Айфоново детство
Научить детей жить - основная задача родителей. Но обучение идет главным образом на собственном примере. А что видят наши дети? Спины родителей, закрывающие экраны компьютеров? О чём следует подумать, прежде чем давать ребёнку такой "удобный" во всех отношениях планшет или доступ к компьютеру?
Начну издалека. Лет с трех. Хотя, на самом деле, еще раньше: с полутора лет... Я вышла из кабинета за кипяточком и застала окончание громкой сцены у стойки администратора: молоденькая мама отрывает от своей ноги малюсенькую девочку, прям вот по одному пальчику отцепляет, при этом комментирует: «И ведь не отклеится, пока телефон ей не отдам!
Не дам, я сказала, он мне самой нужен!». Девочке чуть больше года, но орет она громко и выразительно: «Играть дай! Играаааать!» А я-то гадала – кого здесь на части режут?
Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребенка от компьютера? Вам не понравится мой ответ. Потому что единственное, что можно сделать – не сажать ребенка к экрану. Совсем.
История вопроса
Давайте откинемся в кресле и вспомним, как протекало наше собственное детство. От нуля до полутора лет: ребенок на руках, в манеже, на полу, в коляске. Его развлекают силами всей семьи, иногда оставляют поплакать в одиночестве, пока мама принимает душ или посещает туалет. В случае тяжких жизненных обстоятельств младенца отправляют в ясли, где обстановка примерно та же, минус семья. Стукается головой обо все, обрушивает на себя гору выглаженного белья, сладострастно тискает кошку, потом рыдает, что она царапается…
С полутора до, примерно, трех лет: ребенок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копается самозабвенно в грязи, собирает окурки и тащит их в рот, кидается песком, падает и встает, пытается выковырять глазик у собачки, подбрасывает мертвую птичку, чтобы она полетела…
От трех до пяти. Стоит полдня как замороженный перед открытыми воротами гаража, в котором чинят машину. Сидит, болезный, на подоконнике, замотанный в одеяло и наблюдает за уличным движением. Помогает маме в субботу мыть пол, потом папе – выбивать ковер на снегу. Засыпает там, где застало, пока мама мечется, как подстреленная, в поисках пропажи. Ездит с родителями на дачу на четырех видах транспорта, это практически кругосветное путешествие…
Идет в школу в семь лет, там друзья, футбол после уроков, приходит, когда уже темнеет, грязный до невозможности и голодный как волк, засыпает над уроками. Гоняет на велосипеде, исследует чердаки и подвалы, попадает в неприятности, теряет сменку, портфель, куртку… Ходит в авиамодельный кружок и на хоккей зимой, берет книжки из «Библиотеки приключений», читает их по ночам и в туалете, бредит капитаном Бладом и Робин Гудом…
Его жизнь насыщена событиями и свершениями, она требует напряжения всех сил души и тела. Иногда он вскакивает ночью с открытыми и бессмысленными глазами, что-то горячо бормочет и падает обратно в постель, как убитый воин. Он фантазирует, шепчет себе под нос, когда медленно плетется домой после уроков вдоль трамвайных путей. У него есть свои «места силы», ларек с мороженым или окошко булочной, помойка – источник неисчислимых сокровищ. Он знает дворы, в которые не надо заходить, и подъезды, в которых можно переждать грозу. У него есть друзья среди взрослых и враги среди детей. Это волшебный, совершенно реальный мир. В отличие от цифрового нынешнего...
Матрица. Загрузка
Теперь смотрим, как живет нынешнее поколение. От нуля до полутора разница невелика, разве что у мамы больше свободного времени (да здравствуют памперсы и стиральные машинки!) и масса тревоги. Поэтому ребенок в основном пристегнут: к коляске, к маме, к стульчику… о том, чтобы спокойно поползать по двору и речи быть не может. Кругом опасность, грязь, шприцы и собачьи какашки. Разве что на море можно дорваться до чистого песочка, но это не всем удается. Чтобы выжить с ребенком в современной городской квартире придуманы разнообразные приспособления, игрушки, развивалки, отвлекалки. Все для того, чтобы не дать ребенку самостоятельно исследовать окружающий мир.
А ему скучно, отчаянно скучно. Ему хочется карабкаться, рыть, наливать и выливать, разбивать, нюхать, просыпать. Маме же хочется спокойно побродить в соцсетях. Ладно, предположим, что маме хочется приготовить обед. Но если честно, приготовлению обеда, стирке, глажке, мытью полов ребенок мешает не так сильно, как сидению в интернете.
Поэтому как только ребенок вырастает до самостоятельного сидения ему вручается старый телефон, или планшет, или, если уж совсем все плохо, включается телевизор.
О, отлично, теперь он занят и у мамы есть полчаса для себя.
Еще мы практически поголовно пересели на машины. Если раньше детей спокойно возили в общественном транспорте (другого-то не было), то теперь одна мысль, что деточка будет находиться в одном объеме с толпой ужасных и (скорее всего) заразных людей, вызывает панику. Поэтому ребенка возим ТОЛЬКО в машине. Ага, по пробкам. И очень скоро становится понятно, что ребенку в машине тоже скучно. И он скандалит и буйствует. А отвлекаться от дороги очень и очень опасно. Поэтому, и только из соображений безопасности, ребенку отдается на растерзание айфончик с Фруктовым Ниндзей.
Очереди в детскую поликлинику, метро, электричка, любая ситуация ожидания, когда родители не знают, как занять ребенка, или не хотят напрягаться – электронный друг выручит везде! Это отличный способ:
- добиваться послушания (если ляжешь без капризов – дам поиграть)
- наказывать и угрожать (будешь себя так вести – отберу айпад)
- получать передышку самим
- делать подарки
- и даже стимулировать хорошую учебу (четверть без троек – и получишь пятый айфон на Новый Год).
Вопли «Почему он ничем не интересуется, ничего не хочет, никуда не ходит и с нами не общается?!!» начнутся немного позже, годам к 12. Еще немаловажный аспект темы. Каких-то 15 лет назад дети массово наблюдали повседневную жизнь родителей: работу, занятия домашним хозяйством, даже в магазин детей брали чаще. Я сужу об этом на основании детских рисунков. В 1994 году диагностический рисунок «Семья» изображал обычно или «мама на кухне, папа на диване перед телевизором, я в своей комнате катаю машинки», или «мама, папа, я, взявшись за руки гуляем по улице».
Сегодня рисунки детей показывают, что даже у кошки есть свой айпад. Все сидят, уткнувшись в мониторы. Безрадостная картина, как сказал ослик Иа-Иа.
Научить детей жить
Согласитесь, это же и есть наша основная задача как родителей, конечная цель наших воспитательных усилий: за годы детства и отрочества подготовить детей к самостоятельному выживанию в современном мире. По большей части, мы это делаем, и делаем неплохо. Даем образование, заботимся о здоровье, стараемся окружить хорошими людьми и вещами.
Но обучение идет главным образом на собственном примере. Так что же видят наши дети? Наши спины, закрывающие экраны компьютеров? Они не ходят на работу к родителям (за очень редким исключением), мало проводят времени на улице в свободном поиске, хотя это абсолютно необходимо для их роста,у них нет ни поводов, ни возможностей познавать мир и себя. Сегодняшние городские дети живут в стерильном мире компьютерных технологий, виртуального общения и игровых схваток.
То, что в специальной литературе называется «ролевые игры» - в дочки-матери, казаки-разбойники, просто воссоздание любого вымышленного сюжета, начинающегося со слов «давай, как будто ты…» - сегодня перенесено во всемирную сеть и заключается в основном в уничтожении представителей загробного мира.
Я не знаю, как их оторвать от мониторов. Альтернатива миру, где ты всемогущий Герой, должна быть настолько привлекательной, чтобы ребенок захотел повернуться к ней лицом. Что вы можете предложить? Это же вам самим придется закрыть комп, выйти из Сети, отключить все гаджеты…
Вспомнить свое детство... выстрогать из брусочка «чижа» и найти подходящую биту. Порыться (ну ладно, разрешаю порыться для благого дела) в Интернете и найти все фигуры в «резиночку». Зайти на сайт Игроведа и купить Диксит или Монополию. Но играть-то все равно придется ВАМ самим, людей пока с доставкой на дом не привозят. Вы готовы?
Вы готовы терпеть его наркоманские ломки на отмену компа, выдерживать волны агрессии в свой адрес, попытки шантажа («Я сейчас в окно выброшусь, если ты не отдашь мне планшет!») Вы сможете каждый вечер, невзирая на усталость после целого рабочего дня, общаться с подростком, который и общаться-то не очень хочет? Гулять с ним, беседовать, ходить в гости и принимать гостей у себя?
Вам придется учить его заново, показывать все возможности нашего мира, налаживать отношения. Выносить тревогу и депрессию – ведь любой отказ от привычного удовольствия ведет сначала к депрессии. Научить его гулять, играть, готовить еду, покупать продукты, смотреть на закат, читать вслух про «Трое в лодке», тихо болтать в машине, подпевать старым группам. Сейчас он ничего этого не умеет, в ушах у него наушники, руки заняты кнопками на экране. Вы еще помните, что письмо можно написать, а не распечатать с помощью принтера. И что игра – это когда друзья видят глаза друг друга.
Ведь это и есть НОРМАЛЬНАЯ жизнь, такая, какой она должна быть. Если выключить компьютер.
<noindex>Источник</noindex>
Детей воспитывают комьютеры. Родители нужны только (пока) только для поддержания популяции.
Всё зависит от родителей,не даром сказано,что “яблоко от яблоньки недалеко падает”.Если родителям другие заботы важнее будущего ребёнка,то и получаем…А родители в большинстве своём поражены потребительством,души мелки,завистливы и жаждут люди удовольствий для тела больше,чем для духа.Высокие идеи не живут в слабых душах,не способных подняться выше своих эгоистичных интересов.Я думаю,что прежде всего необходимо вернуть достоинство женщине.Воспитав будущих матерей,мы обеспечим достойную смену поколений.
“Родители в большинстве своём поражены потребительством,души мелки,завистливы и жаждут люди удовольствий для тела больше,чем для духа…”
Даа, Люся, то ли дело учителя – святые люди! Призваны всех воспитывать, независимо от их желания. Красивую картинку портит только то, что учителя бывают родителями, а родители – учителями.
Воспитателя выбирают,не хочешь-не ведись.Насильно лошадь пить не заставишь,как сказали умные.Я высказываю своё мнение,не более.Почему оно вас так раздражает,задуматься не хотите ли?Я задумалась.Профессия учителя не обеспечивает ему прекрасных качеств воспитателя для своего ребёнка.Пример-Сухомлинский.Дар педагога,как сказал великий,реже встречается,чем дар художника.
Зря вы, всё-таки, про родителей так нехорошо отозвались, ведь родители – это все мы, и учителя, и прочие. Если педагог не уважает родителей своих учеников, стоит ли ждать от него уважения к ученикам и качественного выполнения своих обязанностей. Это всё равно, что врач будет охаивать родственников больных. А учителей у нас не выбирают, кто в школе работает, тот и учит, и он тебя может сильно невзлюбить, а тебе деваться некуда, сложно школу менять, это большая проблема. Люся, будьте милосердны к ученикам своим и родителям их, не надо так о них отзываться, это больше Вас характеризует, чем их.
Опять анонисты повылезли, написать слабо?
Вы всё-таки не поняли,а я,возможно,слишком резко.Наболело,когда видишь,что у большинства родителей на внешнем благополучии заботы о ребёнке сосредоточены.Я о проблеме,которую надо решать всем миром,об ответственности.Я в своём детстве прошла много школ,хороших и плохих.Когда в семье нормально,школы не оказывают особого влияния,особенно сегодня.На Украине,по крайней мере, педагоги в большинстве своём, и не знают какие условия обеспечивают влияние на ребёнка.Может это и хорошо в данной ситуации.Школа сегодня-неуправляемый хаос воздействий.Учителя,за редким исключением,знаедатели. И война на Украине-показатель болезни общества.И в России ,я думаю,не намного лучше в школьном деле.
Вот теперь хорошо сказали, по-человечески, спасибо.
Стаду вместо мозга вставили всевозможные девайсы. Стаду мозг не нужен. Это лишнее.
Виртуальный мир не так ограничен, как мир реальный. Дети видят оба мира. И в том, что во многом реальный мир уступает виртуальному – уже вина природы, а не программистов.
Реальный мир, можно воспринять через призму информации. Итог – реальный мир, некое логическое заключение мира виртуального. (ничто есть всё – всё есть ничто).
И если я могу быть магом в мире виртуальном а в реальном не могу, то несоответствие и ущербность реального, будет вызывать его отторжение.
Не смотря на супер сложность мира реального, его интерфейс, то есть степень взаимодействия природы с человеком, работает максимум на уровне бытового (животного) восприятия и всё.
Если животным всё равно – им бы пожрать, то человек, как дух в животном теле.
Потому увлечение (душой) цифровыми технологиями, которые видят и воспроизводят в себе мир реальный и более, вполне объяснимо и логично.
Что бы быть магом в реальном мире нужен огромный опыт души.
А вы, видимо, ещё подросток? Есть какие-то знания, способности, но нет жизненного опыта- это судя по вашим постам
“Что бы быть магом в реальном мире”
не нужен никакой “опыт”
не обманывайтесь
всё зависит от собственной оценки своей цены перед инфернальным миром враждебных сущностей
все заигрывающие без исключений были обмануты и пострадали и большинство весьма жестоко
бес-платный только “сыр в мышеловке”
другого пока не обнаружено
Такое случается когда не дано с рождения, а хочется обладать . Тогда и отдают душу за способности
“дано с рождения” – инфернальная сущность – вобще кошмар
“Наиболее характерный пример …”
http://my-files.ru/qs0t52
стр. 81
вот ходил за берёзовым соком, только что пришёл, и вот полез в виртуальный мир
возникло странное чувство – случайно разве не зависимость начинается?
хотя 5 км по лесу не считая полчаса пешком асфальтом по городу, потом пока обойдёшь берёзы, сольёшь сок, тоже не менее полчаса уйдёт
это наверно из-за сложной процедуры подвешивания бутылок с минералки проволокой на забитые берёзовые трубки (чтоб потом можно было заглушку вставить) – так чистый сок, и мошкара не летит
еле туда дотащился, всё вгору
зато 13 литров принёс (вчера только 8)
и всё с восьми берёз
в прошлую суботу смотрел на участки где другие берут (больше берёз рядом, друг в дубовом лесу решил брать чтоб не смотреть каждый раз на порубанные топорами берёзы и забитые куски оцинковки, только он обещал сам ходить, да вот поскользнулся и приходится зарядкой заняться) то мужики четыре бидона молочных на уазике увезли
- не ленитесь
оторвитесь немножко к реальной жизни и наберите чистого природного весеннего лекарства
кстати – молодым на заметку (а то вам никто не подскажет)
берёзовым соком в старину лечили желтуху и часто довольно успешно
а она появляется эпидемически в основном в начале весны и изредка лета после дождей
да и вобще очень полезно в любом возрасте
все на природу
на отдых от виртуальной нереальности