История грудного вскармливания в России

1442 2

Из истории кормления грудью в прежние времена можно понять, откуда именно взялись те или иные распространенные сегодня мифы и заблуждения. Кормление грудью по сути очень простой природный процесс, но на него всегда значительно влияли установки социума.

 

Чтобы понять, что именно нужно для успешного кормления грудью, достаточно представить, как тысячи лет назад это происходило в природе.

Как могла вести себя женщина с младенцем? Выживание младенца зависит от того, сможет ли мать кормить его грудью. Искусственных смесей не существует, нет и достаточно чистой воды, чтобы дать ее ребенку. Даже слишком громкий крик может привлечь нежелательное внимание. Поэтому мать носит ребенка с собой и кормит его грудью по первому требованию – причем только грудью, пока малыш сам не начинает проявлять интерес к другой пище.

Главным препятствием к успешному кормлению всегда становилось убеждение, что у женщины есть более важные дела, чем материнство. Иногда это был свободный выбор женщины, чаще всего – социальная необходимость.

Так, в дореволюционной России в высших сословиях кормление грудью было мало распространено – хорошим тоном считалось отдавать ребенка кормилице, и «грудная горячка» из-за перетягивания груди вскоре после родов унесла немало жизней дам из высшего света. Множеством исследований сегодня доказано, что перетягивание груди означает очень высокий риск мастита, что в отсутствие антибиотиков было в прямом смысле слова убийственной практикой. Тем не менее подобная модель прекращения «ненужной» лактации остается популярной до сих пор, передаваясь из поколения в поколение…

В купеческой и крестьянской среде было принято кормить детей достаточно долго, поскольку все хорошо понимали, что кормление грудью делает ребенка более здоровым и повышает его шансы на выживание. Обычно для кормления грудью использовался принцип «трех длинных постов» – то есть мать кормила два Больших поста и один Успенский, либо два Успенских и один Большой, в среднем от полутора до двух лет.

В летнее время, когда детская смертность становилась особенно высокой из-за кишечных инфекций, от груди не отнимали даже подросшего ребенка. Но в крестьянской среде из-за необходимости постоянной работы вне дома исключительное кормление грудью было затруднено, и последствием становилась высочайшая смертность, возмущавшая всех специалистов по детскому здоровью.

Запеленаем так, чтоб ух!..

Конечно, обычаи очень разнились в зависимости от условий жизни в конкретном месте. В некоторых местностях встречались такие традиции ухода за младенцами, которые приведут в ужас большинство современных матерей. В качестве примера: новорожденного ребенка укутывали в пеленки, клали в колыбель со специально прорезанным отверстием «для стока», вставляли ему в рот коровий рог с отрезанным концом, куда был набит смоченный сладкой водой ржаной хлеб, и… уходили работать на весь день до вечера. При этом мыть «рожок» для новой порции «жевок» считалось совершенно необязательным…

Подобные традиции и создавали в дореволюционной России огромную младенческую смертность. Так, Н.А.Русских в 1987 году приводил следующие цифры:

…особенно ужасная смертность оказывается в возрасте до 1 года, причем в некоторых местностях России эта смертность доходит до таких цифр, что из 1000 родившихся детей доживают до года гораздо менее половины… Если мы добавим к этому смертность детей более старших, 1–5 лет, затем от 5–10 лет и от 10–15 лет, то мы увидим, что из 1000 родившихся доживёт до 15 лет весьма небольшое число детей, и это число во многих местах России не превышает одной четверти родившихся.

Увы, поскольку долгое время изменение общего уклада жизни нижних слоев общества было невозможным, то к детской смертности относились фаталистически: «Суждено ребенку жить, так выживет, а нет, так и ничего не поделаешь». Отголоски этого фаталистического подхода мы видим сегодня в очень распространенном убеждении «Если будет молоко, так буду кормить, а не повезет, так и ничего не поделаешь, судьба такая» – без каких-либо попыток приблизить кормление к нуждам ребенка, а не интересам матери.

И вместе с тем оказывалось, что вне зависимости от местности и социального слоя чаще всего удавалось удачно выкормить здоровых детей в случае, если соблюдались определенные принципы. А именно: соблюдение элементарной гигиены, кормление по требованию, позднее начало прикорма, своевременное реагирование на сигналы ребенка и т.п.

В 20-х годах одним из значительных изданий стала «Книга матери (Как вырастить здорового и крепкого ребенка и сохранить свое здоровье)», целью которой было «стать школой матерей для тысяч и тысяч женщин».

Беременность и уход за ребенком рассматривались в ней как тоже своего рода работа, производительная деятельность на благо советского общества.

Главной ее мыслью было то, что младенческая смертность преодолима при соблюдении простых правил – кормление грудью минимум до года, свободное пеленание, доступ свежего воздуха, чистота тела и окружения малыша.

В популярной брошюре «Азбука матери» писалось: «Корми, пока ребенок не наестся: насосется и заснет, а заснул, тихонько отними от груди и положи в корзинку».

Увы, даже активное просвещение матерей не могло быстро изменить взгляды, складывавшиеся столетиями. Новую информацию мало кто воспринимал охотно, большинство женщин считало – то, что подходило их матерям и бабкам, будет подходить им самим. Точно так же и сегодня очень часто приходится слышать: «Мы сами росли и детей своих вырастили на смесях или коровьем молоке, и все у нас хорошо, нам не нужны эти новомодные веяния!»

http://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/669645319616127-1.jpgНа самом деле нынешние «новомодные веяния» в прямом смысле слова представляют собой хорошо забытое старое. Можно просто процитировать плакат 1940-го года с забавным лозунгом «Наши дети не должны болеть поносами!»:

«Кормите ребенка до шести месяцев только грудным молоком.

С шести месяцев назначайте прикорм по указанию врача.

Не отнимайте ребенка от груди летом.

Летом одевайте ребенка в легкую одежду.

Тщательно мойте посуду и игрушки ребенка, а также свои руки.

Защищайте ребенка и его пищу от мух».

Здесь нет ни одного требования, которое можно было бы назвать несовременным!

Либо возьмем плакат еще более старый – 1927 года. Подводными камнями, мешающими ребенку выплыть на жизненную дорогу, на нем названы: плохой уход, грязное содержание, темная комната, душный спертый воздух, кормление коровьим молоком, жеваная соска и ранний прикорм кашей (до 6 месяцев).

http://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/wsbAUpqaNuU.jpg

Как же получилось, что принципы ухода за детьми в следующие десятилетия так сильно поменялись?

Дело было, во-первых, в том, что детская смертность хоть и упала, но из-за того, что многие женщины не принимали новшеств в уходе за детьми, продолжала оставаться высокой: в конце 30-х годов 170 смертей детей до года на 1000 рождений.

При этом человеческие потери новообразованного СССР были ужасны: сначала Первая мировая война, потом революция, гражданская война, голод, наконец репрессии… Такие потери были просто непозволительны.
И тогда началась медикализация таких естественных процессов, как беременность, роды и кормление грудью. Жесткий, постоянный медицинский контроль. Самыми лучшими условиями для материнства начинают считаться условия больничной палаты, полной стерильности и расписанных по часам процедур под врачебным наблюдением.

На открытках очень любили рисовать цветы и счастье рожениц. В реальности все было совсем по-другому…

На новорожденного предлагалось смотреть «как на хирургического больного, которому сделана операция». В предвоенное время появляются рекомендации кормления ребенка строго по режиму, чтобы не оставить его голодным; помыв с мылом руки и грудь, надев особую чистую одежду (халат и косынку), а если мать простужена – то еще и марлевую повязку.

http://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/TolZGPi53-M.jpgНа плакате 1957 года кормящей маме предлагают применять маски из 6 слоев марли при малейшем кашле или насморке…

Вместе с тем ожидалось, что мать будет продолжать работу, для чего регламентировался режим дня семьи в общем и целом, на предприятиях были введены перерывы для кормления детей и предлагалось организовывать «особый материнский конвейер», чтобы работа предприятия не нарушалась.

Позднее это явление будет названо «двойная ноша»: вплоть до конца советского режима идеалом женщины в государственной идеологии считалась та, что не избегает деторождения, ведет домашнее хозяйство и вместе с тем работает полный рабочий день вне дома.

Вторая мировая война еще усугубила это положение.

В 40-х годах и в последующее десятилетие женщины были основной рабочей силой: нужно было восстанавливать разоренную войной, лишенную мужчин страну.

Медицинские советы изменились таким образом, чтобы через несколько недель после рождения ребенка женщина могла отдать его в ясли и выходить на работу.

Окончательно утвердилось кормление по режиму – именно так удобнее было кормить детей сначала в роддомах, а затем в яслях.

http://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/N4qAy6bv2x0.jpg

Считается, что ребенок ночью «должен спать», потому что работающая женщина будет слишком разбитой, вставая к ночным кормлениям – и женщине объясняют, что правильно просто игнорировать кричащего ребенка, ведь «желудок должен отдыхать». А после нескольких ночей, проведенных в безрезультатном плаче, малыш понимает, что звать маму бессмысленно.

Параллельно женщин приучают сцеживать обе груди «досуха» после каждого кормления – это было необходимо для того, чтобы хоть как-то поддержать лактацию, поскольку шести кормлений в сутки, учитывая ночной перерыв, для этого недостаточно, и молоко слишком быстро «уходит».

Кормление смесью набирает обороты…

В пятидесятые годы свою долю вносит широкое распространение искусственных смесей. Многие матери, вынужденные совмещать тяжелую работу с кормлением (отягощенным постоянными сцеживаниями и частыми маститами из-за невозможности кормить ребенка, когда грудь переполняется), появление смесей восприняли как большое облегчение.

Однако смеси были очень несовершенными по составу, в них не хватало многих необходимым детям питательных веществ, у воспитанных на смесях деток часто встречались авитаминозы, рахит, анемия и прочие неприятные болезни. В связи с этим произошел сдвиг начала прикорма – в шесть месяцев у ребенка, если он кормился только смесью, были серьезные проблемы со здоровьем. Ему нужны были большие количества витаминов и минеральных веществ, которые он должен был получать в виде пюре. Но если давать такое количество неподготовленному ребенку, последствия были куда серьезнее, чем «простой» авитаминоз…

Поэтому решено было с трех недель начинать «приучать» ребенка к неподходящей по возрасту пище, давая по капельке соки. В три месяца ребенок вовсю ел пюре, а в полгода считалось нормальным питаться пищей с семейного стола.

http://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/brKe_D8Ferg.jpgЭти рекомендации до сих пор помнят и активно внушают своим молодым родственницам наши мамы и бабушки. Но уже в 60-х годах время ввода прикорма постепенно стало отодвигаться, поскольку организм ребенка, вынужденный перерабатывать неадаптированную пищу, работал в экстремальных условиях. Часто это отражалось различными аллергиями, и совершенно обычными были отложенные во времени эффекты.

Желудочно-кишечные заболевания, гастриты, панкреатиты проявлялись во время гормональной перестройки организма уже в подростковом возрасте. Увы, матери списывали это на плохое питание подростка («Одни булочки ешь, и вот доигралась!») а не на то, что когда-то кормили младенца неподходящей пищей.

Это и есть то наследство, которое оставили нам российские и советские традиции кормления грудью, и те установки, которые приходится преодолевать женщине, которая хочет спокойно и благополучно кормить грудью своего малыша.

Ирина Рюхова, консультант АКЕВ

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
2 Комментария » Оставить комментарий
  • 1591 1572

    Всё должно быть ПРИРОДНЫМ И ЕСТЕСТВЕННЫМ, ТОГДА БУДЕТ ТОЛК. ПРИРОДУ НЕ ОБМАНЕШЬ, А ОБМАНЕШЬ САМОГО СЕБЯ. И ЕЩЁ КОГО-НИБУДЬ, КТО ТЕБЕ ДОРОГ.

  • 407 529

    Материал по теме:
    МИСТИЧЕСКИЕ, ФАНТАСТИЧЕСКИЕ РОДЫ
     

    Почему тайное и сокровенное таинство рождения нового человечка, превратилось в унижение и страдание? Почему оно превратилось из тишины и спокойствия в распятие на кровати с помощью датчиков и головой врача между ног? Ведь женщина просто хочет тихо и спокойно родить своего ребенка.
     
    Возникновение зачатков акушерства – помощь рожающей женщине относится к глубокой древности. В древности женщины рожали без всякой помощи и сами перекусывали пуповину, как это делали например, роженицы из индейских племен Бразилии. Конечно в древние времена по некоторым данным уже научились делать кесарево сечение, но было это скорее дикость чем обыденность сегодня.
     
    Русское народное акушерство, как и вся медицина, зародилась у древних славян, о быте которых имеются очень скудные сведения. В области акушерства присутствовала неизменная «Бабка-повитуха» опыт которых переходил из поколения в поколения. И называлось это «интуитивное акушерство», при том, что каждая техника была индивидуальна.
     

    Самым распространенным местом была баня, которую подтапливали и создавали комфортную температуру для роженицы, в доме рожать было не принято, так как ребенок до определенных манипуляций появления на свет являлся ни человеком, ни плодом, он был созданием, который не относился ни к миру живых, ни мертвых.
     
    В Древнем Египте беременные не за долго до родов отправлялись в ближайший «родильный дом» – «маммизи», не для того чтобы рожать, а чтобы подтвердить перед богиней-роженицей Хатор свое благочестие и заручится ее поддержкой в грядущих родах.
     
    Но если пойти дальше, то в XVI в. «Родильные дома» каких мы их знаем сейчас были уделом и пристанищем для проституток, которые рожали и отказывались от своих детей, там монахини помогали принимать роды после чего оставляли у себя детей.
     
    Часто новые сообщества или традиции пытаются найти свои истоки в далеком прошлом. Так, к примеру, орден Иллюминатов, учрежденный в 1776г., постоянно старался записать в свои ряды, например, Галилея, – чтобы иметь более весомый вид. Приверженцы естественных родов время от времени решают придать своим убеждениям большую древность. Хотя, трудно поспорить с тем, что домашние роды первичнее больничных – но адепты естественного рождения не берут примеров из недавнего прошлого. Пренебрегая указанными примерами, приверженцы идеи выбирают себе в родоначальники языческую славянскую традицию. Оттуда они иногда черпают себе богов-покровителей. Одним из таких богов стала богиня Лада – пользующаяся большой популярностью у неоязычников.
     
    Противопоставление роддома и дома как образующий принцип домашних родов кажется довольно естественным, однако, это новая традиция.  Она позаимствована у Запада, а именно в – США, где на волне движения Хиппи в 70-е годы Сьюзен Армс и Айна Мэй Гаскин создали новую школу «Духовного акушерства» именно этим объясняется преемственность традиций буддистских идей и ритуалов. Буддизм не дает прямых указаний на то, как следует рожать, однако западные акушеры домыслили и трактовали по своему. Они верили, что  для благополучия протекания родов важны «энергетические потоки», «чакры» которые в публичных родильных домах нарушены лишним присутствием разных незнакомых людей.
     
    Одним из главных деятелей в этом вопросе является Михаил Фомин, который с 1989 года стал практиковать у нас духовное акушерство.
     
    Дети рожденные в родильных домах, первые две недели своей жизни выглядят полностью оглушенными. Они не реагируют на происходящее, не следят за движущимися предметами, не проявляют эмоций.
     
    В отличие от дитя, которое родилось пусть и не по канонам духовного акушерства, а в спокойной «домашней атмосфере» без использования стимуляции, кесарево и щипцов. Такие дети с первых моментов жизни ведут себя как полноценные люди, у них не сжаты ручки в судорожные кулачки, а пальчики свободно перебирают в воздухе, ножки способны крепко упираться. Такой ребенок отличается от остальных «обычных» детей спокойствием, хорошим и покладистым характером, быстрым развитием, здоровьем, единственное только не ходит и не разговаривает.
     
    Что же касается физиологических различий то:

    истошный долгий рев издают роддомовские, когда домашние почти сразу успокаиваются;
    домашние сразу улыбаются при виде матери;
    домашние могут сразу держать головку довольно продолжительное время (!!!!!).

    Рожденные «естественным путем» дети гораздо спокойнее, здоровее физически и психологически. У рожденных «естественным путем» очень часто проявляются экстрасенсорные способности, доходит до того, что ребенок в 2 месяца делает свои первые шаги, а в возрасте нескольких лет демонстрирует ярко выраженные телепатические способности.
     
    Лично убедившись в таких способностях у меня не возникает двояких чувств, мальчик рожденный без вмешательств, уже на протяжении 5 лет, говорит своим родителям куда «не стоит ехать», или «папа звонит» – после чего следует звонок.
     
    Думаю, также будут интересны факты которые в своих трудах описывал доктор Мишель Оден, а именно:

    Частые процедуры УЗИ могут влиять на вес ребенка при рождении.
    Вакцинация беременных становится причиной возникновения рака в детском возрасте.
    Обезболивание родов приводит к повышенному риску, что ребенок станет наркоманом.
    Травматичные роды с использованием щипцов, анестезия при родах, родовозбуждение может быть фактором возникновения аутизма.

    Проведенные исследования в Японии показали, что в одном родильном доме практиковали стимулирование родов за неделю до предполагаемых родов как итог – повышенный процент рождения детей с «аутизмом». Рьёко Хатори публиковавшая результаты исследования была уволена со своего места работы и сейчас ведет частную практику.
     
    Еще бич «новой эры» – памперсы. Фактически продолжение рода человеческого ставится под удар казалось бы таким необходимым и незаменимым предметом. Мало того, что они состоят из вполне себе ядовитых веществ, но и  способствуют тому, что у мальчиков атрофируются яички – парятся, варятся. А у девочек уничтожаются естественные запахи – «феромоны». Такие девочки  имеют шанс не просто не родить, а даже и забеременеть. Более того, у нее и желания не будет возникать ввиду ее фригидности. Вот и делают нам эти памперсы импотентов и бесплодных фригидных. А к чему все это может привести? Эти фрики и импотенты в будущем проголосуют за клонирование, ведь сами они уже не будут в состоянии размножаться.
     

    Все это конечно поправимо, но есть то, что проконтролировать мы не в состоянии.  А именно вмешательство, не важно как, нарочно или при осложненных родах путем использования вспомогательных средств, я не говорю о том, что с этого момента нужно рожать в бане, естественным путем. По всем канонам древнерусских обрядов. Случаются казусы не зависимые от роженицы  и мы не в каменном веке, чтоб при такой казалось бы не сложной процедуре терять либо мать или ребенка.  Главной проблемой, является неумение или непрофессионализм при использовании специальных средств акушеров, а именно Акушерских щипцов.
     
    В 1569 году в Англии сделали первую в мире модель акушерских щипцов, которые долгое время не пользовались успехом, в иду того, что при первом же экспериментальном использовании в стенах клиники данный предмет только навредил, а никак не помог роженице.
     

    Самой распространенной травмой при использовании щипцов являются трещины и переломы, в частности повреждение ключицы, плечевых и бедренных костей. Механизм действия можете найти в интернете.  Но одно хотелось бы сказать: Акушерские щипцы являются только влекущим инструментом, но не ротационным и не компрессионным.
     
    Вот и получается, что путем использования столь сомнительного предмета у наших детей довольно часто встречаются повреждения в виде: повреждения позвоночника, кровоизлияние в спиной мозг, повреждение межпозвоночных дисков, повреждение шейных позвонков. А ведь это основа нашего внутреннего самочувствия, духовного развития и понимания.
     
    По простому и согласно новым веяниям мира с достаточно древних времен, наших детей намеренно или нет  уродуют, перекрывая им так называемые «чакры» сознания, притупляя их будущие возможности по духовному развитию и понимания вселенной в целом. Дайте им эту возможность.
     
    Ведь сильные мира сего, не прибегают к методам уродования своих детей.
     
    Так к примеру Герцогиня Кембриджская Кейт, супруга британского принца Уильяма, рожала в больнице Святой Марии, где в 1982 году родился и сам принц Уильям. А все это происходило и происходит под патронажем Marcusa Setchell, ярого приверженца «духовных» родов и родов в воде.  Который в свои 70 лет, имеет огромное количество регалий и привилегий в Британии.
     

    Приложите усилия, ходите на дородовые тренинги, любите свое дитя, поощряйте его стремление к знаниям и тогда у нас будет здоровая сильная нация интересующаяся проблемами мира, а не безучастных сомнамбул, с отношением пофигизма ко всему и всем.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru