Пророчество Гоголя. Духовный сказ в поэме «Мёртвые души»
Николай Васильевич Гоголь, с полным основанием признаваемый одним из величайших наших художников в области слова, получил право на бессмертие не только высокими достоинствами своих произведений, но также решительным влиянием на весь ход последующего развития русской литературы, − как главный виновник её самобытности и господствующего в ней и поныне реалистического направления. Так представляют нам Гоголя его биографы. Но к этому представлению следует добавить ещё и пророческий дар писателя, который особенно заметно проявился в идейном содержании его поэмы «Похождения Чичикова или мёртвые души». Надо сказать, что пророческие откровения, содержащиеся в «Мёртвых душах», были надолго оттеснены в сторону и позабыты под влиянием полемической оценки Поэмы со стороны В.Г. Белинского и ряда других представителей разночинной интеллигенции (в частности, Н.А. Добролюбова). Поэма Гоголя вышла в свет в 1842 году. В том же году были опубликованы две критические по отношению к ней оценки, совершенно разные, пожалуй, даже противоположные по смыслу. Речь идёт о статье Белинского...
Ознакомиться с полным текстом статьи можно перейдя по ссылке источника.
Комментарий редакции
Редактировать
1. Николай Гоголь считается выдающимся художником слова, оказавшим значительное влияние на развитие русской литературы, отметив её реалистическое направление.
2. Гоголь обладал пророческим даром, особенно заметным в поэме "Мёртвые души", идеи которой были недооценены современниками.
3. Критики, такие как В.Г. Белинский и Н.А. Добролюбов, не смогли увидеть полного значения "Мёртвых душ", рассматривая их только как беллетристику.
4. Гоголь планировал в дальнейшем изображать судьбы русского человека, его духовные переживания между бытием и небытие.
5. Исходный замысел Гоголя подчеркивает важность русской духовности и её сохранение, даже находясь в состоянии упадка.
6. Петербург представлен как символ разрушения русской жизни и корней, олицетворяя дух пустоты и нравственного разложения.
7. В "Мёртвых душах" Гоголь исследует две моральные модели: ростовщическую, представляющую старый Завет, и научно освящённые ценности Нового Завета.
8. Пророческое видение Гоголя касается не только индивидуального спасения, но и коллективной судьбы русского народа.
9. Гоголь указывает на возможность возрождения русского народа после "гибели" через глубокое понимание своей истории и культурных корней.
10. Самостоятельный процесс восприятия идеи Гоголя требует понимания, что гибель не является концом, а возможностью для нового рождения.
Вывод:
Гоголь, являясь пророком русской души, показал в "Мёртвых душах" глубокие противоречия и возможности духовного возрождения русского народа. Его идеи о сохранении русской идентичности становятся особенно актуальными в свете исторических испытаний, через которые проходит Россия.
Вывод редакции:
Тезисы автора в значительной степени соответствуют действительному положению дел в контексте русской литературы и культуры. Гоголь рассматривается как пророк, продвигающий глубокие идеи о жизни, смерти и духовном возрождении русских, что находит отклик в истории России. Статья, написанная высоко оценённой литературной критикой, резонирует с традицией понимания Гоголя как величайшего художника, обладающего уникальным видением их судьбы. В целом, материалы статьи актуализируют сложные вопросы, касающиеся поиска идентичности, сохранения культурных корней и обретающегося народного возрождения.