Айфоново детство

1340 15

Научить детей жить - основная задача родителей. Но обучение идет главным образом на собственном примере. А что видят наши дети? Спины родителей, закрывающие экраны компьютеров? О чём следует подумать, прежде чем давать ребёнку такой "удобный" во всех отношениях планшет или доступ к компьютеру? 

 

Начну издалека. Лет с трех. Хотя, на самом деле, еще раньше: с полутора лет... Я вышла из кабинета за кипяточком и застала окончание громкой сцены у стойки администратора: молоденькая мама отрывает от своей ноги малюсенькую девочку, прям вот по одному пальчику отцепляет, при этом комментирует: «И ведь не отклеится, пока телефон ей не отдам!

Не дам, я сказала, он мне самой нужен!». Девочке чуть больше года, но орет она громко и выразительно: «Играть дай! Играаааать!» А я-то гадала – кого здесь на части режут?

Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребенка от компьютера? Вам не понравится мой ответ. Потому что единственное, что можно сделать – не сажать ребенка к экрану. Совсем.

История вопроса


Давайте откинемся в кресле и вспомним, как протекало наше собственное детство. От нуля до полутора лет: ребенок на руках, в манеже, на полу, в коляске. Его развлекают силами всей семьи, иногда оставляют поплакать в одиночестве, пока мама принимает душ или посещает туалет. В случае тяжких жизненных обстоятельств младенца отправляют в ясли, где обстановка примерно та же, минус семья. Стукается головой обо все, обрушивает на себя гору выглаженного белья, сладострастно тискает кошку, потом рыдает, что она царапается…

С полутора до, примерно, трех лет: ребенок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копается самозабвенно в грязи, собирает окурки и тащит их в рот, кидается песком, падает и встает, пытается выковырять глазик у собачки, подбрасывает мертвую птичку, чтобы она полетела…

От трех до пяти. Стоит полдня как замороженный перед открытыми воротами гаража, в котором чинят машину. Сидит, болезный, на подоконнике, замотанный в одеяло и наблюдает за уличным движением. Помогает маме в субботу мыть пол, потом папе – выбивать ковер на снегу. Засыпает там, где застало, пока мама мечется, как подстреленная, в поисках пропажи. Ездит с родителями на дачу на четырех видах транспорта, это практически кругосветное путешествие…

Идет в школу в семь лет, там друзья, футбол после уроков, приходит, когда уже темнеет, грязный до невозможности и голодный как волк, засыпает над уроками. Гоняет на велосипеде, исследует чердаки и подвалы, попадает в неприятности, теряет сменку, портфель, куртку… Ходит в авиамодельный кружок и на хоккей зимой, берет книжки из «Библиотеки приключений», читает их по ночам и в туалете, бредит капитаном Бладом и Робин Гудом…



Его жизнь насыщена событиями и свершениями, она требует напряжения всех сил души и тела. Иногда он вскакивает ночью с открытыми и бессмысленными глазами, что-то горячо бормочет и падает обратно в постель, как убитый воин. Он фантазирует, шепчет себе под нос, когда медленно плетется домой после уроков вдоль трамвайных путей. У него есть свои «места силы», ларек с мороженым или окошко булочной, помойка – источник неисчислимых сокровищ. Он знает дворы, в которые не надо заходить, и подъезды, в которых можно переждать грозу. У него есть друзья среди взрослых и враги среди детей. Это волшебный, совершенно реальный мир. В отличие от цифрового нынешнего...

Матрица. Загрузка

Теперь смотрим, как живет нынешнее поколение. От нуля до полутора разница невелика, разве что у мамы больше свободного времени (да здравствуют памперсы и стиральные машинки!) и масса тревоги. Поэтому ребенок в основном пристегнут: к коляске, к маме, к стульчику… о том, чтобы спокойно поползать по двору и речи быть не может. Кругом опасность, грязь, шприцы и собачьи какашки. Разве что на море можно дорваться до чистого песочка, но это не всем удается. Чтобы выжить с ребенком в современной городской квартире придуманы разнообразные приспособления, игрушки, развивалки, отвлекалки. Все для того, чтобы не дать ребенку самостоятельно исследовать окружающий мир.

А ему скучно, отчаянно скучно. Ему хочется карабкаться, рыть, наливать и выливать, разбивать, нюхать, просыпать. Маме же хочется спокойно побродить в соцсетях. Ладно, предположим, что маме хочется приготовить обед. Но если честно, приготовлению обеда, стирке, глажке, мытью полов ребенок мешает не так сильно, как сидению в интернете.

Поэтому как только ребенок вырастает до самостоятельного сидения ему вручается старый телефон, или планшет, или, если уж совсем все плохо, включается телевизор.
О, отлично, теперь он занят и у мамы есть полчаса для себя.

Еще мы практически поголовно пересели на машины. Если раньше детей спокойно возили в общественном транспорте (другого-то не было), то теперь одна мысль, что деточка будет находиться в одном объеме с толпой ужасных и (скорее всего) заразных людей, вызывает панику. Поэтому ребенка возим ТОЛЬКО в машине. Ага, по пробкам. И очень скоро становится понятно, что ребенку в машине тоже скучно. И он скандалит и буйствует. А отвлекаться от дороги очень и очень опасно. Поэтому, и только из соображений безопасности, ребенку отдается на растерзание айфончик с Фруктовым Ниндзей.

Очереди в детскую поликлинику, метро, электричка, любая ситуация ожидания, когда родители не знают, как занять ребенка, или не хотят напрягаться – электронный друг выручит везде! Это отличный способ:
- добиваться послушания (если ляжешь без капризов – дам поиграть)
- наказывать и угрожать (будешь себя так вести – отберу айпад)
- получать передышку самим
- делать подарки
- и даже стимулировать хорошую учебу (четверть без троек – и получишь пятый айфон на Новый Год).

Вопли «Почему он ничем не интересуется, ничего не хочет, никуда не ходит и с нами не общается?!!» начнутся немного позже, годам к 12. Еще немаловажный аспект темы. Каких-то 15 лет назад дети массово наблюдали повседневную жизнь родителей: работу, занятия домашним хозяйством, даже в магазин детей брали чаще. Я сужу об этом на основании детских рисунков. В 1994 году диагностический рисунок «Семья» изображал обычно или «мама на кухне, папа на диване перед телевизором, я в своей комнате катаю машинки», или «мама, папа, я, взявшись за руки гуляем по улице».

Сегодня рисунки детей показывают, что даже у кошки есть свой айпад. Все сидят, уткнувшись в мониторы. Безрадостная картина, как сказал ослик Иа-Иа.

Научить детей жить

Согласитесь, это же и есть наша основная задача как родителей, конечная цель наших воспитательных усилий: за годы детства и отрочества подготовить детей к самостоятельному выживанию в современном мире. По большей части, мы это делаем, и делаем неплохо. Даем образование, заботимся о здоровье, стараемся окружить хорошими людьми и вещами.

Но обучение идет главным образом на собственном примере. Так что же видят наши дети? Наши спины, закрывающие экраны компьютеров? Они не ходят на работу к родителям (за очень редким исключением), мало проводят времени на улице в свободном поиске, хотя это абсолютно необходимо для их роста,у них нет ни поводов, ни возможностей познавать мир и себя. Сегодняшние городские дети живут в стерильном мире компьютерных технологий, виртуального общения и игровых схваток.



 

То, что в специальной литературе называется «ролевые игры» - в дочки-матери, казаки-разбойники, просто воссоздание любого вымышленного сюжета, начинающегося со слов «давай, как будто ты…» - сегодня перенесено во всемирную сеть и заключается в основном в уничтожении представителей загробного мира.

Я не знаю, как их оторвать от мониторов. Альтернатива миру, где ты всемогущий Герой, должна быть настолько привлекательной, чтобы ребенок захотел повернуться к ней лицом. Что вы можете предложить? Это же вам самим придется закрыть комп, выйти из Сети, отключить все гаджеты…

Вспомнить свое детство... выстрогать из брусочка «чижа» и найти подходящую биту. Порыться (ну ладно, разрешаю порыться для благого дела) в Интернете и найти все фигуры в «резиночку». Зайти на сайт Игроведа и купить Диксит или Монополию. Но играть-то все равно придется ВАМ самим, людей пока с доставкой на дом не привозят. Вы готовы?

Вы готовы терпеть его наркоманские ломки на отмену компа, выдерживать волны агрессии в свой адрес, попытки шантажа («Я сейчас в окно выброшусь, если ты не отдашь мне планшет!») Вы сможете каждый вечер, невзирая на усталость после целого рабочего дня, общаться с подростком, который и общаться-то не очень хочет? Гулять с ним, беседовать, ходить в гости и принимать гостей у себя?

Вам придется учить его заново, показывать все возможности нашего мира, налаживать отношения. Выносить тревогу и депрессию – ведь любой отказ от привычного удовольствия ведет сначала к депрессии. Научить его гулять, играть, готовить еду, покупать продукты, смотреть на закат, читать вслух про «Трое в лодке», тихо болтать в машине, подпевать старым группам. Сейчас он ничего этого не умеет, в ушах у него наушники, руки заняты кнопками на экране. Вы еще помните, что письмо можно написать, а не распечатать с помощью принтера. И что игра – это когда друзья видят глаза друг друга.

Ведь это и есть НОРМАЛЬНАЯ жизнь, такая, какой она должна быть. Если выключить компьютер.

<noindex>Источник</noindex>

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
15 Комментариев » Оставить комментарий
  • 5354 4043

    Детей воспитывают комьютеры. Родители нужны только (пока) только для поддержания популяции.

    • 1980 1427

      Всё зависит от родителей,не даром сказано,что “яблоко от яблоньки недалеко падает”.Если родителям другие заботы важнее будущего ребёнка,то и получаем…А родители в большинстве своём поражены потребительством,души мелки,завистливы и жаждут люди удовольствий для тела больше,чем для духа.Высокие идеи не живут в слабых душах,не способных подняться выше своих эгоистичных интересов.Я думаю,что прежде всего необходимо вернуть достоинство женщине.Воспитав будущих матерей,мы обеспечим достойную смену поколений.

      • 18949 12805

        “Родители в большинстве своём поражены потребительством,души мелки,завистливы и жаждут люди удовольствий для тела больше,чем для духа…”
        Даа, Люся, то ли дело учителя – святые люди! Призваны всех воспитывать, независимо от их желания. Красивую картинку портит только то, что учителя бывают родителями, а родители – учителями.

        • 1980 1427

          Воспитателя выбирают,не хочешь-не ведись.Насильно лошадь пить не заставишь,как сказали умные.Я высказываю своё мнение,не более.Почему оно вас так раздражает,задуматься не хотите ли?Я задумалась.Профессия учителя не обеспечивает ему прекрасных качеств воспитателя для своего ребёнка.Пример-Сухомлинский.Дар педагога,как сказал великий,реже встречается,чем дар художника.

        • 18949 12805

          Зря вы, всё-таки, про родителей так нехорошо отозвались, ведь родители – это все мы, и учителя, и прочие. Если педагог не уважает родителей своих учеников, стоит ли ждать от него уважения к ученикам и качественного выполнения своих обязанностей. Это всё равно, что врач будет охаивать родственников больных. А учителей у нас не выбирают, кто в школе работает, тот и учит, и он тебя может сильно невзлюбить, а тебе деваться некуда, сложно школу менять, это большая проблема. Люся, будьте милосердны к ученикам своим и родителям их, не надо так о них отзываться, это больше Вас характеризует, чем их.

          • 18949 12805

            Опять анонисты повылезли, написать слабо?

          • 1980 1427

            Вы всё-таки не поняли,а я,возможно,слишком резко.Наболело,когда видишь,что у большинства родителей на внешнем благополучии заботы о ребёнке сосредоточены.Я о проблеме,которую надо решать всем миром,об ответственности.Я в своём детстве прошла много школ,хороших и плохих.Когда в семье нормально,школы не оказывают особого влияния,особенно сегодня.На Украине,по крайней мере, педагоги в большинстве своём, и не знают какие условия обеспечивают влияние на ребёнка.Может это и хорошо в данной ситуации.Школа сегодня-неуправляемый хаос воздействий.Учителя,за редким исключением,знаедатели. И война на Украине-показатель болезни общества.И в России ,я думаю,не намного лучше в школьном деле.

          • 18949 12805

            Вот теперь хорошо сказали, по-человечески, спасибо.

  • 969 -1171

    Стаду вместо мозга вставили всевозможные девайсы. Стаду мозг не нужен. Это лишнее.

  • 510 163

    Виртуальный мир не так ограничен, как мир реальный. Дети видят оба мира. И в том, что во многом реальный мир уступает виртуальному – уже вина природы, а не программистов.
    Реальный мир, можно воспринять через призму информации. Итог – реальный мир, некое логическое заключение мира виртуального. (ничто есть всё – всё есть ничто).
    И если я могу быть магом в мире виртуальном а в реальном не могу, то несоответствие и ущербность реального, будет вызывать его отторжение.
    Не смотря на супер сложность мира реального, его интерфейс, то есть степень взаимодействия природы с человеком, работает максимум на уровне бытового (животного) восприятия и всё.
    Если животным всё равно – им бы пожрать, то человек, как дух в животном теле.
    Потому увлечение (душой) цифровыми технологиями, которые видят и воспроизводят в себе мир реальный и более, вполне объяснимо и логично.

    • 5746 4330

      Что бы быть магом в реальном мире нужен огромный опыт души.
      А вы, видимо, ещё подросток? Есть какие-то знания, способности, но нет жизненного опыта- это судя по вашим постам

      • 6292 -1235

        “Что бы быть магом в реальном мире”
        не нужен никакой “опыт”
        не обманывайтесь
        всё зависит от собственной оценки своей цены перед инфернальным миром враждебных сущностей
        все заигрывающие без исключений были обмануты и пострадали и большинство весьма жестоко
        бес-платный только “сыр в мышеловке”
        другого пока не обнаружено

  • 6292 -1235

    вот ходил за берёзовым соком, только что пришёл, и вот полез в виртуальный мир
    возникло странное чувство – случайно разве не зависимость начинается?
    хотя 5 км по лесу не считая полчаса пешком асфальтом по городу, потом пока обойдёшь берёзы, сольёшь сок, тоже не менее полчаса уйдёт
    это наверно из-за сложной процедуры подвешивания бутылок с минералки проволокой на забитые берёзовые трубки (чтоб потом можно было заглушку вставить) – так чистый сок, и мошкара не летит
    еле туда дотащился, всё вгору
    зато 13 литров принёс (вчера только 8)
    и всё с восьми берёз
    в прошлую суботу смотрел на участки где другие берут (больше берёз рядом, друг в дубовом лесу решил брать чтоб не смотреть каждый раз на порубанные топорами берёзы и забитые куски оцинковки, только он обещал сам ходить, да вот поскользнулся и приходится зарядкой заняться) то мужики четыре бидона молочных на уазике увезли
    - не ленитесь
    оторвитесь немножко к реальной жизни и наберите чистого природного весеннего лекарства
    кстати – молодым на заметку (а то вам никто не подскажет)
    берёзовым соком в старину лечили желтуху и часто довольно успешно
    а она появляется эпидемически в основном в начале весны и изредка лета после дождей
    да и вобще очень полезно в любом возрасте
    все на природу
    на отдых от виртуальной нереальности

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru