Фотограф Вильям Каррик (1827—1878)

2579 1

Может пачка старых фотографий, найденных в комоде, изменить образ жизни человека?

Оказывается, может. Пример тому – судьба Фелисити Эшби, внучатой племянницы фотографа.


Странная находка

Лет сорок назад миссис Эшби вела тихую и размеренную жизнь в предместье Лондона. Работала в школе, учила детей рисованию, по выходным иногда выбиралась в столицу – полюбоваться Тауэрской башней или погулять в Гайд-парке. В общем, английская жизнь на английском острове. О России почти ничего не знала. Конечно, слышала, что была такая империя где-то на севере, но теперь на ее месте располагается Советский Союз, откуда, по сообщению «Би-би-си», исходит «советская угроза».

И вот однажды спокойное существование Фелисити оказалось нарушенным: она зачем-то полезла в рассохшийся комод и в глубине нижнего ящика обнаружила объемистую кожаную папку. Миссис Эшби открыла ее и в изумлении замерла: папка была забита негативами и пачками старинных фотографий. С пожелтевших карточек на нее смотрели какие-то бородатые мужики, разносчики, трубочисты, продавцы корзин и пирожков, молочницы, крестьяне, а то и нищие с котомками. С первого взгляда было видно, что типажи отнюдь не английские.

http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-01/1452871602_104-174.jpg
Внучатая племянница В. Каррика Фелисити Эшби. 1989 г. Лондон. (Фото из архива Ю. Г. Епатко)

Фелисити взяла одну из фотографий. «Gouv de Petersburg», – прочла она надпись внизу на французском языке. И рядом что-то по-славянски: «Петерб. Губ.». «Петербург?! – изумилась Эшби. – Россия?» Еще ниже – знакомая фамилия и адрес, очевидно, в том же Петербурге: «W. Carrie, petet Morskoi»… А вот и сам Вильям Каррик. Видимо, автопортрет: красивый мужчина с решительным проницательным взглядом. Да, это тот самый «дядюшка Вильям», о котором Фелисити слышала еще в детстве от матери! Миссис Эшби вспомнила о семейном предании, о том, что ее шотландские родственники Каррики когда-то жили в России и один из них стал известным фотографом.

Находка российских фотокарточек увлекла пожилую англичанку и, по ее словам, буквально изменила ее жизнь. Фелисити загорелась идеей поехать в Советский Союз, посетить места, где ее дядюшка Вильям снимал своих героев, и, по возможности, отыскать новые фотографии, которые могли пылиться где-нибудь в питерских архивах. В свои 65 лет миссис Эшби выучила русский язык (!) и отправилась в Ленинград.


Фотоаппарат вместо палитры

Выяснилось, что в Советском Союзе ничего не знали о Каррике. Вильям Каррик как дореволюционный фотограф не значился в Большой советской энциклопедии. Семьдесят фотографий отыскались в Публичной библиотеке. И все. Как установила Фелисити, негативы Каррика, отснятые в Петербурге и губернии, оказались рассеянными по всей Европе. Могила Вильяма на Смоленском кладбище не сохранилась. Город, в котором столько лет прожил знаменитый русский фотограф, давно забыл его.

Я не оговорился. Каррик, несмотря на свое шотландское происхождение и британское подданство, считается русским фотографом. Но не только потому, что с юного возраста постоянно жил в России, в

Совершенстве знал русский язык. Каррик и по духу, как отзывались о нем современники, был «вполне русским человеком». Его в Петербурге звали на русский лад Василием Андреевичем.

.. .Семья шотландских купцов Карриков поселилась в России в XVIII веке. Дед Вильяма Каррика в 90-х годах был известен на Лондонской бирже как «купец из Петербурга». Его сын Эндрю Каррик, тоже купец, в 1825 году приехал из Петербурга в Эдинбург и познакомился с очаровательной 15-летней Джесси. Вскоре он сделал ей предложение, и они обвенчались. После рождения своего первенца – Вильяма – Эндрю Каррик перевез семью из Эдинбурга в Кронштадт, где шотландцы прожили еще 16 лет до переезда в Петербург.

По окончании школы отец определил Вильяма в Императорскую Академию художеств, в класс архитектуры. Однако юноша с большим усердием посещал класс живописи, мечтая «о чистом, а не прикладном искусстве». Впоследствии Каррик часто шутил: «По званию я архитектор, а строить не умею». В 1853 году Каррик на средства отца отправился на стажировку в Италию. Четыре года, проведенные в Риме, оставили в его сердце прекрасные воспоминания. У него были друзья в русской колонии. Юноша выучил итальянский, увлекался итальянской оперой.

В Россию Вильям вернулся, узнав о тяжелой болезни отца и разорении фирмы Карриков (она торговала лесом и корабельными инструментами). Крымская война совершенно подорвала дела отца. Все семейные заботы легли на плечи Вильяма. По возвращении из Италии Каррик мечтал о занятиях акварельным портретом, однако очень скоро осознал, что этим ремеслом не сможет обеспечить семью.

В 1850-е годы акварельный портрет вытесняется новым видом искусства – быстрым в исполнении и более дешевым – фотографией. Русский гравер Ф. И. Иордан писал в 1854 году из Флоренции архитектору А. П. Брюллову: «Сильно пугает меня фотография, которая делает здесь большие успехи, и здешние портретисты сидят вовсе без работы.». Так же обстояло дело и в России. «Фотографы

Плодятся у нас со дня на день. Конкуренция огромная, и все завалены работой: так велика слабость у смертных видеть свое изображение.» – сообщалось на страницах журнала «Современник».

И Каррик решился: он занялся светописью – так в то время называли фотографию. Поменяв кисть и палитру на тяжелый и неуклюжий фотоаппарат, он не расставался с ним до конца жизни.


Британский подданный Василий Андреевич

Летом 1857 года Вильям вместе с младшим братом Джорджем отправился в Эдинбург. Джордж намеревался поступить на медицинский факультет местного университета, а Вильям – овладеть ремеслом фотографа. В Эдинбурге Каррик познакомился с фототехником Мак-Грегором, который откликнулся на его предложение переехать в Россию и открыть совместное дело.

Но планы будущего знаменитого фотохудожника едва не разрушились из-за весьма рискованного поступка. Из Шотландии Каррик привез три первых номера герценовского журнала «Колокол». И кто-то из друзей Каррика устроил публичное чтение этих номеров в трактире. Друга арестовали, а нашим шотландцем заинтересовался сам Александр II. 5 января 1858 года императору доложили: «Великобританский подданный Вильям Каррик имеет от роду 30 лет, жил с малолетства в С.-Петербурге и воспитывался в Императорской Академии художеств. В 1853 году для усовершенствования в живописи побывал в Италии, но, кажется, не сделал там больших успехов, ибо, как говорят, он намерен совсем оставить художнические занятия и посвятить себя торговле.».

Уже на следующий день после доклада императору шеф III отделения князь Долгоруков написал следующий приказ: «Благовидным образом, не в виде полицейской меры, пригласите ко мне г. Каррика завтра утром в 10 часов». А на полях против этой записи – пометка: «Исполнено. Каррик был у князя 7

Января утром». О чем говорили шеф полиции и будущий фотохудожник, неизвестно, однако Каррика не репрессировали. Видимо, Долгоруков ограничился душевной беседой, намекнув Вильяму, что даже британскому подданному небезопасно распространять запрещенную в России литературу.

Предоставленная Александру II справка не была точной: не торговлей, а фотоискусством решил заняться этот молодой человек. В 1859 году ателье Каррика и Мак-Грегора распахнуло двери в оживленном и престижном районе столицы – на Малой Морской улице, в верхнем этаже дома № 19.

Кто только не побывал там! Менделеев и Крамской, Ге и Стасов, великий князь Николай Александрович и. коробейники, солдаты, извозчики. Вспоминая о работе в ателье, Каррик писал матери зимой 1863 года: «Г рафы и графини. Г енералы и полковники с их дамами, ливрейные лакеи, горничные и поварихи – все они приходили к нашей мансарде и сидели в очереди. Чтобы получить свои фотографии. Пришел первым – обслужен первым. И если я отличаю кого-нибудь, так это только самых простых и бедных заказчиков. Я более внимателен к ним, так как они нуждаются в большем внимании, чем богатые и благородные».

Как отмечали современники, в Каррике «артист подавлял ученого». Тем не менее он внес вклад в усовершенствование фотопроцесса – изобрел практический метод для продолжительной экспозиции мокрых пластин. В 1862 году великий князь Николай Александрович заказал Каррику портрет, и он получился превосходным, за что фотографу в знак поощрения было пожаловано кольцо с бриллиантом. Тогда же князь пожелал, чтобы Каррик сфотографировал других членов императорской семьи. Но эти планы, по-видимому, не осуществились.

И все же следует признать, что портретное ателье на Малой Морской не пользовалось большой популярностью, а Каррик и Мак-Грегор как портретисты были гораздо менее известны, чем петербургские фотохудожники А. И. Дерньер, И. Ф. Александровский, К. Бергамаско.

Однако Каррик вовсе не стремился к славе. Его современники вспоминали, что он намеренно не стал заниматься портретированием. Его творческие интересы были другие. Каррик одним из первых в России обратил внимание на низшие слои городского и деревенского населения, на простолюдинов, которым сниматься было не по карману, да и некогда. Много раз обходил фотограф со своей техникой петербургские улицы и предместья в поисках интересных лиц и сценок городской жизни. Так постепенно сложилась коллекция «петербургских типов», состоящая из трехсот фотографий. И Каррик наконец-то нашел себя: он стал первым фотолетописцем народной жизни в России.


Здесь русский дух…

Фотограф мечтал о путешествии по России, ему хотелось увидеть и запечатлеть «исконно русские типы». Летом 1871 года по приглашению знакомого, богатого симбирского помещика, Каррик и Мак – Грегор посетили Поволжье. Но власти запретили ему фотографировать – для этого требовалось специальное разрешение. Негативы, хотя и с трудом, удалось сохранить. «Не многие знают, – писал его симбирский друг Н. Соковкин, – с какой любовью Каррик-шотландец воспроизводил типы русской жизни, какой драгоценный вклад сделал он в российскую этнографию. его тянуло внутрь России, на Волгу. Совершенно новая природа, ширь и красота места, непочатый угол материала – придали ему юношеские силы. Он работал от солнечного восхода до заката, без отдыха, часто производя до 25 негативов в день.»

По возвращении в Петербург Каррик сообщал сестре: «Я взял свои симбирские снимки, чтобы показать их старому Брюллову (архитектору, брату знаменитого художника. – А. Е.), и как он ими восхищался! Он даже надел две пары очков и время от времени отдыхал – ведь это не шутка просмотреть, как знатоку, 200 карточек кабинетного размера».

В 1872 году при содействии А. П. Брюллова несколько фоторабот Каррика были представлены на Международной выставке в Лондоне, правда, имя их автора не указывалось; сообщалось лишь, что они выполнены в России.

Летом 1875 года Каррик вновь поехал в Симбирскую губернию, но уже один – Мак-Грегор незадолго до этого умер. Сохранилось письмо Вильяма матери, датированное 1-м августа 1875 года, с обратным адресом: Симбирская губерния, хутор Нагорный. «Прошли по тем местам, которыми мы с Мак – Грегором когда-то любовались, душа полна воспоминаниями… Вчера отправились в соседнюю деревню, где я снял двенадцать удачных снимков. Домой вернулись к полудню и до обеда успели сделать еще шесть негативов. Снимали крестьян на жнивье.»

Творческим итогом путешествия по России явилась великолепная серия, насчитывающая более 800 снимков (!). Персонажи произведений Каррика – крестьяне, странники, молочницы, торговцы, дворники, солдаты, трубочисты, городские и деревенские ребятишки. Сюжеты – праздники, гулянья, виды деревень, самобытных крестьянских построек, пейзажи, восхитительные уголки русской природы.

Галерея Каррика «Русские типы», состоящая из 800-1000 фотографий, была с большим интересом принята в Западной Европе. На Международной выставке в 1876 году в Лондоне работы фотографа-этнографа произвели сенсацию. В газетах о снимках Каррика отзывались как о высокохудожественных произведениях. «Примечательно, что в России, – отмечал уже после смерти Каррика журнал „Всемирная иллюстрация—, – эта коллекция немногим известна и пока не нашла надлежащей оценки».

Скончался Вильям Каррик 11 ноября 1878 года от воспаления легких. Могила его на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, как уже упоминалось, не сохранилась. Драгоценные негативы рассеяны по всему миру. На сегодняшний день самая большая коллекция его работ (около 200 фотографий) хранится в Лондоне у Фелисити Эшби и должна была по ее завещанию попасть в Русский архив города Линдса (Англия). Несколько десятков фотографий есть у лондонского коллекционера Соммера Эрха. Семьдесят работ хранится в Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Большая коллекция снимков предположительно должна находиться в Женеве, где умер художник Л. Варнеке, купивший ее у самого Каррика в 1876 году. Но часть наследия знаменитого шотландца могла осесть и в частных собраниях петербуржцев. Известно, например, что сын фотографа художник-карикатурист Валерий Каррик распродал «шкаф с негативами» своего отца.

Кто знает, может быть, в Петербурге хранятся неизвестные работы Вильяма Каррика. И вдруг вы тоже, уважаемый читатель, однажды откроете свой фамильный альбом и в уголке потемневшего от времени снимка заметите овальный фирменный штемпель «Фотография Каррика на Малой Морской, № 19, в С.-Петербурге.».


http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-01/1452867731_0_17145c_476add75_xxxl.png
Семья в поле. Симбирская губерния. 1871


http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-01/1452867772_0_17145d_66153e67_xxxl.png
Сенокос. Симбирская губерния. 1871




http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-01/1452867880_0_17145a_8a4db4cb_xxxl.png
Дровеник. Симбирская губерния. 1871


http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-01/1452867976_0_17145b_15acbaf4_xxxl.png
Мордвинка. Симбирская губерния. 1871


http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-01/1452867995_0_17145e_ec7b8037_xxxl.png
Стирка. Симбирская губерния. 1871


http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-01/1452867981_0_171459_57ac1128_xxxl.png
Женщина с ведрами. Симбирская губерния. 1871


http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-01/1452868107_0_171ce4_e399439_xxxl.png
Жатва. Симбирская губерния. 1871


http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-01/1452868166_0_171ce2_35000ef7_xxxl.png
Крестьянка за домашней работой. Симбирская губерния. 1871


http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-01/1452868143_0_171ce1_39acc6fe_xxxl.png
Крестьяне за обедом. Симбирская губерния. 1871


http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-01/1452868248_0_171ce3_d8411ee1_xxxl.png
Русская крестьянка из Тверской губернии. 1860-е


http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-01/1452869984_f44e79661f4518daa4149241c13bbf34.jpg
Крестьянка Тверской губернии. 1870-е

























http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-01/1452869830_e45d77825fdd8e319a11f2926d0dc0a1.jpg
Девушки около древесного шалаша. 1870-е











http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-01/1452870130_3c239add64b97372be81042091f74ef8.jpg
Девушка и баба села Порецкого Симбирской губернии. 1870-е


http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-01/1452870352_8a3c2b5e6381496a748b9323e50f7f08.jpg
Крестьянские дети у бочки-водовозки. 1870-е


















http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-01/1452871023_104-177.jpg
Отставной солдат. Фото В. Каррика. 1870 г.


http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-01/1452871050_104-178.jpg
Сеятель. Фото В. Каррика. 1870-е гг.


http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-01/1452870821_104-176.jpg
Девушка с кадкой. Тульская губ. Фото В. Каррика. 1870-е гг.



http://www.istmira.com/razlichnoe/tajny-proshlogo-zanimatelnye-ocherki-peterburgskog/page/92/
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
Один комментарий » Оставить комментарий
  • 75 39

    Как много мы не знаем о нашей прекрасной родине,о людях,живших и живущих,добывающих хлеб свой трудом,а не воровством. Какие прекрасные,добрые и серьёзные лица.Лица России.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru