Банковские санкции Вашингтона: формальные и неформальные.

1310 0

Используя потенциал принятого  экстерриториального закона ФАТКА, Вашингтон может карать любой российский банк, осуществляющий международные расчеты. Даже если бы не было событий на Украине, наш банковский сектор все равно находился бы под дамокловым мечом  неформальных санкций США. Здесь не должно быть никаких иллюзий.

В.Ю. Катасонов, проф, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

Банковские санкции Вашингтона: формальные и неформальные.

 

Лето 2014 года: новая порция банковских санкций против России

Одна из ключевых тем СМИ сегодняшнего дня – экономические санкции Запада против России в связи с событиями на Украине и вокруг Украины. В рамках этой темы большое внимание уделяется санкциям Вашингтона против российских банков. Первой «ласточкой» на этом направлении стало решение Вашингтона включить в свои «черные списки» банк «Россия». Это произошло в марте с.г. Банк «Россия» от этих действий США не пострадал. Более того, согласно последним данным, его прибыль за последние несколько месяцев увеличилась. И это несмотря на то, что он полностью свернул свои международные операции (по крайней мере, долларовые). Видимо, потери были компенсированы за счет разворачивания операций банка «Россия» в Крыму. Действия против банка «России» – пример «точечных» санкций. Уже несколько месяцев Вашингтон угрожает России так называемыми «секторальными» санкциями. Применительно к банкам это означает, что все российские банки подпали бы под какие-либо ограничения,  запреты и/или штрафные санкции. Но пока «секторальных» санкций против наших банков Вашингтон не объявляет. Стало складываться мнение, что угрозы Вашингтона российским банкам – из разряда «информационной» или «психологической» войны. В наших СМИ появилось много успокаивающих публикаций, доказывающих, что «не так страшен черт, как его малюют». Под «чертом» понимаются санкции против наших кредитных организаций. К сожалению, никаких серьезных превентивных действий со стороны Банка России за эти месяцы принято не было.

На прошлой неделе была очередная порция «точечных» санкций, которые помимо всего  захватили два новых российских банка. Причем, гораздо более крупных, чем банк «Россия». Это Газпромбанк и ВЭБ. Оба, между прочим, государственных банка. Санкции  включают запреты осуществлять американским компаниям и банкам долгосрочное (свыше 90 дней) финансирование указанных российских банков; последним отказано в праве размещать новые выпуски своих акций на фондовом рынке США.  Трудно сказать, насколько эти санкции окажутся чувствительными для  Газпромбанка и ВЭБа. Рейтинговое агентство Moody’s.    отмеитло, что санкции США  будут иметь  ограниченное влияние на ВЭБ и Газпромбанк, благодаря высоким показателям ликвидности банков и умеренной потребности в рефинансировании на международных рынках. Есть, правда оценки независимых экспертов, согласно которым принятое на прошлой неделе Вашингтоном решение отразится на рейтинговой оценке всего банковского сектора России. Руководители  Газпромбанка и ВЭБа от публичных оценок последствий санкций воздержались.  Слухи о возможном введении санкций в отношении Внешэкономбанка и Газпромбанка появились в апреле. О том, что руководство обеих финансовых организаций готовится к санкциям со стороны США, писал Bloomberg со ссылкой на свои источники.  Можно действительно согласиться с тем, что указанные российские банки готовились к такому решению. Как заявил зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, ВЭБ, имеющий статус государственно корпорации, «вообще не почувствует эффекта с точки зрения капитала», поскольку недавно было принято решение о конвертации в его капитал депозита Фонда национального благосостояния (ФНБ). «У него есть источники замещения внешнего фондирования», –  отметил депутат Госдумы. В конце июня Газпромбанк привлек на внешних рынках 1 млрд. евро под 4% годовых. Размещение прошло на Ирландской фондовой бирже, организаторами выступили Credit Suisse, Deutsche Bank, GPB-Financial Services и SG CIB. Газпромбанк чаще других российских компаний финансового сектора привлекал ликвидность за границей: у банка в настоящее время в обращении находятся 78 выпусков еврооблигаций, номинированных в долларах, швейцарских франках, евро, рублях и китайских юанях.  Однако, несмотря на относительное благополучие двух банков в настоящее время, для них сохраняются серьезные угрозы. Тот же самый ФНБ, ставший подпорой для ВЭБа,  частично размещен (через посредство Банка России) в казначейских бумагах США. А на этом направлении от Вашингтона также можно ждать удара (блокирование нашего пакета бумаг). Закрытие американского рынка Газпромбанк перенести может, но вот закрытие европейского рынка (на чем настаивает Вашингтон) будет для указанного банка критичным. 

 

Реальные угрозы банковскому сектору РФ

Итак, сегодня внимание российских СМИ привлечено к теме последствий «точечных» санкций в отношении упомянутых нами  нескольких российских банков и оценке вероятности полномасштабных   санкций против всего банковского сектора российской экономики (секторальных санкций). Смею предположить, что для Вашингтона секторальные банковские санкции – некий жупел, который он использовал и будет использовать в своей информационной и психологической войне против России. Но это не означает, что для банковского сектора России нет никаких угроз со стороны Вашингтона. Скорее наоборот. Эти угрозы есть и они возрастают. К сожалению, этим реальным угрозам наши СМИ уделяют гораздо меньше внимание. Моя мысль очень проста: Вашингтону сегодня уже не надо громогласно объявлять о санкциях (хоть «точечных», хоть «секторальных») для того, чтобы наносить свои удары по нашим банкам. Все наши банки, осуществляющие операции в иностранной валюте (в первую очередь, в долларах) оказываются под «дамокловым мечом» запретов, арестов, штрафов, конфискаций, «замораживаний», блокирований и т.п. Такие санкции можно назвать «неформальными», и они намного опасней санкций «формальных».

 

Глобальная система управления банками.

Для этого Вашингтон на протяжении многих десятилетий создавал систему глобального управления банками и иными финансовыми организациями во всех уголках мира. Эта система состоит из нескольких ключевых элементов.

Наиболее важный элемент – доллар, ставший после второй мировой войны основной международной валютой. Такой статус он получил ровно 70 лет назад на Бреттон-Вудской конференции. Поскольку доллар обслуживает подавляющую часть всех международных расчетов, то такие долларовые расчеты непременно проходят через банковскую систему США. Вашингтон получил возможность при необходимости блокировать любые долларовые расчеты.    

 Второй важный элемент системы – финансовый контроль со стороны Вашингтона над банковскими системами других стран.  Схема этого финансового контроля такова: Федеральная резервная система США (ФРС) осуществляет эмиссию долларов, первыми получателями которых являются банки Уолл-стрит (они же – главные акционеры ФРС). Банки Уолл-стрит размещают полученные деньги как внутри США, так и за рубежом (второе направление превалирующее). Размещение за рубежом – предоставление кредитов нерезидентам, инвестиции в долговые бумаги нерезидентов, участие в капитале зарубежных компаний и банков. При необходимости наказать ту или иную страну, зарубежную компанию или банк «управляющий сигнал» проходит от высшей власти США через банки ФРС в те зарубежные компании и банки, которые находятся под финансовым контролем США. Их можно назвать финансовой «пятой колонной» Вашингтона, которая при необходимости может наносить «точечные» удары по тем или иным компаниям в стране пребывания. Впрочем, они могут организовать дестабилизацию всей экономической и финансовой сферы страны пребывания.  

Третий важный элемент системы –  идеологическое и политическое обоснование применения возможностей блокирования (или иного способа регулирования)  долларовых транзакций иностранных банков и финансовых организаций. Такие блокировки осуществляются под предлогом «защиты прав человека», «борьбы с международным терроризмом», «продвижения демократии» и т.п. Подобного рода акции могут получать дополнительную легализацию путем объявления санкций против тех или иных стран, компаний и банков. Но в большей части случаев такая легализация является «избыточной». Карательные действия в отношении стран, зарубежных компаний и банков осуществляются без официальных объявлений санкций.

 

ФАТКА – новый элемент глобальной системы управления банками.

 

И вот на наших глазах выстраивается четвертый элемент системы. Его можно назвать прямым административным контролем со стороны Вашингтона. Речь идет о законе FATCA (ФАТКА), который переводится на русский язык как «Закон о налогообложении иностранных счетов». Он был принят еще в 2010 году, его главной официальной целью считается борьба с «налоговыми уклонистами». Закон обязывает банки и финансовые организации всех стран мира предоставлять информацию о тех их клиентах, которые попадают в категорию «налогоплательщик США». Это закон экстерриториального действия, фактически он представляет собой посягательство на суверенитет других стран. Подобного рода деликатные вопросы традиционно решались путем двух- и многосторонних межгосударственных соглашений.

Случайно или не случайно, но ФАТКА вступает в действие в полном объеме с 1 июля 2014 года. Все российские банки оказываются под «дамокловым мечом» финансовых властей США. При необходимости найти причину (а точнее – повод) для того, чтобы наказать любой российский банк не представляет трудностей. Поэтому обнародование Вашингтоном имен тех или иных российских банков, которые включаются в «черные списки», это скорее для создания «шумового» эффекта. Реально наказать можно практически любой российский банк, работающий с долларами.  С другой стороны, такие «шумовые» эффекты нужны и российской стороне, они должны стимулировать реформирование финансово-банковской системы РФ.  ФАТКА – гораздо более мощное оружие экономической войны против России, чем так называемые «секторальные санкции».  Это признают все эксперты и сами банкиры. Если банк откажется от сотрудничества с налоговой службой США (т.е. не подпишет с ней соглашение о выполнении функций налогового агента), то любая транзакция такого банка, проходящая через банковскую систему США, будет подвергаться штрафным санкциям. Конкретно: 30% суммы транзакции будет  автоматически  перечисляться в американский бюджет. Через некоторое время могут быть закрыты корсчета такого банка в США, таким образом, его операции будут полностью заблокированы. Отсутствие банка в системе ФАТКА фактически будет означать его превращение в изгоя банковского мира. Ему никто не рискнет предоставлять кредиты, более того, международные банковские консорциумы могут потребовать досрочного погашения обязательств такими банками по полученным ранее кредитам.  

Российские банки загодя готовились к выполнению закона ФАТКА. Но они надеялись, что напрямую им не придется взаимодействовать с налоговой службой США. Предполагалось, что Россия заключит двухстороннее соглашение с США по ФАТКА, согласно которому посредником между российскими банками и американской налоговой службой будет выступать налоговая служба РФ. Однако в связи с событиями на Украине Вашингтон в одностороннем порядке прервал переговоры о таком российско-американском соглашении. Теперь банки РФ оказались один на один с американской налоговой службой, что крайне для них некомфортно. Сбербанк к настоящему времени затратил уже несколько миллионов долларов на подготовку персонала для выполнения необходимых операций в связи с ФАТКА. Общие затраты на мероприятия подобного рода по банковской системе РФ оцениваются в десятки миллионов долларов. Однако ни продвинутое программное обеспечение, ни прекрасно обученный персонал не могут быть надежной гарантией и защитой от возможных санкций против банка по линии ФАТКА. Уже не приходится говорить о том, что ФАТКА ставит под сомнение институт банковской тайны в РФ.

Санкции против европейских банков, или жизнь «по понятиям».

Вашингтон не составляет никаких «черных списков» европейских банков. Тем не менее, это не мешает финансовым регуляторам США каждый год штрафовать банки Европы на миллиарды долларов за то, что они выполняют различные операции в пользу стран-изгоев.  Начиная с 1 января 2009 г. американские регуляторы штрафовали европейские банки 32 раза в общей сложности без малого на 25 млрд. долларов.   Так, в 2012 году один из старейших кредитных организаций Европы банк Standard Chartered выплатил федеральным властям США 327 миллионов долларов за нарушение американских санкций против Ирана, Ливии, Мьянмы и Судана в период с 2001 по 2007 годы плюс заплатил 340 миллионов долларов нью-йоркским регуляторам для снятия аналогичных обвинений. Таким образом, общая сумма штрафов составила 667 миллионов долларов. Беспрецедентный штраф  в 9 млрд. долларов 30 июня 2014 года согласился выплатить властям США французский банк BNP Paribas. Он занимает четвертое место по размеру активов в мире и второе место во Франции. Руководству банка вменяется помощь суданским, иранским и кубинским клиентам в проведении долларовых трансакций, которые были запрещены режимом санкций США. В  ближайшие месяцы штрафным санкциям могут подвергнуться такие гиганты европейского банковского бизнеса, как немецкие Commerzbank и  Deutsche Bank,  французские Credit Agricole и Societe Generale,  итальянский Unicredit и т.д. Основания те же – нарушение санкций, сотрудничество с банками стран-изгоев. Однако  некоторые страны имеют статус «изгоев» только с точки зрения американских законов, которые устанавливают односторонние санкции. С точки зрения международного права они никакие не «изгои», поскольку нет решений Совета безопасности ООН. Но в западном банковском мире жизнь уже давно организована не на основе международного права, а на основе «понятий». И миллиардные штрафы в отношении европейских банков не всегда можно обосновать международным правом. Тем не менее, европейским банкам приходится соглашаться на штрафы, выставляемые Вашингтоном благодаря своей гегемонии доллара, чтобы не понести еще бóльшие убытки. Потому что в противном случае США могут запретить им проводить сделки в долларах и конфисковать их активы в Америке (на это имеет право президент США). Такие наказания предусматривает «Акт о международных чрезвычайных экономических полномочиях», принятый США в 1977 году.


«Дамоклов меч» неформальных санкций над банками РФ.

Итак, можно предположить, что США и не будут официально вводить полномасштабные секторальные санкции против российских банков. Вашингтону это не очень надо. Скорее, он  будет оказывать все большее давление на европейские банки, требуя от них ограничения или прекращения сотрудничества с российскими банками и компаниями. Последний случай с BNP Paribas показал, что европейские банки очень послушны Вашингтону и могут в очередной раз «прогнуться». Кроме того, используя потенциал ФАТКА, Вашингтон может карать любой российский банк, осуществляющий международные расчеты. Даже если бы не было событий на Украине, наш банковский сектор все равно находился бы под дамокловым мечом  неформальных санкций США. Здесь не должно быть никаких иллюзий.



 

 

  


Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)