http://slavyanskaya-kultura.ru/images/70866_big_1330600468.jpg Соблазн "заглянуть" в прошлое и собственными глазами "увидеть" ушедшую жизнь обуревает любого историка-исследователя. К тому же для подобного путешествия во времени не требуется фантастических приспособлений. Древний документ – самый надежный носитель информации, который, подобно волшебному ключу, отмыкает заветную дверь в прошлое. Такую благословенную для историка возможность получил Даниил Лукич Мордовцев* – известный в XIX веке журналист и писатель. http://slavyanskaya-kultura.ru/images/197138_html_m314a2c80.jpg Его историческая монография "Русские школьные книги" опубликована в 1861 году в четвертой книжке "Чтений в обществе истории и древностей Российских при Московском Университете". Работа посвящена древней русской школе, о которой в то время (а впрочем, и сейчас) еще так мало было известно. … А прежде сего училища бывали в Российском царствии, на Москве, в Великом Новограде и по иным градам… Грамоте, писати и пети, и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и чтецы славны были во всей земле. Из книги...
Читать далее 3302 слова 95%.
Комментарий редакции
Редактировать
1. Древняя Русь имела развитую систему образования, существовало множество училищ, работающих как в крупных городах, так и в других регионах.
2. Образование не было исключительно привилегией высших сословий; родители из различных социально-экономических слоев могли отправить своих детей учиться.
3. Азбуковник, обнаруженный Мордовцевым, является важным историческим источником, который раскрывает детали организации и методики преподавания в училищах XVII века.
4. Уроци были структурированы и строго регламентированы, охватывали не только учебный процесс, но и поведение детей вне стен школы.
5. Важное внимание уделялось дисциплине и уважению к книге; ученики обучались как основным предметам, так и основам христианской морали.
6. Методы наказания были разнообразными, но учителя также использовали подходы, основанные на любви и уважении, что подчеркивало важность не только знаний, но и нравственного воспитания.
7. Образовательный процесс сопровождался требованием выполнять обязательства по помощи в ведении школы, что способствовало формированию командного духа среди учеников.
Вывод:
Статья демонстрирует, что в Древней Руси существовала достаточно развитая система образования, где обучение детей велось на высоком уровне и охватывало как интеллектуальные, так и моральные аспекты. Эта система способствовала не только распространению знаний, но и формированию нравственных устоев.
Вывод редакции:
Тезисы автора подтверждают действительное положение дел в русской педагогике XVII века, представленной в источниках, таких как Азбуковник и Стоглав. Статья является важным вкладом в понимание истории образования в Древней Руси и наглядно демонстрирует развитие образовательных учреждений и подходов к обучению детей в то время. Позиция автора о высоком уровне образованности и серьезном подходе к обучению поддерживает их значимость для российской культурной традиции.