Главная » Видео, Психология

Расовый эксперимент Кларка

07:27. 6 ноября 2013 5147 просмотров 4 коммент. Опубликовал:

633

Тест куклы Кларка, 1940-е. Кларк давал чернокожим детям в раздельных и объединенных школах две куклы, отличающиеся лишь цветом кожи. Чернокожие дети неизменно говорили, что белокожая кукла милее, лучше и что они хотят играть с ней. В 2006-м Кайри Девис повторил эксперимент и получил такой же результат.

Давайте узнаем подробнее об изящном психологическом исследовании, впервые проведенном в США в середине 50-х и в точности воспроизведенном по прошествии полувека.
Девочке-дошкольнице, готовой участвовать в психологическом эксперименте, якобы до его начала предлагается поиграть в куклы. Кукол ей дают две. Они очень похожи — один и тот же размер, «комплекция», похожие платья. Разница лишь в том, что одна белокожая, другая чернокожая.

— Покажи мне, какая из этих кукол хуже? — просит экспериментатор.

1187

Без колебаний девочка указывает на черненькую куклу.

— А почему она хуже?

— Потому что она черная.

— Значит, другая кукла лучше?

— Да, лучше.

— Почему?

— Она же белая!

Даже не верится, что в политкорректной Америке кто-то осмелился поставить такой рискованный эксперимент. Правда, не будем забывать, что дело было полвека назад, когда ни о какой толерантности и политкорректности даже в Америке еще не было и речи, напротив — царила расовая сегрегация, выливавшаяся, в частности, в раздельное обучение белых и цветных детей. Предостерегающими табличками «Только для белых» пестрела вся страна, и школы тут не были исключением.

Самое впечатляющее в этом эксперименте — то, что девочки-испытуемые были… чернокожие!

— Покажи, пожалуйста, какая из этих кукол похожа на тебя?

После недолгого колебания малышка со вздохом указывает на черную куклу — ту самую, которую минуту назад назвала плохой!

В 1954 году этот простой опыт был поставлен чернокожими психологами супругами Кеннетом и Мэйми Кларк. В ту пору в США набирало силу движение за права меньшинств, и обнародованные результаты опыта только подлили масла в огонь. В какие же условия социализации поставлены чернокожие дети, если они с малолетства проникаются ощущением собственной ущербности?! Необходимо эти условия радикально менять!

Автор «кукольного теста» Кеннет Кларк с женой, психологом Мэйми Кларк

Автор «кукольного теста» Кеннет Кларк с женой, психологом Мэйми Кларк

Кеннет Кларк в качестве приглашенного эксперта выступил в Верховном суде США, где рассматривалось нашумевшее в ту пору дело «Браун против Министерства образования» — его итогом должно было стать решение, которое либо фактически закрепляло расовую сегрегацию в образовании, либо положило бы ей конец. Бесхитростный пересказ психологом результатов его эксперимента произвел на судей сильное впечатление. Вердиктом Верховного суда образовательные преграды были повержены.

Десегрегация далась нелегко — митинги, демонстрации и даже общественные беспорядки на этой почве продолжались в стране еще не один год. Но первый шаг был сделан. А супруги Кларк вошли в историю. Пускай их эксперимент в научном отношении великим открытием не блеснул, зато в общественной жизни США он сыграл поистине революционную роль.

354

Спустя полвека

С той поры много воды утекло. Расовое равноправие давно провозглашено одним из приоритетов американской политики. Двери общественных образовательных учреждений открыты для всех, независимо от цвета кожи. В университеты представителей меньшинств принимают на льготных условиях. Даже голливудская кинопродукция последних десятилетий приторно политкорректна — в любой сюжет (даже если действие происходит в средневековой Европе) вплетены цветные персонажи, причем непременно положительные. За одно лишь произнесение слова «негр», которое сами чернокожие отчего-то считают оскорбительным, можно попасть под суд. Казалось бы, вот оно — подлинное торжество мультикультурности! И о каких предрассудках тут можно говорить, когда все равны, а в известном, оруэлловском, смысле черные даже во многих отношениях «равнее» белых!

Неизвестно, какими соображениями руководствовалась юная американская студентка Кири Кэйвис, задумавшая повторить давний эксперимент. О ее гипотезе многочисленные публикации, появившиеся в прессе нынешней осенью, умалчивают. Возможно, девушке просто не хватило воображения, чтобы осуществить оригинальный эксперимент в качестве своего дипломного исследования. А может быть, ей захотелось наглядно продемонстрировать, как изменились за полвека общественные настроения в Америке. Так или иначе, не мудрствуя лукаво, Кэйвис в точности воспроизвела опыт супругов Кларк в одном из детских садов нью-йоркского Гарлема (тот факт, что сама Кири — мулатка, значительно облегчил ей поиски общего языка с администрацией детского сада и с детьми).

Неизвестно, как сложится дальнейшая научная карьера Кири Кэйвис, но в свои юные годы имя она себе уже сделала! Результаты ее опыта не только были немедленно опубликованы в научных журналах, но и растиражированы несколькими национальными газетами. Ибо результаты эти были… те же самые, что и полученные Кларками в 50-е годы! В обществе, где расовая дискриминация, казалось бы, давно изжита, чернокожие дети, как и полвека назад, единодушно отдают предпочтение белой кукле. Черная — хуже, хотя сама девочка не может не признать свое объективное сходство с нею.

Можно себе представить, какими комментариями разразились на сей счет политкорректные публицисты! Снова в который раз досталось кинематографу и вообще массовой культуре, якобы насаждающей расистские предубеждения. Правда, такие обвинения звучат совсем неубедительно — примеров, когда цветные в кино или на эстраде оказывались бы в унизительном положении, нынче днем с огнем не сыщешь.

Но в том-то всё и дело, что при декларативном равноправии и взаимном уважении, предубеждения в общественном сознании, судя по всему, прочно сохранились. Даже не будучи высказанными, они пронизывают всю общественную атмосферу Америки, и бесхитростные дети, еще не научившиеся притворяться, лучше других это чувствуют.

Невольно напрашивается вопрос: в чем же все-таки проявляются расовые предубеждения в условиях тотальной политкорректности? Этот вопрос крайне важен не в последнюю очередь для психологов, поскольку возможный ответ на него просматривается в самой процедуре сенсационного эксперимента.

А вот реальная история:

445

Негодование борцов за гражданские права в США вызвала история с ценами на всемирно известные куклы Барби в одном из супермаркетов в штате Луизиана. Белокожая блондинка Барби в этом магазине продается по 5,93 доллара за штуку, а темнокожая брюнетка Барби — всего за 3 доллара.

«Сбивать цену на темнокожую куклу равносильно ее ущемлению», — заявила местная правозащитница, директор центра детского развития Тереза Дай, слова которой приводит в пятницу швейцарская газета «Вэн катр эр». Издание отмечает, что эта история стала достоянием гласности, после того как фото Барби с ценниками появились на ряде американских сайтов, передает» Интерфакс».

Дирекция супермаркета, отбиваясь от обвинений в расовой дискриминации, пояснила, что первоначально куклы продавались по одной цене, но затем стоимость темнокожей Барби была снижена из-за меньшего спроса. «Мы, таким образом, лишь хотели стимулировать наших клиентов, чтобы они активнее покупали и эту Барби», — сказал представитель торговой фирмы.

Действительно, согласно проведенным социологическим исследованиям, темнокожие девочки в США охотнее покупают кукол-блондинок, отмечает швейцарская газета. Кроме того, как показали исследования, некоторые родители не покупают темнокожих Барби, которые полностью копируют блондинок. Не случайно американская компания «Маттель» наладила производство темнокожих кукол Барби с пухлыми щеками, сочными губами и широкими носами, подчеркивает издание.

Будем корректны!

В свое время знаменитого Жана Пиаже, с впечатляющей наглядностью продемонстрировавшего эгоцентризм детского мышления, самого неожиданно обвинили… в эгоцентризме! В самом деле, когда взрослый экспериментатор, перелив воду из низкого стакана в высокий или раскатав пластилиновый кубик в длинную колбаску, спрашивает ребенка, где больше воды или пластилина, не навязывает ли он тем самым малышу определенный ответ? Ведь с позиции ребенка, коли взрослый дядя интересуется, где вещества больше, он, вероятно, имеет в виду, что где-то его в каком-то смысле больше. В каком смысле — так ли уж важно? Взрослый ждет ответа, и обмануть его ожидания было бы нехорошо.

Такого рода критика, очевидно, сама по себе не безупречна, но логика в ней, согласитесь, есть.

Студентка Кири Кэйвис, повторившая эксперимент Кларка

Студентка Кири Кэйвис, повторившая эксперимент Кларка

Вот вывод, который делает Сергей СТЕПАНОВ

Что же касается опыта Кларков, а уж тем более его воспроизведения юной Кэйвис, то подобные рассуждения напрашиваются сами собой. Есть две куклы, неразличимые ничем, кроме единственного признака — цвета кожи. В то же время взрослый настаивает (или по крайней мере однозначно имеет в виду), что одна из кукол хуже другой. Маленькая девочка, возможно, сама бы и не стала куклы противопоставлять. Но ей так велели! Конечно, это не снимает вопроса, почему предпочтение все-таки отдается белой кукле. Но если вы, взрослые, не желаете противопоставлений и невыигрышных сравнений, зачем сами их провоцируете?

Да и в плане общественной идеологии — не выступает ли аффектированная декларация: «Нет различий! Нет различий!! Никаких различий нет!!!» — прямым указанием (особенно для бесхитростного детского ума): «Наверное, все-таки есть, коли их так демонстративно отрицают. Вещи очевидные и сами собой разумеющиеся такого пафоса не требуют».

Видно, что-то в самом деле неладно с американской моралью. Но главный урок даже не в этом. На примере данного опыта становится еще более очевидно, сколь бережно, деликатно и корректно следует подходить к таким тонким вопросам, как социальные установки, особенно касающиеся национальных отношений. И не менее важно то, какой корректности требуют соответствующие эксперименты.

Кларков, проводивших свой опыт в атмосфере расовой сегрегации, еще можно понять. Поспешность студентки Кэйвис, слепо скопировавшей давний опыт, в общем тоже объяснима. Но мы-то работаем не в Америке пятидесятых и не диплом «лепим» на скорую руку! А посему — будем же по-настоящему корректны!

А теперь то же самое, но в Мексике:

Одно из любимейших развлечений толерантных интеллигентов – в угоду национальным и расовым меньшинствам выискивать и бичевать проявления «шовинизма», «ксенофобии» и особенно так называемого «расизма». Нынче это хобби докатилось и до Латинской Америки. Мексиканские общечеловеки внезапно обнаружили, что метисированное население их страны якобы давно и тяжело страдает оголтелым расизмом по отношению к негритянскому меньшинству, которое сегодня политкорректно называют «афро-мексиканцами».Возмутительная нетолерантность мексиканцев к неграм выявилась в ходе психологического эксперимента над детьми, который был впервые поставлен четой ученых американских негров по фамилии Кларк еще в 40-е годы 20 века с целью изучить «расовое самовосприятие ребенка».

Для объяснения этой нетерпимости приводятся такие социальные причины, как предрассудки, наследие колониализма, засилье белых лиц на экране и в рекламе. Врожденные, инстинктивные, эволюционные причины «расизма» общечеловеками традиционно не рассматриваются. Предлагаем вашему вниманию короткий ролик о результатах этого опыта и статью о нем из «Лос-Анджелес Таймс».

Присущ ли мексиканскому обществу расизм? Отдает ли местная культура преимущественное предпочтение светлокожим людям перед темнокожими? И если это так, то в чем причина: в наследии европейского колониализма или влиянии современных стереотипов на телевидении и в рекламе? Подобные острые вопросы обсуждаются на интернет-форумах в Мексике с тех пор, как одно правительственное агентство запустило в сеть «вирусный» видеоролик, показывающий социальный эксперимент по расовому вопросу с участием детей. Детей усаживают за стол перед двумя куклами, белой и черной, и просят выбрать «хорошую куклу» или ту куклу, которая имеет наибольшее сходство с ними самими. Дети, цвет кожи которых в основном коричневый, почти без исключения утверждают, что белая кукла лучше и похожа на них больше всего. Один ребенок, имеющий смешанные расовые черты, утверждает, что кукла похожа на него ушами.«Какая кукла хорошая?» — спрашивает ребенка женский голос.«Белых я не боюсь», — отвечает он, — «Я им больше доверяю». В середине декабря [2011 года] мексиканский Национальный совет по предотвращению дискриминации (Conapred) запустил в сеть видеофильм, повторяющий эксперименты, которые проводила в 1940-е годы в США чета Кларк.

Дети, снявшиеся в ролике, большей частью метисы, то есть наполовину испанцы и наполовину индейцы. В послесловии утверждается, что детей снимали с согласия их родителей и попросили отвечать на вопросы без всякого стеснения.

Мексиканцы, посмотревшие видео, пишут в сети, что результаты их очень огорчили, но не удивили. Они также выступили с критическими замечаниями в адрес агентства, выпустившего фильм.
Комментаторы отметили, что выбор был «очень ограничен» — предлагалось выбирать только между белым и черным или хорошим и плохим, тогда как большинство населения Мексики расово смешанное, главным образом это потомки европейцев и коренных жителей и в меньшей степени – люди с африканскими и азиатскими корнями.

Однако многие утверждают, что видео демонстрирует глубоко укоренившийся предрассудок, которому с малых лет учат мексиканских детей.

Уилнер Метелус, профессор социологии и глава комитета по защите афро-мексиканцев и черных иммигрантов, заявил, что видео про кукол показывает необходимость признать широкое распространение расизма в Мексике и вести среди молодежи воспитательную работу.

«Мексиканское государство до сих пор официально не признает афро-мексиканцев. О том, что в Мексике есть африканцы, мало пишут», — сказал Метелус. – «Нам необходим школьный предмет, который бы учил, что темнокожие дети такие же, как они сами, как более светлокожие дети. И этому необходимо учить не только школьников, но и мексиканские семьи».

Ежедневная газета «Ла Хорнада» в пятницу опубликовала статью о том, что черные иммигранты в Мексике и афро-мексиканское меньшинство до сих пор страдают от расизма и дискриминации, существования которых правительство должным образом не признает.

«[Темный] цвет кожи до сих пор ассоциируется с чужеродностью», рассказала газете Лус Мария Мартинес, ведущий антрополог в области афро-мексиканской культуры. – «Мы еще не научились ценить очень богатую культуру коренных народов и африканскую культуру, которая столь же великолепна, как и всякая другая».

Небольшое дополнение к видео. Из книги Р.Перина «Психология Национализма»:

Бытует распространенное мнение, что представителю той или иной расы нравятся внешние черты только своей расы, а характерные особенности внешности (толстые губы, большие ноздри, черные, толстые волосы и т. п.) воспринимаются, как красивые и гармоничные. Жизнь опровергает это гуманистическое представление о красоте. Обладание женщиной белой расы для мужчины черной или желтой расы считается «престижным». И это хорошо демонстрируют чернокожие и желтокожие «звезды» кино и спорта, беря себе в жены и любовницы белых женщин. Внешние данные белой расы привлекательны для представителей всех рас. Этнографы и антропологи давно обратили внимание на это явление: «По мнению Nordenskjold,а, эскимосы теперь сами проникнуты убеждением, что их собственный тип весьма безобразен. Kropf пишет о ксоза-кафрах, что более светлый цвет метиски они считают более красивым и что они особенно сильно домогаются брака девушки, отец которой принадлежал к белой расе, а мать – к туземной»

Источник

Расовый эксперимент Кларка
Метки: америка и другие страны, Жизнь, национальный вопрос, психология, разное интересное, раса, расовые различия, тест

4 Комментария » Оставить комментарий


  • 20 13

    Другой подход: природа “разбросала” человечество по различным видам рас. НО – ум и разом один для всех.
    Следовательно понятия красоты и других параметров сложения человеческого тела – практически едины.
    Раз рас много – то они разные. Это объективная истина. И ничего удивительного нет – если ребенку нравится – значит нравится.
    Другой вопрос: рассматривать с позиции этноса и политико-психологических. Тут я не берусь комментировать. Очень и очень объемная работа по данной теме.

  • 70 78

    Белая раса превосходит по всем статьям все остальные это показывает вся история, только мы можем созидать это факт и сэтим не поспориш.

  • 14465 10999

    Я набрал в поисковике “великие ученые-негры”, сразу попал на спор, что значит понятие ” великий ученый”. Нет “великих ученых-негров”, есть известные ученые-негры. По разным ссылкам и упоминаниям я насчитал 12 изобретений( уверен, что больше, но искать крайне непросто) порадовала раскладушка:) Зато нашел Роджер Рутс “Белые и черные: 100 фактов и одна ложь” http://nationalism.org/rnsp/Docs/bibliotec/bibl2.htm Если отбросить вопросы расизма, есть над чем подумать, т.к. исследования 80-ых годов, вполне научные, статистика в общем.

  • 277 325

    Да, все расы разные. И у каждой есть свои плюсы. Как и у каждой национальности. И вся политика общечеловеков по объединению всех наций и всех рас губительна для всех. Чтобы всем было хорошо, чтобы каждый человек не чувствовал себя ущемленным по расовому или национальному признаку, необходимо признать право на существование каждой нации, расы, на ее самоопределение. Да, среди негров мало ученых, зато они хорошие спортсмены. Да, представители белой расы движут цивилизацию вперед, зато они безхитростны, прямодушны и немного наивны, что позволило более лживым и изворотливым отнять у белой расы историю. И если уж природа создала людей разными, то объединять всех людей в общечеловеков противоестественно. Это всегда будет сопровождаться внутренним протестом. Ведь мы признаем различия между мужчиной и женщиной, а когда сам индивид этих различий не ощущает, то общество называет его извращенцем. Запад всем пытается доказать, что однополая любовь – норма. Но любой НОРМАЛЬНЫЙ человек понимает, что это не так. То же и с нациями, расами. Когда мы признаем уникальность каждой расы, каждой нации, когда дадим право ВСЕМ развиваться так, как они могут (каждому по потребностям, от каждого по способностям), тогда исчезнет дискриминация. А то, что пытаются насаждать сейчас в России и в мире – вся эта политкорректность к хорошему не приведет. Люди все равно видят различия, эти различия есть, они заложены природой, и говорить, что черное – это белое – ложь. А ложь до добра не доведет.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)