Сакральная сила Павлопосадского платка

У многих народов существовала традиция, по которой женщины должны были скрывать волосы, так как считалось, что женские волосы обладают колдовской силой. Женщина с непокрытой головой становится легкой добычей и вместилищем нечистой силы, именно поэтому показаться простоволосой было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Отсюда и произошло - «опростоволоситься», то есть опозориться.
На Великой Руси в традициях и обычаях то, что женщина покрывала голову платком имело свое сакральное значение. Это помогало ей не «уноситься в воздух» сознанием по мужскому типу. Ведь мужчина питает свой дух стихией воздуха, через верхнюю часть тела. Платок берег "мысли в порядке" и укрывал волосы - источник особой силы, как верили наши предки.
Любые изменения в жизни русской женщины отражались на её головном уборе. Во время обряда "Развязывание ума" - первой стрижки, девочке преподносились юбка и платок. Ношение платка не было обязательным, пока девушка не достигала возраста невесты. Свадебный обряд обычно длился больше недели, и каждый этап этого важного торжества сопровождался ритуалом с головным убором. Основным знаком помолвки являлся платок, надетый на невесту её отцом в присутствии подруг и старших женщин. На протяжении всего дня венчания невеста меняла платок несколько раз. Молодые женщины носили преимущественно пёстрые и красные платки, старшие женщины и вдовы - чёрные.
До раскулачивания в богатых семьях было по сорок платков в распоряжении барышень. Именно платок был подарком, который наиболее полно выражает и уважение и любовь дарителя к одариваемому. Муж одаривал платками свою жену, платки покупались в качестве приданного.
Зачинателем дела был российский крестьянин Иван Лобзин из Павлова Посада, с давних пор принадлежащего Троице-Сергиевой лавре. В 1795 году он открыл фабрику по выпуску шелковых платков. В середине ХIХ века его правнук Яков Лабзин со своим компаньоном Василием Грязновым начали производство шерстяных платков с красочным набивным рисунком и в 1853 году ими был основан Торговый дом.
Узоры платка напоминают о многоцветье лета, о золотом осеннем лесе, о красоте природы. Павловопосадские платки можно рассматривать как живописные полотна, восхищаясь таинственными переплетениями узоров, а забыть женщину в таком платке почти невозможно!
Комментарий редакции
1. Женские волосы на Руси считались источником колдовской силы, и поэтому женщины должны были скрывать их, чтобы защититься от нечистой силы.
2. Покрытие головы платком имело сакральное значение, позволяя женщине сохранить ясность ума и защитить свои мысли.
3. Головной убор был важной частью русских традиций и обрядов, отражая изменения в жизни женщины, такие как стрижка или замужество.
4. Цвет и тип платка имели значение: молодые женщины предпочитали яркие, красные платки, а старшие женщины носили черные.
5. Платок был не просто аксессуаром, а символом уважения и любви, исполняя роль подарка от мужа к жене и служа составной частью приданного невесты.
6. Производство павловопосадских платков началось с Ивана Лобзина в конце XVIII века, и его правнуки продолжили развивать традицию, создавая уникальные узоры.
Вывод: Статья подчеркивает сакральность и культурную значимость Павлопосадского платка в русской традиции, его роль в жизни женщины и уникальность его дизайна как отражения природы и русской художественной культуры.
Вывод редакции: Тезисы автора соответствуют действительному положению дел в рамках изучения русских традиций и культуры. Описание сакрального значения платка, а также его историческое производство действительно имеет место и подтверждается в культурном контексте России. Статья акцентирует внимание на историческом аспекте, а также на значении платка как элемента женской идентичности, что делает её ценным источником для понимания русской народной культуры.
Согласна.Волосы собирают энергию в течении дня и не всегда положительную и просто грязь.В распущенном виде волосы напоминают о колдуньях,чаще они не совсем чисты и здоровы ,растрёпаны.Неприятно их касание летом в транспорте.Дикость нравов и ведь не нашего народа.Рабыни дурных западных идей.