Ухват

1803 0

Знакомо ли вам слово ухват? Возможно, вы его слышали, и не раз. Но все ли из вас представляют, как он выглядит и для чего нужен? Конечно, этот вопрос относится только к тем, кто живет в городе, в современных домах. Деревенские жители не могут не знать, что такое ухват, который так необходим при приготовлении пищи в русской печи.

 

Ухват - это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки. Он представляет собой железную изогнутую пластинку, которая крепится на длинной деревянной палке, чтобы хозяйка могла ставить в огонь и доставать из глубины печи чугуны со щами, с кашей, с водой. Обычно ухватов в доме было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Случалось, что они использовали его как орудие нападения и обороны. Баба, вооруженная ухватом, - почти классический образ в деревне. Недаром существует такая пословица: С ухватом баба - хоть на медведя! Подтверждение этому находим и в живой диалектной речи: Не ходи ко мне, подлец, я тебе вильми и рогачом-то двину! Однако русским говорам известны и другие названия ухвата. Одно из - них - рогач - уже встретилось в предыдущем примере. Оно употребляется в большей части южнорусских областей. Слово вилки-вилами; на юго-западе - это емки. распространено на западе нашей территории, на границе с Белорусью; немного восточное ухват называют.

 

Само название ухват не только широко распространено на огромной территории русских говоров, но и является принадлежностью литературного языка. Нередко его можно встретить в художественной литературе при описании крестьянского быта:

«...Лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, yxваm в углу и широкий шесток, уставленный горшками, - все было как в обыкновенной избе». (А. С. Пушкин. Капитанская дочка.

Теперь вдумайтесь в перечисленные названия ухвата: как прозрачна их происхождение, как понятно, почему этот предмет назван именно так. В одном случае очевидно, что предмет назван так за свою форму: рогач напоминает рога. В другом случае заметна связь с глаголом: ухват - это то, чем хватают, ухватывают горшки; емки - это то, чем их вынимают, поднимают (-ним- и -ем- - варианты одного и того же корня, ср.: принимаю - прием; с этим же корнем встречаются еще два слова, обозначающие ухват: отъем и подъем).

Реже в русских говорах встречаются следующие названия ухвата: ухватник, обхватник, хватник, выхватень, охват, обхват; рушник (ручник).

Слова рогач и вилки (вилка) широко распространены в украинских говорах; литературным же в украинском языке является название рогач.

Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи и, выходя из избы, она брала этот ухват с собой в качестве посоха. Применение ухвата в свадебной обрядности подчеркивает роль в обряде домашнего очага, проявляющего охранительные свойства. В Белгородском у. Курской губ. во время сватовства сваха, прежде чем спросить о невесте - «продажной телке», связывала вместе ухваты и дотрагивалась до печи. При снимании покрывала или открывании невесты наравне с другими предметами: кнутом дружки, сковородником, палкой, пирогами - использовался и ухват.

В первый день после брачной ночи, когда молодые мылись в бане, гости должны были, вымазавшись сажей, надев «комичные костюмы», взяв с собой ухваты, помелья, кочерги, лопаты, ездить вокруг деревни, производя как можно больше шума. После возвращения молодых гости снова собирались в избе, где их угощали вином и блинами. В похоронно-поминальном ритуале после выноса покойника, на то место, где он лежал, укладывали ухват, чтобы защитить дом от смерти. В календарной обрядности особенно примечательна роль ухвата при ряжении на святках. Из ухвата и надетого на его рога горшка или кувшина делалась голова быка или лошади, туловище которых изображал человек, накрытый пологом. Придя на святочное гулянье, быка «продавали», т. е. ударяли топором по «голове быка», чтобы разбился горшок. При этом говорили: «Бык будет ваш, а бить его буду я». При игре в жмурки на святочных посиделках, перехватываясь на ухвате, определяли водящего, которому завязывали глаза, отводили к двери, подбегали к нему, ударяя полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью до тех пор, пока он не поймает себе замену.

Использовался ухват и в обряде опахивания.

Существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома не ушел домовой, необходимо было загородить печь ухватом или закрыть печной заслонкой. Про ухват говорили: «Хвать за ухват, ан в люди бежать!»; «С ухватом баба - хоть на медведя!»; загадывали загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет»; «Кривой бельмес под горшок залез».

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru