстве обороны работала группа по считыванию информации.Была и группа методологов,которые работали в случаях проблем у таких как Тупалев,их мышление генетически запрограммировано,выявлялись и состояли на учёте в КГБ.Так что не поддавайтесь ложным теориям.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru