Погубит ли кризис СМИ Росии?

796 0

29 июня в пресс-центре информационного агентства “Интерфакс – Северо-Запад” состоялась пресс-конференция по теме “Российские СМИ в современной экономической ситуации”. В конференции приняли участие член общественной общественной палаты РФ, вице-президент МедиаСоюза Елена Зелинская, генеральный редактор журнала “Эксперт”, председатель комиссии общественной палаты по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Валерий Фадеев и генеральный директор журнала “Эксперт – Северо-Запад” Андрей Шамрай.

Кризис поставил отрасль журналистики как сферу бизнеса перед вопросом эффективности только недавно окончательно сформировавшейся экономической модели «реклама – СМИ».

Елена Зелинская озвучила главную проблему, которую поставил кризис перед журналистским сообществом: «Сейчас деньги стремительно уходят из нашей отрасли, рекламный рынок сужается, и снова возник вопрос – как выжить. Уже звучат идеи о том, что прежняя модель больше не работает и нужна другая система работы. Взамен предлагается возвращение к прежней модели зависимости от крупных владельцев, и, прежде всего от государства и районных администраций. Нам необходимо решить – сумеем ли мы сохранить модель рекламного обеспечения, или вернемся в подневольное положение. При этом мы должны помнить в первую очередь о своей ответственности перед аудиторией, которая за последнее десятилетие привыкла получать качественную информацию и широкую палитру мнений, иметь широкий выбор изданий, радиостанций и телевизионных каналов».

Также, по мнению госпожи Зелинской, качество информации в российских СМИ в ближайшее время может заметно снизиться из-за появления большого количества заказных материалов, поскольку в кризисное время искушение журналистов будет очень сильно.

Валерий Фадеев рассказал журналистам о результатах анализа ситуации рынка российских СМИ в регионах, недавно проведенного министерством связи и массовых коммуникациях. «Стало очевидным, что тяжелое положение в отрасли СМИ сегодня не находится в фокусе внимания государства. Ясного понимания о том, как функционирует рынок средств массовой информации – нет. Поэтому министерство связи и массовых коммуникаций создало рабочую группу по анализу ситуации в регионах. Наша оценка показала, что из бюджетных средств на поддержку СМИ выделяется порядка 5 млрд. рублей в год на 10 – 15 млрд. рублей поступает из внебюджетных средств. Это достаточно большие средства, но распределяются и расходуются они абсолютно неэффективно. Проблема в том, что эти деньги распределяются в регионах местным бюрократическим аппаратом и основная их часть идет на субсидирование тех СМИ, что обслуживают интересы управляющих лиц.

Крупной финансирование муниципальных изданий в регионах подрывает деятельность остальных СМИ, потому что выделяемые деньги позволяют производить огромные тиражи практически бесплатных газет, которые подавляют на рынке качественные независимые издания. И получается, что эти немалые средства, выделяемые государством для поддержки СМИ, только нарушают здоровую обстановку на информационном рынке. Есть такие примеры, когда администрация содержит по несколько газет в области на выделяемые бюджетные деньги. Сегодня мы ждем от региональных властей предложений о создании правил взаимодействия , которые не дадут возможности паразитировать чиновничьим СМИ и откроют новые возможности для независимых участников информационной отрасли. Нужно разработать прозрачные и понятные для общества правила субсидирования, которых на данный момент не существует.

У действительно независимых изданий, которые не принадлежат власти, поддержки на сегодняшний день нет. Кризис привел к ослаблению независимости СМИ в регионах. Сегодня нужно выявить действительно сильные самостоятельные региональные СМИ и оказать им поддержку, потому что именно они определяют лицо нашей отрасли.

Также для того, чтобы предотвратить развитие кризисной ситуации в масс-медиа, необходимо снизить налоги на деятельность СМИ. Сейчас НДС составляет 18% – это самый высокий налог. В Европе налоги на СМИ составляют от 0 – 7%.»

Генеральный директор журнала «Эксперт – Северо-Запад» Андрей Шамрай выразил мнение о том, что современная экономическая ситуация хоть и тяжелая, но к катастрофе в индустрии СМИ не приведет. «Нужно сделать акцент в работе на сильных местах и выявить слабые. У журналиситского сообщества были сложности и в период кризиса 90-х, дефолта, но все это пережили, выдержим и сейчас».

Отдельным предметом обсуждения во время пресс-конференции стала конфликтная ситуация, сложившаяся недавно в редакции «Эксперт – Северо-Запад».

В последние дни июня Марина Баранова передала полномочия генерального директора издания председателю Санкт-Петербургского отделения МедиаСоюза Андрею Шамраю. К таким кадровым перестановкам привела конфликтная ситуация с творческим коллективом редакции и возникновение сложной финансовой обстановки в организации, которая привела к большим задолженностям по зарплате.

Ситуацию прокомментировал Валерий Фадеев:

«Наша ошибка заключается в том, что руководство медиа-холдинга “Эксперт” на несколько месяцев упустило из виду ситуацию в отделении “Эксперт Северо-Запад”, решая свои проблемы, возникшие с изменением экономической ситуации, а ошибка прежнего руководства “Эксперт Северо-Запад” состояла в неверном расчете на то, что любые финансовые проблемы будут решены из Москвы. Однако, это противоречило принципу взаимодействия московского холдинга и отделения компании, т.к. все отделения являются независимыми акционерными обществами и ведут собственную хозяйственную деятельность. На них возложена вся ответственность за осуществление организации внутренней работы и результаты финансовой деятельности. Московское отделение не проводит оперативное руководство компаниями, находящимися в других городах. Реакция на кризис была слишком медленной и очень быстро возник разрыв между доходной и расходной частью, а руководство отделения в Петербурге не стало принимать решений по исправлению сложившейся ситуации. Возник большой долг по зарплате. Московский медиа-холдинг на данный момент сам находится в инвестиционном режиме. Раньше финансирование происходило за счет долгосрочных иностранных кредитов, с наступлением кризиса это финансирование остановлено и компания оказалась в затруднительном положении. Необходимо было либо прекращать собственные крупные инвестиционные проекты, такие как телевизионный канал, в который уже были вложены серьезные средства, либо искать другие источники финансирования. Мы решили эту проблему и ни один инвестиционный проект медиа-холдинга “Эксперт” не был остановлен. Но потребовалось немало времени и усилий для того, чтобы разрешить эту ситуацию, поэтому мы не могли решать финансовые проблемы подразделения Северо-Запада. Сейчас ситуация выправилась и у московского отделения появилась возможность оказать поддержку “Эксперту” Петербурга.

Сегодня для того, чтобы изданию “Эксперт Северо-Запад” продолжить нормальную работу, требуется 5 млн. рублей. По всей видимости, “Эксперт – Северо-Запад” возьмет кредит под гарантийное обязательства холдинга и финансовый разрыв, который образовался за последние месяцы, будет преодален, все долги по зарплате погашены и нормальный режим деятельности издания в скором времени восстановиться.

Сейчас работа журнала стабилизирована. Штат, который раньше можно было назвать «раздутым» сокращен. На данный момент творческий коллектив насчитывает 20 журналистов. В ближайшее время журнал будет перепрофелирован: акцент с освящения политических вопросов будет смещен на более тонкую аналитику бизнеса, больше внимания будет уделяться пробемам регионов, возможно, измениться дизайн издания».

Катерина Муравская,
специальный корреспондент газеты «Общество и Экология», Санкт-Петербург

Источник http://mera.com.ru
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru