Космические войны: как успех Илона Маска ударит по «Роскосмосу»

1590 11

754911676076689.jpg

 
SpaceX впервые совершила успешный повторный запуск ракеты Falcon 9. Теперь вывод спутников на орбиту может подешеветь на треть. Если Россия не снизит стоимость коммерческих запусков, ей придется уйти с этого рынка, предупреждают отраслевые эксперты
Технологический прорыв

 

В ночь на пятницу, 31 марта, частная американская​ компания SpaceX впервые совершила успешный повторный запуск первой ступени ракеты-носителя Falcon 9. ​Ракету запустили с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида). Falcon 9 доставила на орбиту коммуникационный спутник SES-10, а через девять минут ее первая ступень, которая уже была в космосе в апреле прошлого года, приземлилась на морскую платформу Of Course I 
Still Love You в Атлантике.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал такой результат «важным достижением» и отметил, что Москва внимательно следит за «технологическими прорывами во всем мире». Поздравил основателя SpaceX Илона Маска с повторным запуском ракеты Falcon 9 и российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, а глава госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров ​​​​сказал, что достижения Маска не дают расслабиться. «Они, безусловно, заставляют нас работать», — сказал он.

SpaceX не собирается останавливаться на достигнутом и планирует произвести 27 коммерческих и гражданских пусков в нынешнем году.

Основные игроки

Еще четыре года назад рынок коммерческих космических запусков делили между собой фактически два игрока: Россия и Евросоюз. Доля США, Индии, Китая и Японии на нем была незначительной. Расклад сильно изменился с появлением на этом рынке американской частной компании SpaceХ, которая не только довольно быстро отвоевала себе место в «коммерческом космосе», но и смогла занять в нем лидирующую позицию.

Пусковые услуги — это вывод космических аппаратов на орбиту Земли. 90% этого рынка составляет запуск телекоммуникационных спутников, остальные 10% — это вывод экспериментальных космических аппаратов, спутников дистанционного зондирования Земли и т.д. Еще в 2014 годутоимость вывода спутника связи на геостационарную орбиту при помощи одноразовой ракеты-носителя «Протон-М» составляла около $90–100 млн (в зависимости от условий контракта). Цена запуска европейской Ariane 5 была примерно $180–200 млн (ракета выводит два спутника одним запуском).

В 2012 году SpaceX впервые провела коммерческий запуск ракеты-носителя Falcon 9. За три года компания совершила 20 удачных пусков, полная стоимость одного составляет $62 млн. В связи с этим в 2015 году, чтобы остаться на рынке, России пришлось снижать цену запуска «Протона» почти на треть, до $70 млн.

Демпинг на рынке

Первая ступень — одна из самых дорогостоящих частей в ракете (30–40% ее стоимости). Успешный повторный запуск Маск считает «революцией в космических полетах». По его расчетам, перезапуск использованных ракет позволит уменьшить затраты на последующие старты на 30%, или почти на $20 млн. Если эти оценки верны, то очередной виток демпинга на рынке космических запусков приведет к падению стоимости одного запуска до $40–45 млн.

Глава SpaceX не приводит реальной стоимости повторн​ого запуска, парирует​​ главный аналитик ГЛОНАСС Андрей Ионин.​ «Маск не сказал, сколько он затратил на проверку этой ступени и ее доработку перед повторным пуском», — подчеркнул аналитик. По его мнению, снижение затрат будет не таким огромным.

Снижение стоимости действительно вряд ли превысит отметку в 20%, что, впрочем, также существенно, считает член Российской академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков. Для России, у которой ракетная техника давно устарела, любое снижение себестоимости запуска — «выдающаяся вещь», отмечает руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

Проблемы «Роскосмоса»​

«Роскосмосу» снизить цену будет довольно сложно, согласны собеседники РБК в отрасли. «Дело и в устаревшем оборудовании, и в кадровых проблемах. Возможно, выбрана немного неправильная стратегия развития космической отрасли в нашей стране», — считает Железняков.
 

С учетом того, что «Роскосмос» планирует перейти к летным испытаниям космической ракеты с многоразовой первой ступенью только в 2031 году, пойти на снижение стоимости запусков госкорпорации будет сложно. Россия не только не догоняет, а сдает позиции, считают собеседники РБК. В итоге все идет к тому, что Маск переманивает у Москвы клиентов и фактически выталкивает ее с рынка пусковых услуг, отмечают они.

 

Россия довольно долго лидировала в этом сегменте, впервые уступив США и Китаю в 2016 году, подчеркнул Железняков. Он напомнил, что за прошлый год Россия совершила 18 удачных запусков (из них два — коммерческие), Штаты — 22 (половина — коммерческие), Китай — 21 (один коммерческий). Европа запускала свои ракеты 11 раз (все по коммерческому заказу, для двух запусков использовались российские ракеты-носители «Союз»).

«Сдача позиций» объясняется постоянным сокращением финансирования и падением репутации из-за неудачных пусков, отмечает академик.

Так, в июне 2016 года запуск «Протона» перенесли из-за проблем с наземной системой электрооборудования. В декабре пуск «Протона» отменили из-за обнаруженного мусора в двигателе ракеты, сообщал ТАСС.

В январе 2017 года все двигатели производства Воронежского механического завода для второй и третьей ступеней «Протона-М» были отозваны. Оказалось, что в них использовался припой без драгоценных металлов, не предусмотренный технологией. Сообщалось, что в двигателях также мог находиться мусор.

Потеря клиентов связана не столько со снижением надежности российских ракет, сколько следствием санкций, введенных в отношении российской ракетно-космической отрасли в 2014 году, считает Андрей Ионин. По его словам, на фоне противостояния между Москвой и Вашингтоном никто не хочет заключать «рискованные» контракты с Россией.

«Спутник стоит $150–300 млн. Он должен приносить прибыль. Допустим, за 15 лет принести миллиарды долларов. И никто не будет рисковать возможностью каких-то осложнений проекта из-за взаимоотношений между Россией и США», — сказал Ионин.​
 

При этом бюджет «Роскосмоса» сейчас составляет порядка $3 млрд, а NASA — почти $18 млрд, добавил он. «Это больше космического бюджета всех остальных стран вместе взятых. Суммарный бюджет Китая, ЕС, России и Индии не дотягивает и до половины этой цифры», — подчеркнул Ионин. Половину же заказов Маска обеспечивает именно NASA, отметил аналитик.

 

Достижения SpaceX омрачают и без того печальную для России ситуацию, считает Иван Моисеев. «За последние несколько лет расклад поменялся таким образом, что Европа смогла сохранить свою долю на рынке коммерческих запусков, а вот Россия и США поменялись местами», — заключает он. 

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/politics/03/04/2017/58e0f01a9a7947534460c4f1?from=detailed

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
11 Комментариев » Оставить комментарий
  • 11302 8882

    Моисеи скорбят:)

  • 13529 11687

    Вот читаешь и удивляешься, как народ хавает бред авторов! Ну начнём анализировать! автор написал! “частная американская​ компания SpaceX” и тут же “При этом бюджет «Роскосмоса» сейчас составляет порядка $3 млрд, а NASA — почти $18 млрд, добавил он. «Это больше космического бюджета всех остальных стран вместе взятых. Суммарный бюджет Китая, ЕС, России и Индии не дотягивает и до половины этой цифры» Вопрос на засыпку какое отношение достижение частной компании SpaceX” имеет к бюджету НАСА? Вот когда эти пуски SpaceX” станут такими же регулярными как у нас, тогда и есть смысл о чём то говорить.

    • 38772 23378

      “В 2012 году SpaceX впервые провела коммерческий запуск ракеты-носителя Falcon 9. За три года компания совершила 20 удачных пусков, полная стоимость одного составляет $62 млн. В связи с этим в 2015 году, чтобы остаться на рынке, России пришлось снижать цену запуска «Протона» почти на треть, до $70 млн. ”
      “Россия довольно долго лидировала в этом сегменте, впервые уступив США и Китаю в 2016 году, подчеркнул Железняков. ”
      Статью невнимательно прочитал, ??? Или у тебя есть данные, что SpaceX деградировала к 2016 году ?
      В отличие от “Роскосмоса. Сколько времени уже запусков нет ?
      …”Когда выдавят Россию из этого сегмента окончательно, тогда и будем говорить “….. Это что за подход к проблеме …. стратегия “эффективных менеджеров” ?

      • 2 2

        Источник “Чердак”(Chrdk) “Сверхтяжёлая Госзакупка. НОвая российская ракета” https://hi-tech.mail.ru/news/
        В статье есть график “Как Falcon 9 теснил “Протоны”.
        В соответствии с утверждениями автора статьи, Фалкон 9 стал эффективным и отнимал по причине своей дешевизны запуска заказы у РН “Протон-М”. Поэтому число запусков “Протона-М” уменьшается, число запусков Фалкона 9 как бы прирастает дефицитом запусков “Протона-М”. Это для мировой общественности.
        Конкуренция, понимаешь!!!
        Но мы знаем, что по каким-то причинам идут (с 2 июля 2013 года)три аварии РН “Протон-М” в каждом последующем году и запрет полётов РН на 4 месяца после после каждой аварии.
        Значит, Фалкон 9 “теснил” “Протоны” не своей эффективностью, а авариями РН “Протон-М” в пользу Маска. А это уже предмет разбирательства органов прокуратуры, следкома, ФСБ…

    • 2 2

      Вопрос с посадкой не решён. Отделившаяся первая ступень представляет собой управляемый объект со своей СУ и ЖРД управления. В частности два ЖРД с качанием камеры в двух плоскостях управления. Тяга этих ЖРД должна быть минимум по 10тс каждый. В нашей отрасли, кажись, при расчёте схемы, дошли даже до 40тс. При этом, эти ЖРД, если они питаются топливом от основных баков ракеты, должны быть включены до момента отделения первой ступени. Иначе после разделения ступеней, в первой ступени КТ отхлынут от заборников топлива и ЖРД управления уже не включить.
      Этих ЖРД в Флаконе 9 нет. Эти ЖРД должны работать до момента включения центрального Мерлин 1Д, чтобы обеспечить наличие КТ в области заборнков топлива. Потом, работой центрального ЖРД Мерлин 1Д необходимо погасить горизонтальную составляющую скорости порядка 3000м/с. Начальная масса отделившейся ступени более 120 тонн. В ходе гашения этой скорости ступень будет выведена на высоту около 90 км (над баржой). С этого момента положением ступени соплами ЖРД вперёд (вниз для внешнего наблюдателя) должна управлять система ЖРД (16 штук) тягой от 3 тс до 100кгс.
      На высотах километров до 20 управление аэродинамическими плоскостями не получится. Да и управление аэродинамическими плоскостями не ПОДАРОК: нужны быстродействующие рулевые приводы и нужна мощная электрическая батарея. Так что лучше выбрать одно: ЖРД управления или аэродинамические плоскости. А ЖРД управления должны питаться от баков автономной ДУ, в которой наличие компонентов топлива в баках в области заборников обеспечивается независимо от положения и динамических показателей ступени.
      А далее с высоты порядка 90 км ступень начинает падать вертикально вниз соплами ЖРД вперёд. Видимо, если не учитывать сопротивление атмосферы, то центральный Мерлин 1Д должен погасить скорость ступени 1500м/с с начальной массой более 120 тонн и конечной порядка 25 тонн.
      Здесь вопрос поведения компонентов топлива в баках. В пределе они прижмутся к верхним днищам баков. Так как действует сопротивление атмосферы, то в минимальном пределе компоненты топлива будут “плавать” по объёмам баков. Наличие КТ в области заборников нельзя гарантировать и ТНА включённого центрального ЖРД Мерлин 1Д “взвизгнет” и пойдёт в разнос.
      НО и вопрос динамического напора на сопла ЖРД 9 мерлинов. Это нечто!. По пути к земле Маск якобы включает центральный ЖРД Мерлин 1Д, включение которого мы определили как невозможное.
      Что делается в полости сверхзвуковой части сопла и в полости камеры сгорания. Это ведь вплоть до входных клапанов ЖРД Мерлин 1Д! Какое давление воздуха и при какой температуре?
      Скажем, вопросом проектирования должна заняться РКК “Энергия”. И там этот вариант считали, но со сменой поколений об этом забыли, а результаты работ находятся в “совсекретных” отчётах. Хранящихся пол инвентарными номерами, которые ничего не говорят о названиях и содержании отчётов. Раньше этот перевод хранился в записях исполнителе, но в связи с их увольнением инв. номера стали бесполезными. Нужно считать по-новому. А кто поставит эту задачу и выделит финансирование, если Маск для России стал новым Ысусом Хрыстом, которого критиковать нельзя.
      Ну, вот! То, что мы видим от Маска, это мультфильмы типа диснейлендовских. Только опровергуны столь раскритиковали “лунные фотографии”, что амеры учли критику и теперь , так они считают, мультики они”строгают” безупречные.

  • 15019 12289

    Статья правильная. Мы почти выработали ресурсы Советского Союза, а рыночная Россия это вам не СССР. Отстаём мы по многим позициям, и мозги у нас скупают, и работать не кому, и производства искусственно банкротят и всё что могут в офшоры выводят. Неужели не видно? Мне например видно.

  • 1128 839

    “Батут” в действии. Продолжаем закидывать шапками.

  • 6 6

    Фэйк. Илон Маск НИЧЕГО в космос не запускал.

    На Пандоре даже статья была на эту тему.

    Лучший ракетоноситель – у России. Может именно на нём и запускали. А возвращаемая ракета – это спектакль. Нет такой ракеты и не было никогда. Как холодного синтеза и ещё кучи вещей.

    • 44631 23599

      Скорее всего так и есть,просто распил бабла на финансирование этой липовой шарашки.Пока заключают контракты,придумывается оригинальная отмаза чтоб не рисковать этими липовыми ракетками.Запустят нашу под шумок,и еще кредитов нахватают лет на пять.)

    • 38772 23378

      Чего же Роскосмос тогда расценки на коммерческие запуски на треть уменьшил ?
      Ведь Илона Маска не было. Или они не читали статью на Пандоре ? Вот дебилы.))

      • 2 2

        С уменьшением массы КА при одновременном увеличении числа выполняемых ими функций, как “Протон-М, так ” и “Ариан-5ека стали ракетами переразмеренными. Конкурентов два – эти ракеты. Ариан вообще стала перед проблемой подбирать парные запуски. То же коснулось и РН “Протон-М”. “Протон-М” по своим технико-экономическим показателям находится вне конкуренции на рынке запусков вплоть до 2060 года или до момента времени, пока в космос будет обеспечиваться выход с помощью ракет на химическом топливе. Перед Западом встал вопрос ликвидации РН “Протон-М” диверсионными средствами, поскольку технически победить они его не смогли и не смогут.
        Есть “Чердак” на каком-то российском форуме, который даёт график, как Флакон 9 “теснил” РН “Протон-м”. Нам проблемы “Протна-М” дают как результат аварий по причине производства и недостатков конструкции, но во внешний мир проблемы “Протона-М” отнесены за счёт превосходящей конкурентоспособности ракет Маска. То есть, вопрос для расследования органами прокуратуры.
        Маск это блеф. И направлен он на испуг российской стороны по принципу “брось, а то уронишь”. Как видим, Маск это обычная подлянка американцев уровня полётов на Луну. Тем не менее, РН “Протон-М” и РБ “Бриз-М””, а заодно и ФГУП ГКНПЦ им М.В. Хруничева, ликвидировали российские власти. “Магия Маска” – до “п… дверца”. Но эта американская кампания сделала обстановку мутной воды и возможность российским диверсантам сделать вид, что они поверили в “мессию” Маска и от страх капитулировали..

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru