20 Марта (воскресенье)Екатеринбургская Община Староверов “Сварожичъ” приглашает всех желающих отпраздновать Масленницу.

Праздник будет проводиться на древнем Славянском Капище в Шарташском лесопарке. Кто в первый раз идет на праздник и не знает месторасположения капища, подходите в 9.00 на конечную станцию 25 автобуса (автозаправка “Сибнефть” рядом с Кировским оптовым рынком на ЖБИ).

В программе: приятное общение с природой и единомышленниками, Строительство снежного городка, его взятие, сжигание чучела Марены, проводы её в в свои Чертоги, хороводы вокруг костра, Славление Родных Богов, послепраздничный Пир и многое другое.

С собой взять: БЛИНЫ, чем больше тем лучше!!! Чего-нибудь вкусненького перекусить, чай в термосе, кружку, миску, ложку (чтоб кушать кашу и пить чай на послепраздничном пиру у костра), праздничную одежду. Одевайтесь потеплее!!!

Общение с Природой и прикосновение к Древней Русской Культуре очистит вас Духовно, наполнит светлыми помыслами и подарит заряд бодрости и хорошего настроения!


Примерная Программа праздника:

10.00
Встречаемся на Шарташском Капище;

10.10 Подготовительные работы (могут не принимать участие беременные женщины и старцы);

12.00 Начало Праздника;

12.10 Праздничные Игры, песни, хороводы и молодецкие забавы, Штурм Снежной крепости (чертогов Марены);

14.00 Зачин – чурение, очистка территории праздника от темных сил и энергий;

14.20 Возжигание Дуньи Живым Огнем, проводы Марены;

15.00 Приношение Треб и Славление Светлых Богов;

16.30 Трапеза, общий пир;

Правила поведения на празднике:

- Одежда желательно праздничная (традиционная, Славянская) мужчины в светлых рубахах, женщины в сарафанах, расшитые пояса, очелья приветствуются!

- Запрещается мусорить и наносить любой ущерб Природе.

- Запрещено употреблять и приносить с собой алкоголь, табак и другие наркотики и находиться на территории праздника в состоянии алкогольного и\или наркотического опьянения.

- Запрещено сквернословить и любым иным способом нарушать Светлую и Гармоничную атмосферу Праздника.

- Запрещено отсиживаться в кустах, пока все остальные общинники занимаются подготовкой Праздника.

- Запрещено бродить с кислой физиономией, а с улыбкой и хорошим настроением бродите на Здоровье! :)

Слава Роду!

Масленница на Руси
Весеннее равноденствие, первый в году великий праздник славян
(Неделя, включающая 21- 24 марта)

Изначально Масленица – это буйный и разгульный праздник встречи солнца и заклинания природы накануне весенней пахоты. Позже христианская церковь боролась с этим праздником, но так и не смогла его победить, добившись только лишь выдворения его за календарные сроки «великого поста» перед пасхой.

Масленица была самым веселым и шумным, самым разгульным праздником. Именно отсюда и идут поговорки типа «Не житье, а масленица» и т.п. Отмечали масленицу с исключительным размахом: нигде не было ни одного человека, который позволил бы себе отклониться от участия в игрищах. Праздника ждали так сильно, что даже начинали встречать его раньше времени. Уже с субботы предыдущей недели отмечали так называемую «малую Масленку», причем делали это своеобразно: дети бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали тех, кто возвращался с покупками из города, и задавали вопрос: «Везешь ли масленицу?», и если человек отвечал «нет», его били лаптями.

В этот же день с особым азартом катались с гор на санях, чаще на обледенелых рогожах, и это была отнюдь не простая детская забава. Дело в том, что существовало особое поверье: кто дальше, у того будет больше счастья и богатства.
Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья». Обычно в этот день наносили визиты ближайшим родственникам, друзьям, соседям и приглашали в гости.

Русская масленица всегда славилась блинами, особенно их количеством. «Блин не клин – живот не расколет», «Блины брюха не портят», – памятуя об этих поговорках, обычно съедали огромное количество блинов. Чаще всего масленичные блины пеклись из гречневой муки, реже – из пшеничной. Первый испеченный блин никогда не съедали, а клали на слуховое окно – «для родителей». Иногда его отдавали нищим и странникам – чтобы они помянули всех усопших.

Также, чтобы закликать весну, выпекали из теста «жаворонков» и «куликов».

Каждый день масленичной недели имел свое название:
- понедельник – «встреча»,
- вторник – «заигрыш»,
- среда – «лакомки»,
- четверг – «разгул»,
- пятница – «тещины вечерки»,
- суббота – «золовкины посиделки»,
- воскресенье – «прощеный день», «проводы масленицы».

Вся неделя именовалась «честной, широкой, веселой». Само название праздника «масленица» произошло оттого, что в эту неделю ели очень много масленой пищи.
Многие масленичные обычаи были направлены на то, чтобы ускорить свадьбы. Холостые парни совершали обряд «выборонивания девок»: таскали борону вдоль домов. Считалось, что это поможет девкам скорее выйти замуж. Большое внимание во время масленицы уделялось молодоженам. Они участвовали в самых разнообразных ритуалах. Например, вытащат рано утром молодого мужа и зароют его в снег; а от жены требуют, чтобы она выкупила своего супруга блинами и разнообразными угощениями. После этого просят, чтобы молодые целовались столько, сколько захотят присутствующие.
В последние дни масленицы все внимание было обращено уже на куклу из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, подпоясывали, обували в лапти, усаживали в большие сани, за которыми шествовали ряженые. В воскресенье чучело Масленицы (как образ Мары-Марены) сжигали на пригорке возле деревни – с шутками и выкриками. Искали высокое место для того, чтобы земной огонь как можно быстрее смешался с огнем небесным и наступило долгожданное весеннее пробуждение природы. Как правило, над чучелом глумились и осыпали его бранью: тем самым прогоняли злое, враждебное человеку начало – зиму, олицетворяющую смерть. Ругань – тоже своеобразный оберег, защита от нечистой силы.
Завершалась масленая неделя прощеным воскресеньем: люди просили друг у друга прощения.

**********

Раньше это был один из главных праздников в году. Раньше – это задолго до появления христианства, а также в те былые времена, когда новый год для русских наступал с приходом весны, пробуждением природы, началом работ на земле-кормилице. И поэтому Масленица была важным праздником для людей, встречей Нового года. Кстати, до христианства масленица всегда праздновалась в одно и то же время. Считается, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, и лишь с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

Более того, она была не просто праздником, а обрядовым действом, которое необходимо совершать, чтобы жить в ладу с природой. Если не соблюсти все обряды, вдруг год будет неурожайным? А это означало для людей голод и смерть. Поэтому Масленица, один из обрядовых праздников, – одна из битв за жизнь.

И этот праздник был настолько важен, что даже появление христианства не победило его, хотя праздник – языческий. Впрочем, многие языческие праздники в новой вере обрели лишь новую одежку, но, по сути, остались теми же. Правда, время и мировоззрения делают свое, и сейчас уже редко кто понимает суть всех обычаев в этот день.

Масленица – праздник плодородия. Все игры и забавы направлены на то, чтобы разжечь огонь в душах людей, а значит, совершить действо – помочь огню, теплу прийти на землю. Именно поэтому на Масленице приветствовалось все, что связано с плодородием: игры, которые, кстати, современным людям могут показаться не очень приличными, молодожены, которым полагалось целоваться при народе под шутки и подначки, неженатая молодежь.

К, примеру, парни воровали обувь и девки бегали босиком по снегу. В некоторых местах Чучело Масленицы делали дородным, с большой грудью и попой. Парням было очень важно потрогать за попу Масленицу в дни гуляний.

Масленица – праздник обновления. В Масленицу нужно проститься со всем старым. Из души отпустить обиды. Негодные вещи предать огню. Это один из очистительных праздников. Само сжигание чучела Масленицы означало освобождение от старого, проводы зимы, холода и готовность в новой жизни. Не случайно ведь чучело в начале праздничной недели величали как красавицу, а в конце ругали ее, говорили, что она неряха, некрасивая, пора сжигать ее…

Наверное, истолковать в одной статье все обряды и обычаи этого праздника невозможно, да и не нужно. Хочется, чтобы наша современная культура не затемняла и не искажала истинного значения нашего исконного праздника. Может, не случайно древние люди столько веков подряд уделяли огромное внимание обрядам. Может, стоит их узнать, вспомнить и возродить, чтобы солнце светило ярче, лето было урожайным, а праздники были хлебосольными…



Древняя прародительница Масленицы -
Славянская языческая Комоедица.

Праздник встречи даруемой Небом Весны священной – день весеннего равноденствия.

В общей у “варварских” народов дохристианской Европы, включая древних славян, языческой религии друидов (волхвов) самыми главными и самыми священными праздниками были 4 астрономически важных дня – летнего и зимнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия. На этих астрономических событиях был основан солнечный календарь друидов, в котором число дней в году могло изменяться.

В этой религии у разных народов из имевшегося множества богов были свои любимые боги, а религиозные обряды имели многие местные особенности. У наших славянских предков главным богом почитался Велес, бог крайне важного для них домашнего скота.

Когда завоеватели-варяги для укрепления своей власти сперва попытались внедрить своего главного бога — бога войны и противостояния Перуна, у славян тогда весьма второстепенного, — они потерпели неудачу. В итоге это привело варягов к мысли, что для успеха новой религии и разрушения славянских верований как основы славянского духа, надо взять бога, ранее неизвестного. Вот тогда они и выбрали для славян Бога чужого неведомого народа. Жестокий кровавый процесс крещения Руси в 988 году позднее был подробно описан в летописях.

Славянские капища, в противовес язычеству, замещали православными храмами и монастырями. В России есть множество мест, где древние капища Велеса (он же Волос) были замещены христианскими храмами и монастырями. Одно из них недалеко от Владимира, в селе, которое так и называется – Волосово. С незапамятных времен и до сих пор там функционирует Николо-Волосов монастырь.

КОМОЕДИЦА (или Комоедицы) — один из древнейших великих славянских языческих праздников; помимо главного смысла священного праздника встречи дарованного небом наступления Весны, имел и характер почитания местного славянского Медвежьего бога: принесение жертвы великому Медовому зверю Кому первыми выпекаемыми праздничными блинами, которые торжественно относили в лес.

Наши славянские предки отмечали Комоедицы в священный день весеннего равноденствия (20 или 21 марта по современному календарю), после которого день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега.

Начало праздничного дня

Утром люди торопились на святилище (капище), на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи (умершие предки), непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков.

На столы, покрытые скатертью, ставили горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски.

Угощение делилось на пять частей, пятую часть помещали на открытое место возле Священного Огня, приговаривая:

«Честные наши родители!
Вот для вашей души блинок».

Чучело Марены

Торжественно везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены. Все стояли вдоль дороги, кланялсь в пояс и величали Марену Свароговну:

«Приезжай ты к нам
На широк двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
Масленица – красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка».

Угощение блинами

Начинали угощать друг друга блинами. Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика, снобориха), его относили в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса — великому Медовому зверю кому…

После проводили зачин. Возжигали Огонь. Славили богов и предков, весь Славянский род. Посолонь закручивали хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи, скоморохи показывали представление, им помогали колоброды:

«Как на блинной на неделе
Из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины,
Вы блиночки мои…»

Прыжки через костёр

Потом все прыгали через костёр (вот при таких прыжках в день весеннего равноденствия и растаяла сказочная Снегурочка в пьесе Островского), а после обязательно умывались снегом или талой водой. Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту.

Величали молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывали на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо было откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.

Распитие сурьи

Всем наливали сурью (название напитка восходит к санскритскому слову “surya” — «cолнце»). Первую чашу сурьи жрица Марены несла к жертвеннику. Жрица Живы выбивала эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена:

«Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!»

Сжигание Марены

Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:

«Марена загорела,
Всему миру надоела!»

Опять прыгали через костёр, обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега. Катали горящие колеса. Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца:

«С горы катись,
С весной воротись!»

«Пробуди»

Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя» (пробуди). В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья.

«Медведь» не просыпался, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль:

«Скрипи нога,
Скрипи липовая!
И вода-то спит,
И земля-то спит.
И по сёлам спят,
По деревням спят.
Одна баба не спит,
На моей коже сидит.
Мою шёрстку прядёт,
Моё мясо варит.
Мою кожу сушит».

Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой.

Игрища

После пробудей начинались игрища.

Первая игра — городок. Девушки становились на высокое огороженное место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц.

После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк… Обычно Комоедицу праздновали неделю до весеннего равноденствия и неделю после.

Прощание

При прощании одаривали друг друга всякими сладкими “заедками” (позднее – пряниками) и говорили:

«Прости меня, пожалуй,
Буде в чём виноват перед тобой».

Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.

Сакральное

Духи великих предков, незримо присутствуя на празднике весеннего равноденствия, радовались вместе со всеми своими потомками-соплеменниками долгожданному наступлению преобладания дня над ночью, окончательному изгнанию надоевшего холода Зимы ласковым теплом Весны и грядущего Лета, славили род Славянский, одобряли, что, следуя изначальной традиции, приходят славяне все вместе на великий Праздник Весны, чтобы соблюсти древний священный Обычай.

О подробностях славянских языческих религиозных обрядов дохристианских времен, которыми руководили волхвы, нам известно немногое. Попытки реконструировать их, исходя из дошедших до нас исторических документов Западной Европы, Ирландии и Англии об обрядах подобного славянской Комоедице (Весне Священной) западного языческого праздника Бельтайн (тоже весеннего праздника религии друидов), представляются весьма условными и более пригодными для мультфильмов (смотрите прекрасный советский сказочный мультфильм по пьесе Островского и опере Римского-Корсакова «Снегурочка» 1952 года – это мультик о славянской встрече Весны Священной в день весеннего равноденствия и попытка “реконструкции” обычаев праздника Комоедицы).

В общем, славянский языческий праздник, приуроченный к ежегодному астрономическому событию, проходил всем на радость в потехах и развлечениях. А впереди уже было не за горами и лето красное, особо ценимое в нашем холодном климате.