http://slavyanskaya-kultura.ru/images/0_854a4_d4834795_XL.jpg Одним из компонентов русских народных верований были поверья, связанные с существованием особой социальной группы, представители которой, как считали, являлись медиаторами между людьми и миром демонологических персонажей. Традиционно их называли «колдуны» и «ведьмы» («колдуньи»). Объектом данного сообщения выступают поверья о колдунах и ведьмах в Ярославском Поволжье в XX в. На основе ранее не публиковавшихся источников мы попытаемся выделить признаки данного явления духовной жизни русского населения названного региона и проанализировать их. Несмотря на то, что в разные периоды авторы, так или иначе, обращались к этой проблеме, в рамках народной культуры Ярославского Поволжья она требует дальнейшего изучения1. Остаются актуальными вопросы о функциях и положении изучаемых персонажей в крестьянском социуме. При подготовке данной работы были использованы результаты полевых исследований, проведенных нами в 1998-2002 гг. в Ростовском и Борисоглебском районах Ярославской области. Особую ценность представляют...
Читать далее 4222 слова 96%.
Комментарий редакции
Редактировать
1. Русские народные верования включают поверья о колдунах и ведьмах, которые воспринимаются как медиаторы между людьми и миром нечистой силы.
2. В Ярославском Поволжье в XX веке сохранялись представления о колдунах и ведьмах как о страшных, уродливых существах, наделённых магическими способностями.
3. Поверья о колдунах были связаны с негативным отношением к церкви и верующим, при этом колдуны и ведьмы выделялись в особую группу крестьянского общества.
4. Важным аспектом были ритуалы, такие как пережин, которыми колдуни могли наносить вред чужому хозяйству.
5. Существовали методы распознавания и противодействия колдунам, включая использование различных предметов, обладающих защитными свойствами.
6. Образ колдунов и ведьм имел злокозненный характер, они воспринимались как угроза для общества и его благосостояния.
7. Процессы взаимодействия с колдунами и ведьмами проводили к дифференциации крестьянского общества на группы "свои" и "чужие".
Вывод:
В статье подчеркивается, что поверья о колдунах и ведьмах в Ярославском Поволжье XX века сохраняли элементы, присущие русским традиционным верованиям XIX века. Эти фигуры, несмотря на присутствие и других мотивов, все же ассоциировались с злом и опасностью, что свидетельствует о замедленном процессе эволюции народного представления о мире и социальные отношения в условиях советской действительности.
Вывод редакции:
Тезисы автора соответствуют действительному положению дел в области исследований русских народных верований и культовой практики. Приведенные поверья о колдунах и ведьмах отражают реальную картину ментальности и социальной структуры крестьянского общества XX века и подтверждают важность духовных компонентов в его культуре. Статья акцентирует внимание на социокультурных изменениях, которые происходили в обществе на фоне советской действительности, и тем самым становится ценным источником для изучения этой темы.