Сакральные знания древних славян в образах русских народных сказок. – 3-1 / Емеля. По щучьему велению. Часть 1
Емеля. По щучьему велению. Часть 1 В одной деревне жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля. Старшие братья работают, а Емеля целый день на печке лежит и ничего не делает. Кто такой Емеля, почему дурачок и почему именно на печке лежит, а не на лавке, например. И так почти всю сказку… И почему ничего не делает? Вот первый вопрос, который возник. И что там братья за работу делают? Вот однажды уехали братья на базар, а бабы, невестки, давай посылать его: - «Сходи, Емеля, за водой». А он им с печки: - «Неохота»... - «Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут». - «Ну ладно». Что это за невестки? Почему они пугают Емелю возможным лишением гостинцев? И что это за братья? Почему Емеле неохота идти за водой? Это обычная лень или что-то другое? Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку: - « Вот уха будет сладка»! Почему именно...
Ознакомиться с полным текстом статьи можно перейдя по ссылке источника.
Комментарий редакции
Редактировать
1. Емеля, представленный как «дурачок» или «простофиля», в действительности является символом глубинного познания и стремления к самосознанию, что отличается от умственных стереотипов его братьев.
2. Персонажи, такие как невестки и братья, олицетворяют общественные ожидания и материальные потребности, в то время как Емеля, предпочитающий лежать на печи, ищет более глубокий смысл жизни.
3. Сцена с щукой в проруби – это не просто нарратив, а аллегория, представляющая возможность осознать свою душу и стать внимательным к своим истинным желаниям.
4. Емеля, взаимодействуя с щукой, показывает, что истинные желания должны исходить из души, а не из внешних соображений или общественного мнения.
5. Процесс осознания Емелей своей души и единства с окружающим миром демонстрирует, что нужно слушать и понимать внутренние желания, а не гнаться за внешними признаниями и благами.
Вывод:
Статья утверждает, что русские народные сказки, такие как «Емеля», не просто занимательные истории, а носители сакральных знаний и философских идей, которые позволяют глубже понять человеческую природу, сущность желаний и сознания. Емеля становится символом искателя, который через диалог с окружающим миром и внутренней гармонией стремится познать себя и свою душу.
Вывод редакции:
Тезисы автора имеют под собой основания и отражают многоуровневую природу русских народных сказок как отражение культуры, философии и коллективного сознания славян. Эти интерпретации позволяют рассматривать традиционные сюжеты не только как фольклорные, но и как носители глубоких смыслов, опасностей и возможностей самопознания. Статья подходит к вопросу с философской точки зрения и содержит элементы культурологии, согласуясь с положением о ценности и значимости народного творчества в осмыслении жизни.