Традиционное искусство Поозерья – Обрядовая музыка (1990) MP3, 320kbps

1359 0

Year: 1990

Label: Мелодия

Style: Folk, traditional

Quality: mp3, 320bit/s, Stereo

Size: 99 Mb

 

 

Сторона 1

01. Наша масленица дорогая (масленичная песня)

02. В поле рожь зелененька (толотная песня)

03. Иванова матка всю ночку не спала (купальская песня)

04. Жнеи мои, жнеи (жатвенная песня)

05. Два ритуальных инструментальных наигрыша и припевки «Под драку»

06. Откланення (свадебный наигрыш)

07. Голошение невесты «под язык» при наделе

08. Свадебное голошение невесты и ее матери с инструментальным наигрышем

09. Пальминский свадебный марш

10. Бычихинский свадебный марш

11. Свадебная песня (инструментальная версия)

 

Сторона 2 Свадебные песни

12. У Ваньки на дворе

13. Кланялась вишенка

14. Летала голубка

15. А кто у нас хороший

16. Вился вихор

17. В понеделок рано

 

 

 

Фольклорный ансамбль деревни Рагозы Усвятского района Псковской области (1 — 4)

Николай Данилов (деревня Меховое Городокского района Витебской области), пение, гармонь-хромка (5), гармонь (8, 9)

Иван Ивлев (деревня Бычиха Городокского района Витебской области), пение, гармонь-хромка (5), гармонь (6, 10, 11)

Евдокия Штыкова, голошение невесты (фольклорный ансамбль деревни Рагозы) (7, 8)

Анна Зверева, имитация голосом инструмента (фольклорный ансамбль деревни Рагозы) (7), голошение матери (8)

 

Фольклорный ансамбль деревни Рагозы Усвятского района Псковской области:

Анна Зверева, Евдокия Штыкова, Варвара Жиганова, Евфросинья Белешева (12— 17)

 

 

Поозерье — так называют этнографы северную Белоруссию и пограничные с ней русские земли. Народная культура Поозерья сохранила древние обряды и песни — отголоски дохристианского языческого культа. На пластинке представлены фрагменты обрядовой музыки земледельческого календаря и старинной свадьбы.

 

Заклинательные напевы-формулы строго приурочивались к определенному времени года, празднику, моменту обряда и имели своей целью магически воздействовать на потусторонние силы. Обрядовые песни исполнялись особыми голосами, ритуально-экспрессивными, тембрально-жесткими, способными к далекому посылу в пространство. Несмотря на известную резкость вокальной подачи, певицы умеют вместе с тем раскрашивать мелодию напева изысканной орнаментикой, вступая друг с другом в интонационное общение, они — каждая по-своему — расслаивают, индивидуально дополняют коллективное звучание. Используемый здесь принцип совместного пения очень архаичен.

 

Песня «Наша масленица дорогая» (1) игралась, как говорят сами исполнители, во время шумного языческого праздника — масленицы, которая олицетворяла конец зимы и начало новой жизни. «В поле рожь зелененька» (2) приурочивалась к началу весенних земледельческих работ, когда впервые вывозились удобрения на поля и организовывалась толока — трудовое объединение крестьян с целью взаимопомощи. Отзвуки поклонения солнечному богу, огню отчетливо определяются в обычаях Ивана Купалы, празднуемого в ночь с 23-го на 24 июня (по старому стилю). Тогда и пелась «Иванова матка всю ночку не спала» (3). Оканчивается лето, наступает осень, время снимать урожай, к которому и приурочена жатвенная песня (обжинка) — «Жнеи мои, жнеи» (4).

 

Кулачные бои — реликты ритуального поведения — устраивались во время ярмарок, престольных праздников, гуляний, зимой — на масленице, летом — в Петров день. Молодежный обрядовый кулачный бой — «стенка на стенку, деревня на деревню» — сопровождался грозными припевками, плясовыми движениями, устрашающими противников, обязательными инструментальными наигрышами. В каждой артели молодежи был свой музыкант — фигура неприкосновенная. Когда-то в подобном действе могли участвовать скрипачи, балалаечники, цимбалисты. Затем музыканты перенесли звучание воинственных наигрышей на новый для деревни инструмент — гармонь. Слушая припевки «Под драку» (5), можно вообразить себе гармонистов из двух молодежных партий, удалых и враждебных друг другу.

 

Свадебный обряд в некоторых деревнях Поозерья и сегодня еще играется (в большей или меньшей степени) по-старинному. До венчания происходил так называемый надел — одаривание молодых с пожеланием им богатой и счастливой жизни; затем невеста прощалась с отчим домом. В это время звучала ритуальная инструментальная музыка и одновременно с ней раздавался плач. Голосили и невеста, и ее мать, а иногда даже и ее сестры и тетки. Голося, невеста откланивается, а музыкант играет при этом так называемое «Откланення» (6) — образец сольного исполнения.

 

Имитация инструмента голосом — особый вид инструментально-вокальной музыки. Обычно подобное пение-наигрыш особого типа, именуемое под язык, одновременно с голошением звучало на предсвадебных молодежных собраниях — посиделках, вечорках: девушки, в предвкушении будущей свадьбы, осваивали здесь песни и плачи, постигали тайны совместного творчества (7). В условиях же подлинной, ставшей наконец реальностью, свадьбы требовалось полнокровное инструментальное тембровое звучание. Происходило это при наделе, а также в драматический момент прощания невесты с родными, причем играл на стародавних свадьбах ансамбль (скрипка, цимбалы). Трагические звуковые образы голошений-диалогов невесты и матери свободно накладываются на светлую, торжественную партию инструмента (8).

 

После венца, на пиру, музыканты непременно играли ритуальные величания (марши) каждому гостю. За свадебные марши гости обязаны были одарить музыкантов. У жителей любой округи водится свой, излюбленный марш, который нередко отличают глубокие интонационные связи с остальной музыкой местной свадьбы (9, 10).

 

Существовали инструментальные версии свадебных формульных напевов (11). Порой подобные наигрыши сопровождали песни. Иногда же свадебные песенные формулы трактовались музыкантами как инструментальные наделяные и наигрыши, приуроченные к другим моментам обряда.

 

Вторая сторона пластинки — это песни, отражающие музыку свадьбы северо-восточного Поозерья и расположенные по порядку их исполнения в обряде: перед отъездом жениха за невестой (12), перед увозом невесты в дом жениха (13), на свадебном пиру (14, 15), на отводинах, во второй день свадьбы (16, 17).

 

Песни и голошения исполняют Ефросинья Тимофеевна Белешева, Варвара Михайловна Жиганова, Анна Ивановна Зверева, Евдокия Никитична Штыкова (все — из деревни Рагозы Усвятского района Псковской области).

 

Инструментальные наигрыши и припевки звучат в исполнении гармонистов из Городокского района Витебской области БССР — Николая Ивановича Данилова (деревня Меховое) и Ивана Ивановича Ивлева (деревня Бычиха).

А. Ромодин, И. Ромодина

 

ЗАГРУЗИТЬ

 

DepositFiles

Turbobit

 

 

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru