Главная » События прошлого

Тайны Чертова Городища

07:01. 15 ноября 2014 Просмотров - 864 Нет комментариев Опубликовал:

Тайны Чертова Городища

Всех нас привлекают всевозможные загадки и тайны. Видимо, это любопытство, стремление разобраться в непонятном эволюционно заложено в нашей природе. Ниже я собираюсь поделиться с читателями некоторыми сведениями об одном памятнике природы, возможно имеющим громадное научное и культурное значение, находящимся в Козельских лесах урочище "Чертово городище", и пригласить вас поразмышлять над его загадками. 

Тайны Чертова Городища

Тайны Чертова Городища

Главное святилище Вятичей 

Задача передо мной непростая: фактов, достоверных сведений пока еще очень немного. Постоянно приходит новая информация и работа по ее сбору продолжается. "Но, – скажите вы, – не лучше ли автору сначала самому не спеша во всем разобраться, а затем написать не о догадках, а о реальных проверенных фактах?" Замечание резонное, но беда в том, что я не знаю, когда они появятся, эти "проверенные факты". Сенсационные открытия на "ЧГ" могут быть сделаны через несколько месяцев, через несколько лет, а могут (во что я лично не верю) и вообще не произойти. Во всяком случае, конца нашей работе не видно, и потому я и решил поделиться с вами некоторыми "промежуточными итогами", догадками и, в основном, вопросами.

Необходимо прежде всего сказать, что в Калуге существует небольшая "группа по изучению АЯ", членом каковой я и являюсь. Наша любительская организация в меру своих сил пытается разобраться в самых разных вопросах, на которые не может ответить (или, точнее, не хочет искать ответы) официальная наука.

В поле нашего внимания оказались, естественно, и так называемые "аномальные зоны" – места, вероятность появления в которых некоторых АЯ выше средней. В печати много раз сообщалось о "базах НЛО", "домах с привидениями", "блудных кругах" и т.п.

В поисках таких районов существенную помощь энтузиастам оказывает топонимика: туда, где часто случается "чертовщина", местные жители стараются не ходить, и названия таким местам дают весьма характерные: Ведьмин Лес, Блудный Холм, Чертово Болото… То есть нечисть в названии так или иначе поминается.Разумеется, это правило не универсально, в нем множество исключений, но очень часто оно срабатывает и помогает обнаружить "зону". " Думаю, теперь читателям понятно, почему урочище "Чертово городище", да еще и расположенное на берегу речушки "Чертовской" (по крайней мере таково ее "официальное" название) привлекло наше внимание. В современных научных и литературных источниках приводится довольно много данных о нем. Вкратце, "официальная" наука рассказывает о "ЧГ" следующее:

"Под именем "Чертова городища" известны естественные выходы скал песчаника. Происхождение их геологам не вполне ясно, ведут они споры и о том, был ли на "городище" ледник. Ботаников весьма удивляет произрастание на территории памятника реликтовых растений: мха шистостеги и, особенно, папортника многоножки. В настоящее время основной ареал распространения папортника находится в Карелии, и нахождение его в средней полосе России объясняют по-разному: транспортировкой спор ледником или наоборот – многоножку считают реликтом, чудом уцелевшим с незапамятных времен на вершине холма, обойденного ледником. Мне эти версии не кажутся убедительными, но об этом чуть позже. Работали в урочище и археологи. Проведенные в 1987 и 1991 гг. раскопки показали, что настоящее городище (без кавычек) здесь в I-V вв. н.э. действительно существовало, при этом было оно для того времени хорошо укрепленным. Находки железного шлака позволяют предположить умение у обитателей поселения выплавлять и обрабатывать железо. Сделали археологи и, по их мнению, уникальную находку: опознали в лежащей на поверхности глыбе песчаника культовый камень.

Если же говорить о "свежем взгляде" экскурсанта, впервые посетившего "Чертово городище", то оно не "впечатляет". Меня, во всяком случае, не впечатлило. Собственно "ЧГ" представляет собой огромный холм с очень пологой восточной стороной, и именно здесь можно увидеть неплохо сохранившийся вал. Конечно, чтобы "вычленить" его из окружающего пейзажа нужно "присмотреться", но в общем, земляную крепость с мощными воротами (их место угадывается четко) представить нетрудно.

На сравнительно плоской вершине холма прежде всего взгляд останавливается на хаотически "разбросанных" глыбах песчаника, всевозможных форм и размеров. Камни сильно обросли мхом, лишайниками и реликтовой многоножкой, однако, в целом, выглядят они достаточно "свежими", т.е. пролежавшими не тысячи, а десятки лет. Бросается в глаза "чашечный" камень с многочисленными отверстиями в нем.

Если же, осторожно спускаясь с западной стороны, осмотреть находящийся здесь обрыв, станет ясно, что весь холм представляет собой песчаниковую скалу. В почти не задернованном западном его склоне вызывают интерес небольшие углубления в виде пещерок. Один грот имеет приличные размеры, в нем легко поместятся 3-4 человека.

Не подумайте, что холм легко доступен для обозрения: все более-менее ровные участки "городища" давно заросли лесом, да и вообще растительность на "ЧГ" буйная и разнообразная; в летнее время из-за листвы составить верное представление о месте невозможно. Зато летом можно иногда полюбоваться светящимся мхом. Дело в том, что проростки обитающей под камнями и в пещерках шистостеги отражают слабый свет не хуже кошачьих глаз, что ночью производит впечатляющие эффекты.Существует гипотеза, что именно "светящиеся" в полумраке пещер мхи породили легенды о сокровищах гномов.

Помимо необычных растений и каменных глыб привлекает взгляд на вершине скалы и другое: многочисленные консервные банки, обрывки полиэтиленовых пакетов, пустые бутылки и их осколки, многочисленные кострища. Какие-то мудрецы разжигали костер даже в вышеупомянутом гроте. Как водится, почти все оставляют автографы. Хорошо еще, если на деревьях, а то и на камнях! В общем, народ нынче чертей и, тем более, лесников не боится и славно проводит время, разрушая "ЧГ", которое, между прочим, еще в 1973 г. получило статус памятника природы всероссийского значения.

Ну а как все-таки с чудесами? В давние времена люди боялись бывать в урочище. Вот что пишет об этом писатель-краевед В.В.Мацнев:

"Дивье, блазненное место… Княжьи ловчие, бортники, все, кому лес – что дом родной, давали большой крюк. Старики рассказывали, что издревле была тут весь, с незапамятных времен заселенная лешаками, днем хоронились они по дуплам деревьев, да под каменьями в пещерах, а в полночь устраивали на взгорье буйные игрища. Отовсюду слетались на них ведьмы и прочая глухоманная нечисть".

Но это времена "давно минувшие", а как сейчас? Мнения у бывавших на "ЧГ" туристов расходятся. Почти все отмечают случаи необъяснимой потери ориентации и блуждания "в трех соснах". Бывало, что отойдя от лагеря на какие-нибудь сто метров и заблудившись, человек начинал кричать, но криков его, несмотря на небольшое расстояние, не слышали. И наоборот: заблудившийся не слышал криков "спасателей".

Знакомый турист и, между прочим, экстрасенс (по крайней мере, он себя таковым считает) поведал мне следующую историю, случившуюся лично с ним:

Отправившись по знакомой и хорошо проторенной тропинке за водой и отойдя от стоянки совсем немного, мой знакомый обнаружил, что заблудился! Палатка, которая должна была бы быть видна, пропала! Проплутав некоторое время, турист неожиданно легко вышел к лагерю, где и обнаружил возмущенных спутников: "Тебя только за смертью посылать, где тебя черти носили почти три часа?" "Герой" происшествия, естественно, удивился, ибо, по его мнению, три часа он явно не блуждал.Удивление его еще больше возросло, когда вскоре он обнаружил, что его часы отстают примерно на три часа.

История, казалось бы, вымышленная, но "аномальщики", давно занимающиеся зонами, знают, что подобные происшествия в "заколдованных местах" иногда случаются. Не исключено, что подобные случаи могут объясняться телепортацией – "внепространственной" переброской объектов. В принципе это явление может объяснить и появление на "ЧГ" карельских растений. Кстати, нечто похожее, как считают некоторые исследователи, происходило и в одной из подмосковных аномальных зон, где обнаружены скопления растений, ареал которых находился в Саянах.

Итак, я почти не сомневаюсь, что "странности", связанные, видимо, и искривлением пространства времени, на Чертовом городище случаются. Но случаются они, по крайней мере, в наше время не очень часто. Мы знаем о более активных "аномальных зонах, причем более для нас доступных. Добираться же к "ЧГ" довольно затруднительно.

Уже было решено отложить работу с ним "на потом", когда неожиданно я был вынужден изменить свое мнение.

Просматривая газеты прошлого века (в дореволюционных изданиях можно иногда обнаружить информацию о всяких необычных явлениях), я наткнулся на статью анонимного корреспондента Калужских Губернских Ведомостей, посетившего Чертово городище в конце прошлого века. Рассказ его я привожу полностью, его стоит внимательно прочитать и хорошо над ним подумать:

"Живя в Козельске, я несколько раз слышал, что где-то в глуши леса существует какая-то каменная постройка, известная под названием "чертова городища". Заинтересовавшись этим, я имел намерение как-нибудь самому лично посмотреть это место. Еще более усилилось во мне это желание, когда недавно, просматривая случайно книгу "История церкви в пределах нынешней Калужской губернии", сочинение иеромонаха Леонида, который в настоящее время состоит наместником Троице-Сергиевой лавры, я прочел следующее:

"Недалеко от древнего Ржавца в глуши леса, называемого Аржавским же (составляет часть древней Лихвинской Засеки) есть замечательное место – это развалины какой-то исторической постройки, на которую потреблены камни огромной величины, взятые, по-видимому, издалека, ибо вблизи каменных ломок не имеется. Здание было занесено на большое пространство и выложено до половины окон; вокруг на значительном расстоянии лежат такие же большие камни, а часть их разбросана в одном направлении, по пути к зданию с поля. О древности этой постройки свидетельствуют вековые деревья, растущие внутри ее и давно поросшие мхом стены. Народное воображение населяет это таинственное место духами, называя его "Чертово городище". В пояснение этого название приводят легенду, которую для любопытства передаем здесь, записав ее со слов окрестного крестьянина:

"У обапольного православного мужичка была дочь-красавица.Полюбилась она черту и стал он свататься за нее, пристал к отцу, что называется, с ножом к горлу: отдай, да отдай и проси тогда у меня чего хочешь, а нет – жди беды себе. Но православного не скоро проведешь: на то он и православный!

Мужичек подумал, подумал, да и говорит лукавому: "Ну что с тобою делать, если полюбилась девка, так возьми, только с уговором: чтобы ты беспременно до петухов построил вот тут в нашем лесу моей дочери дворец, всему миру на удивление, а не построишь до петухов – чтоб нам с тобой и не знаться более".Черт только ухмыльнулся и был таков. Думает "моя взяла"! Посмотрел место – хвать-похвать, а камня на сто верст вокруг нет. Делать нечего: собрал, значит своих да и ну таскать камни по воздуху откуда-то издалека. Трудился сердешный всю ночь, а кончить не успел: до окон, вишь, довел, как крикнули петухи, и кто из них где летел, значит, по воздуху с камнями-то, там их и покидали, что и о сию пору словно дорогу из леса в поле видать. Вот вам от чего и прозвалось оно "Чертово городище".

И вот в июле месяце сего года я отправился на это место.Дорога от самого Козельска идет густым лесом с перемежающимися дачами Оптиной Пустыни и сторожками участков леса других владельцев. Не доезжая версты до "Чертова городища" стоит одна из таких сторожек. Здесь пришлось лошадей оставить, т.к.подъехать к "городищу" нельзя, а можно лишь пробраться по узкой тропинке и непременно с проводником, которым служит сторож, проживающий в этой сторожке. Дорогой я узнал от него, что "городище" находится в лесу, принадлежащему Загарину.

Дорога шла сначала обыкновенным густым лесом, потом открылась пред нами долина со рвом внизу, а вслед за сим крутой подъем на высокую гору, по которой растут довольно большие деревья.По дороге на гору стали нам попадаться необыкновенных размеров камни. Взбираясь, или скорее вскарабкиваясь выше в гору, на утесе ее мы увидели большую каменную стену, поросшую мхом по сторонами деревьями вверху. С первого взгляда видно, что постройка эта существует с незапамятных времен, а теперь осталось только подобие какого-то дома. Стена сложена из громадных камней. С правой стороны этой стены представляется что-то вроде крыльца. Под самым домом, или вернее сказать, стеною, находится пещера с двумя выходами, из которых один, по преданию, идет до Доброго монастыря, что около города Лихвина.Самое место, где эта постройка находится в глуши, вдали от жилья, если не считать лесных сторожек.

При осмотре "городища"невольно берет раздумье и недоумение, как только можно было выстроить стену из камней, из которых поднять каждый, кажется, не в состоянии тысяча человек, до того поражают они неимоверной своей величиной. Такие же камни в беспорядке разбросаны около самой стены. Верить же легенде, записанной со слов крестьянина, конечно, нельзя, но всякий, осмотревший это городище, придет к тому заключению, что сложить эту постройку из громадных камней выше сил человеческих. Предположить же что-либо самородное тоже никак нельзя, т.к. ясно видно, что сооружение сделали при помощи искусственных сил. Итак, все это остается пока загадкой.

Валуны

От сторожа нам пришлось узнать, что многие приезжающие в Оптину Пустынь из Петербурга, Москвы и других городов осматривали это "городище". Остается пожелать, чтобы нашлись люди, которые, будучи сведущими в деле старинных построек, дали бы более верное заключение об этой замечательной и действительно интересной постройке. Здесь можно бы провести раскопки, осмотреть и проследить выход из пещеры под постройкой. Вообще для людей, интересующихся подобными вещами, это городище может представлять дорогой материал для исследования и наблюдения.

Итак, "Чертово городище" не всегда имело современный вид. Куда же исчезла гигантская постройка, да и была ли она? Не мог ли анонимный собкор КГВ принять за искусственное сооружение, например, ледниковый нанос? А может быть он просто все выдумал? Почти все специалисты, к которым, естественно, мы обращались за консультацией, так и считают. Мне же эти версии не кажется правдоподобными. Книга Иеромонаха Леонида существует, и цитирует ее автор КГВ абсолютно точно. И я весьма сомневаюсь, что, по крайней мере, два образованных человека могли принять случайное нагромождение камней за искусственную постройку. Ведь мысль о возможной игре природы приходила автору корреспонденции в голову, и он ее отверг.

Но нельзя ли предположить, что "Чертовым городищем" называли в прошлом веке совсем другое место? Ведь описание пути к нему в КГВ не очень похоже на современное. Даже если так, трудно поверить, что о загадочной конструкции из неподъемных камней не было бы хорошо известно. (Впрочем, кто знает…)

Все же, если не принимать в расчет фантастическую версию о других измерениях и параллельных вселенных, наиболее правдоподобно предположение о том, что "замок черта" попросту уничтожен.

Варварское отношение к памятникам прошлого на "Святой Руси" не в диковинку… По крайней мере, точно известно, что в 1952 г. на "ЧГ" гремели взрывы. К этим работам мы перейдем немного позже, а пока, приняв описание столетней давности, попробуем разобраться, что могла представлять собой каменная постройка, кто и когда ее возвел?

Первое, что приходит в голову – загадочное сооружение являлось крепостью, предназначенной для защиты южных рубежей русского государства. Не будем забывать, что расположено "городище" в пределах знаменитой "Засечной Черты" – оборонительной полосы Московского государства, окончательно сформированной в XVII веке. Но столь простое объяснение невозможно, конечно, рассматривать серьезно. Во-первых, о постройке столь недавнего времени, пусть и разрушенной, мы располагали бы достаточной информацией; во-вторых, возведение такого сложного инженерного сооружения из огромных глыб требует умения и сноровки, т.е.глубоких традиций. У славян же, по крайней мере, после их крещения, мы не видим ничего подобного. Нашим предкам привычнее было работать с деревом.

Однако вообще-то сооружения из гигантских камней (мегалиты) известны очень широко. Буквально по всему миру, от Америк до Полинезии стоят неведомо кем и как построенные сооружения из камня. Нет их только в Антарктиде, но я не очень удивлюсь, если и там они будут найдены. Очень любопытно, что часто находящиеся в противоположных точках земного шара мегалиты удивительно похожи. Точнее, каменные постройки можно разделить на две большие группы, с очень не четкой границей между ними: южные мегалитические сооружения обычно имеют форму пирамиды (зиккураты) и часто являются гигантскими гробницами. Северные мегалиты более разнообразны. Самыми известными и лучше всего изученными из них являются каменные постройки Бретании.Например, кромлехи – кольца, часто довольно сложные, из вертикально стоящих камней. Всем известен самый сложный комплекс такого типа – Стоунхендж. Выделяют также дольмены – сооружения, похожие на каменные дома с плоской крышей, менгиры – вертикально стоящие камни, похожие на примитивные колонны, курсоры – скопления менгиров в виде длинных полос…

Наиболее правдоподобно выглядит гипотеза, считающая почти все мегалиты каменными календарями и одновременно обсерваториями, предназначенными для точных наблюдений за солнцем и луной.Версия эта имеет для многих мегалитов хорошее математическое обоснование. Официальная наука не может убедительно объяснить уже отмечавшиеся сходство мегалитов разных, весьма удаленных, стран. Энтузиасты же давно ищут истоки традиции возводить каменные памятники в какой-то древней працивилизации. Чаще всего вспоминают цивилизации затонувших якобы не так давно Атлантиды и Арктиды. Здесь не место обсуждать эти гипотезы, но меня настораживает и наводит на размышления то, что почти везде легенды называют строителями мегалитов карликов, наделенных волшебными знаниями. Это очень странно – казалось бы, логичнее приписать возведение огромных сооружений гигантам.

Достаточно характерны для мегалитов выбитые (или просверленные?) в них глухие отверстия, а также некоторые типичные рисунки. О высеченных в камнях рисунках надо сказать особо: не ясно, имеют ли создатели их отношение к строителям мегалитов, но горельефы в камне известны также по всеми миру.Рисунки причем везде очень похожи. Прежде всего это углубления в камне в виде чашек и лунок (так называемые "чашечные камни"), "отпечатки" следов животных, стоп и ладоней человека (следовики), иногда и более сложные изображения в виде календарных кругов и солярных знаков.

Чашечные камни в этом ряду занимаются особое место. Видимо, они имели далеко не только декоративное значение. Были предложения, что в "чашках" добывали трением священный огонь, что расположение лунок являлось своеобразным календарем. На Кавказе предания говорят, что камни с чашками играли роль своеобразного игрового автомата: на камень бросали шарик и по тому, в какую лунку он закатится, определяли волю богов. Для тех же Кавказских чашечных камней доказано, что многие из них являются картами звездного неба.

Думаю, становится ясно, для чего мне понадобилось такое длинное отступление. Сразу же по прочтении статьи в Губернских Ведомостях у меня возникли аналогии между "Замком дьявола" и всемирно известными мегалитическими комплексами. Несмотря на всю скудность описания "постройки" "Чертова городища", не кажется ли и вам, что возведенные до середины окон" стены весьма похожи на каменное кольцо Стоунхенджа, и не является ли полоса из камней, ведущая к полю, курсором?

Но все же, куда девались мегалиты "ЧГ"? Первые же беседы с местными старожилами дали ответ на этот вопрос.

Сразу после Великой Отечественной войны в окрестностях интересующего нас места стал быстро развиваться молодой городок Сосенский, началось и строительство шахт для добычи бурого угля. На отсыпку дорог потребовался щебень и местные власти решили брать камен на "ЧГ". Самое интересное, что Калужские природоохранные организации до сих пор не знают об этом почине Сосенских строителей. А вот работавший в 1950-е годы мастером тамошнего СМУ Сергей Григорьевич Гришков рассказал нам, как в 1952 г., получив указание начальства, его бригада заложила аммонал у входа в пещеру и произвела взрывы.Обрушив вход в подземелье, стройуправление вывезло, по словам Гришкова, 4-5 тракторных тележки песчаника, после чего пришло распоряжение работы прекратить: был сделан анализ камня (не следовало ли с этого начинать?) и выяснилось – для строительства он непригоден. По другим сведениям, камень все же добывали до 60-х годов.

Но что же было на "ЧГ" до его разрушения, как оно выглядело? Со времени разработок прошло более сорока лет, рабочие, добывшие камень, сейчас имеют пожилой возраст и помнят детали местности плохо, но все же очевидцы единодушны: работы велись у основания холма, и никто из местных жителей, посещавших "городище" в 1930-50 гг. не помнит ничего похожего на замок дьявола, находившийся, судя по статье в КГВ, на вершине холма.В то же время огромные деревья, которые приходилось валить при прокладки дороги для вывоза с "ЧГ" камня, показывают, что по крайней мере после революции никаких других работ на "городище" не велось. Более того, в 1908 г. в журнале "Нива" была опубликована статья Т. Рождественского "Замок дьявола", представляющая собой литературную обработку одного из вариантов уже известной вам легенды. Статья эта иллюстрирована фотографиями. Так вот, автор упоминает только о нижних этажах "замка", за которые, в принципе, можно принять верхнюю часть скалы. Но он ни слова не говорит о "возведенной до середины окон постройке".

И здесь мы переходим к главной загадке "Чертова городища": Почему, казалось бы, серьезные и заслуживающие доверия люди, посещавшие урочище хотя и в разное время, но все же не с такими интервалами, за которые могли бы произойти геологические изменения, описывают место часто совершенно по-разному. Лучше всего это видно на примере подземелий "Дьвольской постройки".

Как вы помните, в статье 1891 годм описывается пещера с двумя выходами, один из которых был, по слухам, довольно длинным.Т.Рождественский дает более точную информацию: небольшой грот, с двумя уходящими вглубь скалы щелями. Геологи, к которым мы обращались за консультацией, категорически исключают возможность появления длинных естественных пещер в песчанике.Другое дело – искусственно вырубленные подземные ходы. Однако, согласитесь, вряд ли автор "Замка дьявола" описал бы подземные ходы каак "щели".

Продолжим.

Местная жительница, посещавшая "ЧГ" в 1930-х годах со школьной экскурсией, запомнила только небольшой грот, способный вместить всего несколько человек. Тогда же на стенах его видели изображения ладоней, глубоко выбитые в камне. Очевидица уверена, что никаких длинных ходов, ведущих вглубь скалы, не было.

Старый же мастер Гришков, как уже упоминалось, взорвавший вход в пещеру в 1952 г., рассказывает о сложной системе подземелий, состоящей из вырубленного в камне длинного прямого коридора с отходящими от него четырьмя явно искусственными ходами, по два с каждой стороны. На стенах коридора были выбиты все те же "отпечатки" ладоней и непонятные надписи. Попасть же в боковые коридоры никому не удавалось из-за ядовитого газа (или, может быть, дыма) синеватого цвета, раздражавшего глаза и делавшего невозможным дыхание. Сергей Григорьевич уверен, что эта же подземная система существовала и до войны. Больше того, в 1939 году наш информатор наблюдал за работой некой, как он выразился, "экспедицией археологов в противогазах". Выйдя из подземелья, ее участники рассказали, что видели каменный стол и несколько закупоренных бутылок. Никаких сведений об этой экспедиции разыскать нам не удалось. Разумеется, закрадывается подозрение, не имел ли г. Гришков дело с откупоренной им бутылкой незадолго до нашей беседы, но у меня есть очень веские основания верить его словам. Бывший взрывник утверждает, что после проведенных им работ попасть в пещеру стало невозможно. По его словам, современный грот образовался после взрыва.

Вопреки его уверениям, другие рабочие, работавшие на "чертовом" несколько позже, рассказывали, что один вход в подземелье существовал до 60-х годов, и газов в нем не было.Побывавшие в ней видели гигантские каменные ступени, по которым можно было спуститься в зал, по периметру которого располагались полукругом каменные "диваны", а в центре находился каменный стол. Никакого дыма, по этим сведениям, в ходах не было, и можно было бы пройти из упомянутого зала дальше, однако делать это боялись.

В сборнике "По просторам Калужского края", вышедшем в 1959 г., "Чертово городище" описано подробно, но стоит ли говорить, что о пещерах и мегалитах в нем нет ни слова.

Между тем, жительница Сосенского, дважды ходившая на "ЧГ" в 1967 г. с компанией школьников, видела открытый вход под землю. Ей было всего двенадцать лет и в пещеру она не лазила, однако старшие ребята рассказывали ей, что выдержать внутри пещеры более 1-2 минут было невозможно из-за щипавшего глаза газа. Существовала компания старшеклассников, пытавшихся разными путями исследовать подземелья, но успеха они не добились, не помогли и шахтерские респираторы, которые ребят а пытались использовать. К сожалению, найти кого- нибудь из этой компании не реально – житейские обстоятельства разбросали людей, некоторых уже нет в живых. Небольшую надежду современным исследователям, правда, дает тот факт, что большинство историй о ведьмах, танцующих в подземном зале (эти рассказы и подтолкнули школьников к "изучению" городища), ребята слышали от родителей. Следовательно, фольклорные традиции живут.

Последние неясные сведения об открытых подземных ходах, имеющиеся у нас, относятся к 1980 годам.

В настоящее время на "ЧГ" существует грот, в котором нет никаких "отпечатков" рук, но зато есть выцарапанная у входа надпись с датой: "1931 г." Каковая, если бы именно здесь велись взрывные работы, сохранится никак не могла. Так где же все-таки добывали камень, и где находится вход в подземелье?

* * *

А что на поверхности? Старые рабочие утверждают, что аллея из обработанных камней от "ЧГ" вела на северо-восток. Уж не на точку ли восхода солнца в день летнего солнцестояния? Видимо, эти камни также были взорваны в 50-е годы, как и другие сооружения из камня, напоминающие водосборники. Жаль, что никто не помнит точного расположения этих деталей. Запоминать детали и положение "каких-то" камней рабочим было ни к чему…

…В настоящее время на вершине холма находятся три камня, заслуживающие, на мой взгляд, внимания:

Во-первых, это упоминавшийся чашечный камень. Впервые он был опознан как культовый членами Калужской экспедиции ИА АН СССР в 1987 году О.Л. Прошкиным и А.С. Фроловым. Находится он в северо-западной части городища и представляет собой, цитирую археологов, "камень с небольшими воронкообразными углублениями. Видимая его часть имеет форму трапеции 67х115х105 см, возвышающейся над дневной поверхностью на 5-20 см. В центральной его части сделаны 6 углублений диаметром 2-7 см и глубиной 4-20,5 см". Аналогов этому культовому камню, по мнению археологов, в средней полосе России нет. Ближайшие камни такого типа найдены в Псковской области. Теперь я вновь "позабавлю" читателей: козельский краевед В.А.Самойлов в своей книге утверждает, что "чашек" в камне не 6, а 5! Допустим, он не заметил одно отверстие. Профессиональные археологи оказались глазастее. В таком случае, "аномальщики" оказались глазастее археологов, ибо во время первого же осмотра кмня мы насчитали более 20 отверстий, причем они ничуть не были забиты, и все в равной степени бросались в глаза. Геологи же вообще заявляют, что отверстия в камне имеют природное происхождение и являются следами окаменевших и выветрившихся корней. Впрочем, последнее предположение археологов не обескураживает: они считают, что в качестве культового мог использоваться камень и с естественными отверстиями. Все же не будем забывать, что больше камней с подобными отверстиями в окрестностях холма нет. Однозначно искусственная природа лунок будет доказана, когда (или скажем осторожнее, если) будут найдены закономерности (календарные либо астрономические) в их расположении.

Второй любопытный камень почему-то не привлек внимания археологов, хотя В.А. Самойлов о нем упоминает. Находится он в нескольких десятках метров от "чашечного" и интересен вырубленным в нем (явно искусственно) глухим отверстием в форме неправильного пятигранника с ребрами по 15-25 см и глубиной до 40 см. В "колодце" этом постоянно стоит дождевая вода, и хорошо известно, что вода, взятая из таких камней, считалась целебной и обладающей волшебными свойствами.Подобные легенды, в частности, ходят в Шотландии – многие тамошние жители считают целебной воду, взятую в углеблениях их знаменитых мегаполитов. В наших краях мне известен по крайней мере один такой "колодец" с целебной водой, находящийся на знаменитом Куликовом поле.

Третий камень был сильно задернован, и углубления в нем были едва заметны. После небольшой расчистки мы увидели два углубления в виде треугольников с закругленными вершинами и сторонами по 10-15 см. О происхождении этих следов я судить не берусь, а находится этот "следовик" в центральной части городища.

Теперь остановимся на результатах, проведенных на "Чертовом", археологических раскопок. Первым, насколько мне известно, шурфовку городища провел в 1927 году исследователь Р.С.Ильин. К сожалению, я не смог найти оригинальные работы этого ученого и вынужден пользоваться официальным описанием памятника природы "Чертого городища". Для нас представляет интерес найденный им на глубине 75 см прослой полуразложившегося смешанного с песком древесного угля.Прослой имеет мощность 4 см и находится на скальном основании холма. На основании изучения почвенного разреза Р.С. Ильин делает вывод, что здесь (на скальном основании) "когда-то что-то было сожжено и насыпан курган. На нем сразу же вырос лес, ибо в противном случае песок был бы неминуемо перевеян".

Современные же раскопки выявили культурный слой в верхней части всего почвенного слоя городища. Учитывая, что городище имело солидные укрепления, можно было бы ожидать, что слой этот, сохранивший следы обитателей большого населения, должен быть мощным и богатым". Увы! Культурный слог "ЧГ" довольно беден. Специалисты пытались объяснить этот факт, как и отсутствие культурного слоя на значительной части площадки, размыванием почвы и ее сползанием с крутых склонов городища.Но вряд ли это так: растительность на холме очень мощная и сильных оползней вроде бы быть не должно.

Не логичнее ли предположить, учтя все известные нам факты, что большого поселения на "ЧГ" и не было, а представляло оно собой культовое место, капище, где жрецы неведомой религии отправляли свои обряды. Археологи это предположение совсем не отвергают, скорее наоборот: находка культового камня говорит в его пользу. С точки зрения "аномальщика", говорит за высказанную версию и аномальность места: вряд ли люди могли долго жить даже в малоактивной аномальной зоне – слишком непредсказуемое это место! А вот для обитания богов или духов аномальные зоны более чем подходят. Ведь есть надежные сведения, что "энергетика" зон может каким-то образом взаимодействовать с психикой человека. (Во время нашего пребывания на "ЧГ" члены нашей группы попытались провести некий старинный обряд и небезуспешно: фотокамера зарегистрировала странные световые феномены, ненаблюдавшиеся невооруженным глазом.)

Итак, капище. Примем это предположение. Но какого времени?

Увидивший план "Чертова городища" большой знаток дохристианской истории Руси и, между прочим, старшина Калужской Славянской общины В.С. Казаков рассматривал его в большой задумчивости. Позднее он признался, что увидев схему "ЧГ" понял, что где-то уже видел подобное святилище. Вскоре Вадим осознал, что наше "городище" представляет собой уменьшенную копию горы Собутка (или Сленжа) в Силезии. Подробно описанная академиком Б.А. Рыбаковым, эта гора являлась святилищем племени силезян. Интересно, что священная тропа, ведущая к вершине Собутки, были отмечена весьма интересными каменными статуями. Не той же ли цели служила полоса камней, ведшая когда-то к "Чертову городищу"?

Наводит на мыль о славянском капище и название места. Подобные названия давались не только аномальным зонам. Крестившие Русь христианские миссионеры считали языческих богов порождениями дьявола и, естественно, что места их капищ они также называли нечистыми.

(Впрочем, на топонимику полагаться особенно нельзя. Некоторые краеведы вообще считают, что городище не Чертово, а Чертово и название получило от засечной черты, на которой, как я уже говорил, оно находится. А недавно возникла еще более оригинальная версия: может быть, имя городищу дали настоящие живые черти – некоторые криптозоологи считают, что чертями, лешими часто называли в народе покрытых шерстью человекообрзных животных. Мы чаще называем это существо снежным человеком или "по-научному" реликтовым гоминоидом и ищем его в труднодоступных районах. В районе же всегда бывших заповедными Засек таких "чертей" видели якобы еще лет 30-40 назад.)

Но это было отступление. Вернемся "к нашим баранам". В.С.Казаков считает, что на "ЧГ" находилось славянское святилище, скорее всего в честь бога Свентовита. Однако не будем забывать: славянских вещей при раскопках не найдено. Фрагменты керамики датируются началом нашей эры, славянское же племя вятичей пришло на наши земли намного позже. Возможно, они и использовали святилище, но основали его, видимо, не славяне.Так кто же? Финно-угры или Балты? Культурный слой, возможно, оставлен и ими, как и чашечный камень, но меня больше всего занимает вопрос, кто "что-то" сжег на скале и насыпал на пожарище курган? Ведь это было не позднее конца прошлой эры! В субтропическом поясе в то время давно уже существовали высококультурные цивилизации, обитатели же наших мест пребывали, как принято считать, еще в каменном веке. Не заставит ли тщательное изучение "Чертова городища" пересмотреть нашу "сверхдревнюю" историю – вот какая крамольная мысль не дает мне покоя. Будущее покажет, насколько я прав в своих догадках.

* * *

В заключение обсудим вопрос: Так ли уж уникально "Чертово Городище"? Ответ на него не прост… Раньше мне казалось, что в отношении мегалитов Средняя Россия подобна Антарктиде: значительных сооружений из камня у нас нет. Затем единственным мне известным исключением стал "замок дьявола" на "ЧГ". И до сих пор сведений о других "замках" на территории Европейской России у меня нет. Однако, по мере того, как я входил в тему, выяснялось, что священные, специально обработанные камни, пусть и не всегда мегалиты в исходном значении слова, у нас встречаются. Вот свидетельство еще одного козельского краеведа С.А. Горичева:

"На дне Трошенского оврага, выходящего к р. Жиздре, до недавнего времени находился камень- следовик. Он представлял из себя вид грубо отесанного надгробья, похожего на 4-скатную кровлю. Его размеры были более двух метров в длину, до 1,6 м в ширину, 1,5 м в высоту. Внешний вид камня имел следы обработки человеком. Там же, на красном песчанике, огромными пластами, выходящими на поверхность, были высечены изображения кабана с восемью детенышами".

Читатели, не торопитесь на экскурсию. Не знаю, что стало с камнями Трошенского оврага, но сейчас их там нет.

Больше повезло каменному кресту, найденному также под Козельском и стоящем сейчас перед городским краеведческим музеем. Некоторые специалисты считают, что первоначально фигура изображала богиню с поднятыми вверх руками (Макошь?).Руки ей отбили якобы христианские "просветители", стремясь "приспособить" идола к новой вере. Только недавно мне в руки попала книга В.Н. Шавырина "Муравский Шлях". Одна из ее глав целиком посвящена священным камням Тульской области. Автору удалось разыскать самые разные камни: менгиры, каменные календари, визиры… К сожалению, В.Шавырин тоже вынужден писать о варварском отношении к памятникам прошлого.

У меня же просто темнеет в глазах, когда я думаю, о чем могли бы рассказать, но уже никогда не расскажут уничтоженные или просто сдвинутые с предназначенного им места камни. В прошлом веке знаменитый фольклорист А.Н. Афанасьев писал:

"На берегу реки Мечи указывают несколько камней, расположенных кругом". Вряд ли после того, что мы узнали, можно сомневаться, что описана примитивная астрономическая обсерватория, но проверить это вряд ли удастся: скорее всего и этих камней давно нет. Но потеряно еще не все. Нанеся на карту культовые камни Калужской и Тульской областей, мы получим "зону мегалитов", примерно совпадающую с Засечной Чертой. Вряд ли священные камни ставили именно на ней. Скорее всего, заповедный вплоть до недавнего времени режим Засек просто обеспечивал относительную сохранность камней. Но вполне вероятны находки памятников нашей древней и "сверхдревней" истории и в других местах. Оглянитесь вокруг себя! Возможно, у вас под боком есть вещи не менее удивительные, чем Сфинкс и линии Наска. И, пожалуйста, не торопитесь на "Чертово городище". Уникальный памятник истории и природы не выдержит дополнительного наплыва посетителей. К тому же, говорю это совершенно честно, самостоятельно найти дорогу на "ЧГ" очень сложно, почти невозможно!

В заключение мне остается только поблагодарить работников различных природоохранных и научных учреждений Калуги, оказавших нам огромную помощь в поиске информации и ответов на вопросы, касающиеся различных тайн "Чертова городища": В.П.Есипова, В.П. Новикова, Л.П. Паутову, О.Л. Прошкина, Е.А.Телеганову и многих других. Необходимо отметить и членов нашей группы, вместе со мной занимавшихся разгадкой тайн "ЧГ" (и продолжающих эту работу): Сергея Качана, Сергея Каминского, Алексея Салахова.

Всех же, кто хотел бы поделиться своими предположениями и мнениями, касающихся нашей темы, всех, располагающих какой-то информацией о необычных сооружениях и просто непонятных вещах, мы просим писать по адресу: 248030, Калуга-30, Перепелицыну А.А.

Заранее спасибо.

Литература:

Памятник природы "Чертово городище". Описание. Научная справка. Областной краеведческий музей. 1995 г.
В.В. Манцев. Стояние. Повесть. Газета "Вперед", 1987-88 гг.
Калужские губернские ведомости N 81, 1891 г.
Т. Рождественский. Свадебный замок Дьвола. Ника N 38, 1908 г.
Г. Кусов. Камень с Большой Медведицей. Вокруг Света N 5, 1989 г.
По просторам Калужского края. Калуга, 1959 г.
О.Л. Прошкин, А.С. Фролов. Древний культовый камень в урочище "Чертого городище". Материалы V-й областной краеведческой конференции.
В.А. Самойлов. Полемическое эссе о "Чертовом городище".
Б.А. Рыбаков. Язычество древних славян. М., Наука, 1994 г.
В.Н. Шавырин. Муравский шлях. Тула Приокское кн. изд-во, 1987 г.
С.А. Горичев. Из истории Козельского края. Материалы III-й областной краеведческой конференции.
А.Н. Афанасьев. Древо жизни. М., Современник, 1982 г.

Андpей Пеpепелицын

Метки: этнография

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>