Купала 2010. Обряд “Похороны Ярилы” Ярило или Иван Купала? Петяярви
Ярило - бог плодородия, ярый бог пробуждающейся природы Ярило, Яровит, Яромир - бог плодородия, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света (Ярило - Афанасьев, Яровит - Эббон, Яромир - "Краледворская рукопись"), буйный, рьяный Тур, он же, возможно, есть Ругевит или Руевит - у ругов-руян (Саксон Грамматик, "Деяния Данов", "Книтлингасага"), семиликий бог войны, кумир стоял в г.Карензе (Корница) на Рюгене. Он имел восемь мечей и семь голов и был исполинского роста. Четыре головы были мужские и две женские, седьмая звериная была на груди. Весьма характерно, что и Ярило в белорусских праздниках участвует то в виде Яры-Ярилихи, то в виде мужчины с огромным фаллом. Между тем корень "яр" присутствует в таких чисто женских сочетаниях; яровая корова - Ярка, ярмо, яровая пшеница, яровые хлеба, а вот чисто в женском роде: ярость, доярка, ярь, ярина (овечья шерсть), яра(весна). Кумир Руевита был истреблен епископом Абсалоном в 1168 г после того, как был уничтожен храм Свентовита в Арконе. Ярило - сын или явья ипостась Велеса, который зимой выступает как Мороз, а по весне - Ярилой. Его день - вторник. Его месяц...
Ознакомиться с полным текстом статьи можно перейдя по ссылке источника.
Комментарий редакции
Редактировать
1. Ярило - это древнее славянское божество плодородия и весеннего солнца, олицетворяющее пробуждение природы.
2. Существует множество имен и вариантов изображения Ярилы, включая различные аспекты его культа у славян и сравнения с античными божествами.
3. Похороны Ярилы не воспринимались как трагедия — это был радостный обряд, символизирующий завершение сезона и умножение урожая.
4. Праздник Ярилы, происходящий в середине лета, со временем был подменен христианским праздником Иоанна Крестителя — Иваном Купалой.
5. Древние славяне отмечали праздник Ярилы с различными обрядами и песнями, в которых восславлялся этот бог.
6. Современные исследования ученых показывают, что обряды и праздности, сохраняющиеся на празднование Иоанна Крестителя, укоренены в дохристианских традициях и связаны с Ярилой.
Вывод:
Статья подчеркивает важность Ярилы как божества плодородия и солнца, а также описывает его культа как значимое явление в древней славянской культуре, которое не исчезло бесследно, а трансформировалось в празднование Иоанна Крестителя, сохранив элементы языческой традиции.
Вывод редакции:
Тезисы автора хорошо отражают действительное положение дел, показывая, как языческие традиции и культы были адаптированы и трансформированы в христианскую эпоху. Статья выполняет важную работу по сохранению и анализу культурного наследия славян, и её выводы являются актуальными и значимыми для понимания этнографического контекста славянской истории.